НИКИ ЗИМОВ

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: ЕВА РОНДО

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ХУДОЖНИКОМ

15 June, 2020

Художник, музыкант — все чаще такие определения становятся неким смысловым ограничителем для многих, кто хочет создавать работы с помощью разных медиа (самым подходящим словом становится непереводимое на русский artist). Nickie Zimov создает живопись, одежду с ее элементами, музыку, его интересы выходят за рамки привычных представлений о художнике. В этом интервью Ева Ксенофонтова поговорила с Никитой о выставках, поисках средств выразительности через визуальные медиа и структурно разложила по полочкам все серии работ.

Насколько мне известно, ты обучался искусству самостоятельно через книги и знакомство с творчеством других художников. Во время такого обучения и поиска себя есть период сомнений в том, что ты делаешь. Когда пришла уверенность и четкое представление о том, что искусство – это твоя работа?
Я думаю, что все пошло из семьи: мама очень мастерски шьет, а отец всю жизнь рисует, умеет здорово переиначивать импрессионистов, у нас вся квартира была завешана картинами, и постоянно кто-нибудь приходил с целью купить работы. В первых классах я занимался комиксами, выдумывал собственных персонажей, мои старые рисунки все еще в огромных коробках находятся где-то на даче. Но я точно мечтал связать свою жизнь с творчеством, правда, не совсем понимал, с каким видом точно, поэтому лет до восемнадцати приходилось метаться между музыкой и живописью, играть в импровизированных группах, сочинять песни, а между делом учиться рисунку. Художником я осознал себя с первых серьезных работ и очень здорово, что от этого ярлыка пришлось отказаться, когда мне все это надоело, и я с головой ушел в литературу.

Самая первая твоя серия, которую я увидела, датируется 2015 годом, далее сюжеты и техника, манера изображения, например, лиц меняются – что на это повлияло?
Первыми были 'Зеркала' в 2012 году – тогда я только начал знакомиться с работами художников из тамблера. С точки зрения классической живописи все выглядело крайне примитивно, но в работах была история в стильном цвете – это меня и увлекло. Я понял, что мне абсолютно безразлично штудирование, но колористика – очень важная наука, и я должен сделать ставку на это. В первых своих работах я подражал Анри Матиссу, мне хотелось не просто перерисовывать его работы, но попробовать погрузить его персонажей в другой контекст – так и появилась серия, в которой разные люди делают селфи в зеркале.

Позже я понял, что мне хотелось бы сделать из всех работ связанную историю, но из-за того, что цветов было слишком много и они все разные, казалось, что связи нет. Я решил сократить палитру до 3 цветов и нескольких оттенков. Так получилась серия 'Снова за работу...', сделанная в основном по скриншотам из фильмов Джармуша. В то же время у меня появилось новое хобби – каждый раз при просмотре любого фильма делать скриншоты, чтобы потом их использовать в эскизах; у меня даже был популярный блог на тамблере, куда я выкладывал черно-белые скриншоты из фильмов новой волны и советского авторского кино.

Как-то раз одна знакомая попросила меня изобразить ее обнаженной, но из-за страха, что кто-нибудь может ее узнать, попросила не рисовать лицо. До этого я никогда не интересовался художественной эротикой; все современные художники в этом жанре, которые мне попадались тогда — будто бы нарочно все опошляли. Я начал вести свой дневник с обнаженными зарисовками, чтобы понять – дело в них, или я просто чего-то боюсь. Уже позже это все переросло в самостоятельную серию о сексуальности, одиночестве и затянулось на два года.
Со временем я понял, что очень ограничиваю себя одной темой – мне нравится рисовать цветы или животных, но работы смотрятся так органично вместе, что в них явно нет места ничему другому, кроме тела. Так появилась последняя серия 'Фрагменты', в которой я изображаю практически все, что хочется – от еды до объятий.

Так бывает, что часто повторяющиеся элементы в работах художника являются самым главным предметом их изучения. В твоем искусстве все внимание отдано людям, поэтому хочу спросить, как ты относишься к своим персонажам? Ты наблюдаешь за ними немного отстраненно или пытаешься приблизиться к ним, изучить?
Наверное, в большинстве своем это автопортреты, может быть не всегда визуально выражены так, но я люблю использовать работы как дневник – собираю часть событий и использую это в сюжете, и цвета выступают в этом случае как коды: красный и его оттенки – тревога, зеленый – спокойствие и скука, темно-синий и мрачные – меланхолия. Поэтому я всегда могу посмотреть на любую из своих работ и вспомнить, что происходило со мной в это время, и в каком состоянии я был.

Почему ты выбрал такой камерный формат работ?
Периодически я работаю и с холстами, но пока меня пугает состояние завершенности чего-то масштабного – когда ты тратишь месяцы на один холст, по завершению, безусловно, чувствуешь удовлетворение, а после начинаешь скитаться между состоянием сильной привязанности к работе и моральным истощением. Я предпочитаю работать с небольшими форматами, потому что они не требуют много времени и опять же – отлично выступают в качестве описания моего душевного состояния в моменте.

Расскажи про серию выставок Sexual Devotion.
Отличный опыт, но сейчас я понимаю, что выставки в пространствах с развешанными в рамках картинами – точно не мое.

Какие медиа помимо живописи тебе еще интересны? В интервью enter ты говорил, что планируешь создавать скульптуры и музыку.
Мне нравится браться практически за все, что я вижу вокруг себя – одна из причин, по которой я не хотел бы, чтобы меня называли 'художником'. Сейчас большую часть времени, кроме живописи, я трачу на музыку и драматургию и нахожусь в подвешенном состоянии: мне нужно придумать, как все это объединить и показать, что любая деятельность – часть моей личности, и все это – равноценно. Мне бы не хотелось остаться просто художником, делающим изображения в интернете.

Расскажи о твоем сотрудничестве с музыкантами и брендами одежды. Как изменилось твое восприятие таких коллабораций с течением времени?
Я живу с ребятами, которые уже лет пять занимаются созданием одежды, и мы вместе периодически представляем наш общий бренд DOPECLVBWORLD на разных фестивалях и мероприятиях. Очень отрадно, что однажды они вовлекли меня в это дело, и я сам стал ездить на производства, выбирать ткань под собственные макеты и контролировать пошив. А все остальное – мимолетно и пока не очень интересно.

Как повлиял на твою работу карантин, изменилось ли что-то в выставочных планах и реализации каких-то проектов?
Честно говоря, не изменилось почти ничего. Все так же, как и последние три года: сижу дома, рисую, сочиняю музыку, читаю книги, мало сплю, иногда – лезу в мансардное окно и смотрю на пустой город.

Есть ли у тебя такие идеи, которые пока невозможно воплотить?
Хотелось бы самостоятельно построить дом, но пока на это, к сожалению, нет времени.

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: ЕВА РОНДО

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ХУДОЖНИКОМ

15 June, 2020