Художник Объединения – Катя Любавская

Artist's statement

07 September, 2020

В рубрике Artist's statement рассказываем про дорогих нашему сердцу художников.
Сегодня Катя Любавская рассказала о влиянии архитектурного образования, перфекционизме и поделилась своими любимыми японскими художниками и галереями
´ヮ´

СЕЙЧАС
Как только я расстроилась, что проекты, в которых я должна была участвовать осенью, перенеслись по известным причинам на неопределенный срок, как 'прилетели артангелы' и предложили интересные проекты здесь и сейчас. И вот 'новое расписание электричек'. В конце осени планируется моя персональная выставка в Fabula Gallery. Сейчас это самое ответственное мероприятие для меня. А одну из моих готовых известных работ можно будет увидеть на Cosmoscow в групповом проекте The Bliss Life на стенде Fabula Gallery с 11 по 13 Сентября.
Там же в Гостином дворе betweenwindows объединились с Lobby для знакомства коллекционеров и поклонников искусства с художниками нового поколения. Подборка работ является продолжением кураторской выставки 'Back to the Roots' и доступна к просмотру до 30 сентября в пространстве Lobby. Я представляю здесь мерч к моему проекту Ноль дизайна / Design zero, объекты пресс-папье, которые также можно купить.
И буквально на днях куратор из Карелии Мила Бузова пригласила меня участвовать в групповом проекте – тотальной инсталляции 'Сад', посвященной райскому саду, метафизическому месту вне времени. Выставка пройдет в White Room Foundations предварительно в конце октября.

ПРОЕКТ МЕЧТЫ
Мечты сбываются: я делаю то, что мне очень нравится именно сейчас.
А стратегически – я мечтаю выйти на японский арт-рынок. Мне очень близка эстетика, качество и кросс-дисциплинарный подход. То есть когда предметы искусства, они же предметы дизайна, они же предметы декора.

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС
Я почти не делаю наброски. Для меня это атавизм и лишняя трата времени. Придуманный объект сразу идет в разработку, минуя эту стадию. Самое сложное, как всегда, качественное изготовление. Я многое заказываю, и даже в проверенных местах каждый раз что-то идет не так. Эта боль мне очень знакома из моей архитектурной практики.

УЗНАВАЕМОСТЬ
У меня нет готовой формулы стиля. Визуально – это комбинация ограниченного набора сочетаний, которые мне нравятся: четкие линии жесткого материала с противоположным ему мягким или пушистым, отражение, 'игрушечные' цвета, гравировка и мои любимые графические символы. Началось все, конечно, с синтетических волос, которые я увидела случайно, и мне они понравились как материал. Мои работы все очень Synth-pop. Волосы выглядят гипертрофированно натурально, их хочется потрогать как какое-то существо, а тема осязаемого очень актуальна в цифровую эпоху, теперь еще и на удаленке.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Архитектурное прошлое, конечно, влияет. Вот зеркала, например, я черчу в Autocad. А в целом подход к работе во многом почти такой же как в архитектуре, я имею ввиду саму форму. В одном объекте минимальное количество приемов, желательно простых, в идеале один, никаких лишних деталей.

В искусство я пришла как-то очень логично. Работа в архитектурном бюро закончилась, когда мы с мужем переехали в другую страну в 2011 году, а затем я родила ребенка. Работать уже было невозможно, а потребность быть художником осталась (все архитекторы на самом деле художники). Сменив масштаб, я начала делать небольшие land art этюды еще в Кембридже, пока гуляла с коляской. Когда мы вернулись в Москву, то так и продолжала этим заниматься, но все реже по разным причинам, вдобавок стало непонятно, как это экспонировать – фотограф я так себе. Можно посмотреть подборку land art из того периода в единственной закрепленной сториз в моем инстаграме. Затем очень органично пришло ощущение, что хочется делать объекты комнатного масштаба, что и оказалось для меня самым комфортным. Обожаю ходить на групповые выставки, где много небольших работ разных авторов, и у каждой есть свой прикол и концепция.

ПРО КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ И ЭСТЕТИКУ ВО ВСЕМ
Дома у меня все всегда аккуратно, а если нет, то глаз дергается. Любой психолог бы провел здесь параллель. Разумеется, это не смысл работы, а константа качества исполнения, к которой я только стремлюсь пока теми средствами, которыми располагаю на данный момент. Мои работы просто выполнены в аккуратном стиле.
Известно, что на супер идеальное качество требуются большие финансовые вложения – поэтому это редкость. То есть одну и ту же работу при разных бюджетах можно выполнить по-разному. Мы же знаем, что гораздо дороже построить современный эстетский дом в отличие от домика-тортика. Про деньги вообще как-то не принято говорить в художественном сообществе, а надо бы. Напоминаю, что мы сейчас говорим об изготовлении, а не концептуальном качестве работы.

ПРОЕКТ С ЗЕРКАЛАМИ
Это реверанс любимой книжке детства. Она попалась мне в руки несколько лет назад, когда я готовила стопку книг читать на ночь своей дочери Нине. И вдруг я сама подумала про зазеркалье. Что же там в этом мире? Поэтому улыбающиеся гравировки и отрывки-цитаты я делаю по амальгаме, чтобы они принадлежали плоскости зазеркалья. Если нанести рисунок/текст поверх зеркала, то он будет отражаться в самом зеркале и будет снаружи.
Вот нарисуй сейчас что-нибудь на зеркале – поймешь сразу. Вроде мелочи, но мне они важны. Что же такое это зеркало? Портал или окно? А что, если его приподнять, как занавеску, или откусить от него? Что было бы в сказочном мире?

Цитаты подобраны под зеркала относительно художественного образа конкретно каждого зеркала в той же сюрреалистичной манере происходящего во сне. Обычно я сопровождаю таким описанием:
Медленно погружаясь в сон под чтение книги, уже почти в бессознательном, слова вырываются из контекста. Воображение меняет картинку под новый смысл, ассоциации застревают в отражении, портал в зазеркалье открыт – спокойной ночи и волшебных снов.

БЫТОВЫЕ МОТИВЫ
Я же еще и домохозяйка – здесь получается: 'что вижу, то пою'. Все эти бытовые предметы мои ежедневные спутники, так что пусть они будут милые в параллельной реальности.

ЛЮБИМЫЕ РАБОТЫ
Честно? Все! Я достаточно размеренно все делаю, никогда не спешу, и изготавливаю объект только тогда, когда полностью в нем уверена.

ПЛАНЫ
Сквозь плотное осеннее расписание, наконец набраться смелости и выйти на японскую галерею. Очень жду поработать с куратором из Петербурга Лизой Матвеевой – она классная. Уже давно в планах сделать совместный объект с Даней Антроповым, работы которого мне очень нравятся, хотя стилистически они полная противоположность моим. Еще хочу попробовать новые материалы без потери узнаваемости и рассчитываю на плотное сотрудничество с Fabula Gallery, концепция которой мне близка и понятна.

DESIGN ZERO
Дизайн утомил – это очевидно. Теперь даже пакет молока выглядит не нужно нарядным. Уточню: я имею в виду не дизайн в хорошем смысле слова, а украшательство. Что тоже вроде дизайн, да не он. Проект design zero / ноль дизайна посвящается его отсутствию. Объекты намеренно бесцветные и прозрачные, также я использую графические символы смайлики, как самый упрощенный и схематичный язык. Я решила сделать мерч к проекту, потому что это популярно, доступно и очень правильно. Любой может позволить себе купить уменьшенный кусочек искусства. Ко всему прочему мой мерч имеет функцию – это пресс-папье. Вот пусть и прижимает на столе все эти дизайнерские бумажки! Помнишь, как раньше под стекло на столе подкладывали вырезки из журналов?

КТО ВДОХНОВЛЯЕТ
Слежу в основном за японскими галереями и художниками. Дивный аккуратный мир. Это, конечно, очень национальное, не могут японцы сделать неаккуратно. И, что я заметила, очень много мерча выпускается художниками.

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2020?
Чтобы не было так грустно.

НА КОГО ПОДПИСАТЬСЯ
Мой топ:
Классный дуэт японских художников @magma.jp
Токийская галерея @voilld во главе с не менее клевой @haruhi_ise_voilld
Еще токийские галереи @tomio_koyama_gallery, @hpgrpgallery_tokyo и @calmandpunkgallery
Японские художники @masanaohirayama, @kenkagami, @kobayashichiaki, @kataoka_ryosuke
японские игрушки @kataokameriyasu и @for_dollssan
проект @tokyo_cultuart от beams

Artist's statement

07 September, 2020