СКУЛЬПТОР АНАСТАСИЯ ПРАХОВА

мастерская

14 July, 2020

Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые крутые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы.
Анастасия Прахова – молодая художница, создающая тактильные скульптуры из гипса. Узнали о процессе изготовления работ и сложностях в покупке сырья, реакции на объекты и 'жутком' в прикосновении.
работы Анастасии можно приобрести здесь

ПОЧЕМУ ИСКУССТВО?
Мне с детства нравилось рисовать и творить, поэтому родители отдали меня в художественную школу еще в дошкольном возрасте. Вплоть до 11 класса школы я занималась академическим рисунком и живописью, но у меня были большие сомнения в дальнейшем поступлении в российские художественные вузы, поэтому Британка в далеком 2015 была единственным лучом надежды на получение диплома в сфере современного искусства. В этом году я заканчиваю BA (Hons) Fine Art, и я еще ни разу не пожалела, что решила развиваться именно как 'современный' художник, особенно в контексте британского образования.

ЧАСТИ
Все свои работы (картины, скульптуры, инсталляции) я вижу не как отдельные проекты, а как часть моей художественной практики, которую я развиваю уже несколько лет. Большинство моих работ названы PRTs (or PARTS), и на самом деле это отсылка к одному из эпизодов RuPaul’s DragRace, но никто об этом знать не должен). В контексте практики я воспринимаю PRTs как отсылку к основной идеи – концепту фрагментации тела/сознания/памяти. Еще все свои формы я называю детьми, что может показаться странным, но почему-то я воспринимаю их именно как своих kids.

ФОРМЫ
Форма скульптур, как и метод работы, вылились из долгих экспериментов с материалами в студии. Сложно сказать, что именно повлияло на визуальный язык в моей практике, потому что изначально я развивала ее из теории психоанализа и анализа своих травматичных воспоминаний, связанных с телом.
Если честно, то до 2018 года я даже не могла себе представить, что буду настолько погружена в работу со скульптурой, ведь мне очень нравилась именно живопись. Хотя есть кое-что, что объединяет мои живопись и скульптуру – органические, телесные формы, плавно переходящие одну в другую, словно находящиеся в метаморфозе.

ПРАКТИКА = ТЕРАПИЯ
Не думаю, что когда нибудь назову это проектом, ведь художественная практика – неотъемлемая часть моей жизни, и создавалась она именно как рефлексия на мой опыт и воспоминания. На начальных этапах я воспринимала практику как своего рода терапию, и спустя полтора года с начала работы пришла к более осознанному восприятию своих скульптур, теперь я понимаю их дальнейшее концептуальное и физическое развитие.
Я испробовала много материалов – гипс, фарфор, силикон, всякие прозрачные гели, но на ближайшее время в планах работа над инсталляцией к degree show и супер захватывающие эксперименты с воском и парафином. В концептуальном плане я перешла от искусства шибари (kinbaku), довольно очевидного сексуального контекста, до феноменологии, imaginative touch и разносторонних рассуждений о телесности, сексуальности и чувственности. Конечно же я очень надеюсь, что развитие не остановится на каком-то определенном концепте, а будет развиваться дальше, как и я сама.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Все довольно просто: сама скульптура создается из гипса и презерватива. Хотя я обычно не люблю раскрывать эти детали процесса – гораздо интереснее видеть реакции людей, которые не знают об используемых материалах. Так что, если уж очень интересно, welcome в студию!

Во время процесса работы наиболее значимым элементом для меня является тактильность. Опыт тактильных ощущений, как основная часть повседневной человеческой жизни, может содержать в себе сильную эмоциональную нагрузку, став тем самым неприятным и травмирующим в нашей памяти.
Я много исследовала теорию Uncanny, или Жуткое, Зигмунда Фрейда, так как формальное представление прикосновения к телу может стать причиной для 'жуткого' чувства, поскольку оно имеет интеллектуальную и психологическую неопределенность. Я делаю акцент именно на психологических реакциях, не зависящих от гендера, даже несмотря на то, что мои скульптуры очень фемининны.
Ambiguity – еще один термин в моей практике, о котором я могу говорить очень много и долго, даже на примере процесса работы, где из символа маскулинности рождается нечто женственное и чувственное. И несмотря на эстетическую 'красоту' телесных форм, они были созданы сквозь боль – физическую и эмоциональную, что делает впечатление от работы еще более многогранным.

СЛОЖНОСТИ
Определенно испытываю сложности с закупками материалов – особенно когда на автомате в аптеке говоришь, что тебе нужно 5 пачек презервативов XL для РАБОТЫ. Также, работая с гипсом последние три года, я, кажется, уже заработала себе проблемы с легкими, но с другой стороны, я уже придумала, что с ними можно сделать..

РЕАКЦИИ
Ассоциации и реакции у всех очень разные, но всех объединяет одно – желание потрогать и пожамкать. На первой выставке, где я выставляла свои скульптуры, зрители могли физически интерактировать с работами. Было удивительно наблюдать за реакцией людей, которые пытались совместить вмятины на скульптурах со своими руками, в какой-то момент даже начало казаться, что формы были продолжением моего собственного тела. Сейчас я считаю, что тактильность моих скульптур интереснее воспринимается на психологическом уровне, когда зритель не может 'дотронуться' физически, лишь взглядом.

МАСТЕРСКАЯ
Последние три года работаю в студиях Британки, которые нам выделяют на факультете Fine art. Периодически работаю дома, когда нет доступа к мастерским – например, во время карантина работала на даче три месяца и даже сделала несколько экспериментов с горящим гипсом и деревом.

КАЧЕСТВО, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ХУДОЖНИК СЕГОДНЯ?
Мультитаскинг. Художник – это и фотограф, и дизайнер, и менеджер, и смм-щик, и вообще все на свете. Хотите видео смонтирую, а хотите мебель починю – спасибо Британке за множество скиллов.

СУПЕР СПОСОБНОСТЬ ХУДОЖНИКА?
Самокритика и самоанализ себя и своей практики – это все же скорее супер способность, чем недостаток. Многогранность и осмысленность художественной практики исходит, по моему мнению, именно из открытости новым идеям и мнениям, возможно даже полярно-противоположным твоим.

ВДОХНОВЕНИЕ
Я огромный фанат фильмов ужасов и видеоигр, и если бы я хоть раз оказалась на съемочной площадке 'Ганнибала', то я бы там и осталась. Сложно объяснить, почему мне настолько нравятся вещи, от которых многих людей просто воротит, но именно интерес к психологической и эмоциональной реакции на такие объекты и явления и стал отправной точкой моей практики.

СОВЕТ?
Никогда не ограничивайте себя в своем творчестве (только не забывайте, что мы в России). Независимо от чужих мнений, культурных или социальных предрассудков, продолжайте творить и экспериментировать.

работы Анастасии можно купить здесь

мастерская

14 July, 2020