СТУДИЯ/ НАДЕЖДА ЛИХОГРУД

мастерская

26 August, 2020

Когда у художника есть свое пространство, чтобы создавать новые крутые произведения – это большая радость и место притяжения для таких не-художников, как мы.
Скульптор Надежда Лихогруд создает очень эмоциональные объекты, которые пробуждают воспоминания и теплые ощущения. Надя рассказала о предпосылках становления художником, гендерных предрассудках в профессии и новой мастерской в 'Городке художников' с уникальными соседями.

СКУЛЬПТУРА
С самого детства я постоянно рисовала и лепила. Мне почему-то сразу было ясно, что я стану художником, и окружающие меня люди тоже в этом не сомневались. Даже помню, как в детском саду мне разрешали рисовать во время тихого часа, который так ненавидят все дети. Моя мама, ученый технических наук , постоянно рисовала со мной и братом и водила нас на разные занятия. Потом так получилось, что школе, которую построили рядом с домом, Лужков подарил гончарную печь, и у нас был бесплатный кружок керамики, где я проводила все свободное время. Кажется, все самое гениальное я слепила там. Теперь осознаю, что это было очень важным периодом на моем пути к скульптуре. Параллельно я начала ходить в изостудию моей крестной мамы в Дарвиновском музее – это было очень плодотворным периодом. Затем была художественная школа и довольно странный выбор института по специальности дизайн костюма. Но там я подружилась с одногруппницей, отец которой – замечательный скульптор. По выходным мы занимались лепкой портретов с натуры, и этот процесс меня заворожил. Мне показалось удивительным, что можно вдохнуть в кусок глины жизнь, получить образ, добившись нужного порядка и рифмы объемов. Я поняла, что пластические средства скульптуры – пожалуй, самый интересный для меня способ раскрыть свои способности и видение красоты. С тех пор я начала активно развиваться в рисунке и скульптуре, постоянно ходила на наброски и лепила с натуры. Закончив Текстильный, я поступила на второе высшее в Суриковский институт на скульптурное отделение. Там я по-настоящему столкнулась с изучением ремесла и обратного пути уже не было. В институте я проучилась несколько лет до момента, пока не поняла, что готова работать самостоятельно.

ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ
Конечно, я не раз сталкивалась с мнением, что скульптура – не женская профессия. Особенно это проявилось на этапе, когда я решила поступать на второе высшее после текстильного института. Люди взрослого поколения, даже признававшие во мне талант скульптора, настаивали на том, что не стоит усложнять себе жизнь. Я и сама понимала, что будет непросто, но была настолько уверена в своем желании развиваться в этом направлении, что меня это никак не смутило. Сейчас общество менее зависимо от стереотипов и обычно все ограничивается безобидными удивлениями о том, как такая 'хрупкая' девушка может заниматься таким монументальным трудом. Меня это забавляет.

КЕРАМИКА
Меня всегда интересовали и цвет и форма. В керамике получается это совместить. Меня привлекает, что не нужно думать о каркасе и дальнейшей формовке – ты сразу работаешь в материале. Скульптуры стараюсь лепить быстро, вдохнуть в них жизнь и энергию. Образы рождаются спонтанно и легко.
Еще меня захватывает процесс работы с глазурью. Это всегда немного чудо! Ты никогда точно не знаешь, как ляжет и проявится при обжиге глазурь, и вынужден доверять интуиции и случайности. Я очень люблю момент, когда идешь открывать печь с новыми скульптурами и не знаешь, что тебя ждет. Это чувство похоже на то, которое было в детстве перед тем, как открыть подарок.

ОТЛИЧИЕ ХУДОЖНИКА
В какой-то момент, я начала понимать, что я все-таки художник, а не просто человек, умеющий хорошо рисовать и лепить. Думаю, что художника отличает неравнодушие и жадный интерес к окружающему, желание акцентировать свое внимание на чем-либо, обрамить это, вынести из контекста, переосмыслить, додумать. Это может выражаться в абсолютно любой форме. Ощущение, что я нахожусь в постоянном художественном поиске, стало осознанным с появлением камеры на телефоне. Фотография оказалась самым легкодоступным и быстрым способом получить изображение. Мне стало интересно всматриваться в то, что вокруг, выискивать незаметную красоту, ловить случайность момента и доверять ей. Я начала чувствовать потребность в фиксации того, что затрагивает мое внимание. Многие фото служат мне якорем для дальнейшей работы.
Мне также кажется, что для художника важным является внутренняя уверенность в том, что он делает и как. В жизни я довольно сомневающийся и нерешительный человек. Бывает, в кафе я не могу выбрать салат, но когда я хочу реализовать свой замысел – я внутренне точно знаю, как это должно получиться.

РАБОТА
Я делаю очень разные заказы. К примеру, в один из зимних месяцев я параллельно лепила маску Бродского для спектакля в Гоголь-центре, обрабатывала бронзовый бюст солдата и делала копию древнегреческой вазы. Помимо скульптурных проектов я довольно часто занимаюсь росписью стен. Мне нравится разнообразие заказов, и что каждый раз передо мной стоит новая конкретная задача, которую надо выполнить. Это всегда новый интересный опыт. Сейчас работаю над скульптурным рельефом для йога-студии. Архитектор этого проекта нашла меня, увидев скульптуру руки-кресла, которую я делала по заказу архитектурного бюро Saga для секретного бара. Я рада, что таким путем появляются новые проекты, а мне нравится работать с пространством и большим масштабом.

  • Я очень люблю фактуру потрескавшейся глины, именно поэтому уже год рука не поднимается разбить эту руку.
    Я очень люблю фактуру потрескавшейся глины, именно поэтому уже год рука не поднимается разбить эту руку.

ТВОРЧЕСТВО
Параллельно с заказными проектами я леплю свою разрастающуюся керамическую серию.
Изначально серию 'Детские 90-е. Дом и двор' я задумывала для выставки 'РайON.0' в Музее Москвы, которая была посвящена переосмыслению молодыми художниками постсоветского существования. В этих фигурках мне хотелось отразить ностальгию по детству моего поколения, противоречивый дух времени. Своей эстетикой скульптуры немного напоминают советские фарфоровые статуэтки, которые врезаны в сознание моих сверстников – но при этом у них совсем другое настроение, они не претендуют на заводскую идеальность.
Мне интересен этот переход к личным переживаниям и воспоминаниям через переосмысление артефактов, я развиваю эту тему и дальше, добавляя в нее новые детали и образы. Пока поток новых сюжетов кажется неисчерпаемым.
Помимо разнообразных фигурок детей, в серии появились скульптуры растений. Я вылепила композицию по своей детской фотографии – мама сняла на пленку, как мы с братом, нарядные, стоим рядом с огромным фикусом в каком-то холле перед представлением. Я совсем не помню, какое там было событие, и в каком это было месте, но очень люблю эту фотографию и, когда смотрю на нее, погружаюсь в атмосферу того дня. Мне захотелось вынуть наши фигурки с этим кустом из общего контекста и вылепить в скульптуре. Позже я заметила, как гармонично скульптуры растений дополняют мою серию с фигурками детей и решила сделать еще несколько для выставки. Довольно здорово иметь растение, которое будет вечно зеленым, и для этого его не нужно поливать.

Перед началом лета мне захотелось сделать небольшую серию про пляж. Отдыхая на море, я всегда замечала, насколько дети по-другому воспринимают это времяпрепровождение. Им открывается целый мир веселья и раздолья, в то время как взрослые в основном скучно валяются на полотенцах. Еще меня очень привлекает образ надувных кругов и нарукавников, как символ уязвимости ребенка. В начале лета я 3 недели жила на Балтийском море, и взяла скульптуры с собой, чтобы сфотографировать их на пустом пляже. Мне очень интересно взаимодействие скульптуры и окружающей среды.

Также я начинаю делать первые композиции на тему 'Семейный фотоальбом'. Эта серия давно родилась в голове. Меня очень завораживают старинные снимки семейных портретов, где семья выступает как единый организм. Я люблю рассматривать эти композиции из фигур – как они расставлены, как взаимодействуют их позы, руки, выражения лиц. Вижу в этом много красоты. Связь каждой семьи настолько уникальна, и это принимает конкретную форму в миг, когда делается кадр. Я решила отобразить это в скульптуре.

Еще хочется изобразить разные значимые события жизни, которые чаще всего люди запечатлевают на память. Например, я сделала скульптуру детей с Рональдом Макдональдом. Вы ведь помните свой первый поход в ресторан Макдональдс? Мне кажется забавным, что когда человек видит мою скульптуру, он вспоминает этот сюжет в своей жизни, в своем фотоальбоме. Мне нравится, что скульптуры могут работать как портал и переносить зрителя в детские воспоминания, вызывать какие-то уникальные ассоциации. Кажется, ради этого я и задумала эту серию.

  • Портрет под зеркалом нарисовала моя мама, когда мне было 14. Это мое любимое изображения меня Мама – ученый, но чтобы привлечь мое внимание к рисованию, когда я ленилась, она по возможности начинала рисовать рядом сама. Это срабатывало, и я тоже бралась за краски.
    Портрет под зеркалом нарисовала моя мама, когда мне было 14. Это мое любимое изображения меня Мама – ученый, но чтобы привлечь мое внимание к рисованию, когда я ленилась, она по возможности начинала рисовать рядом сама. Это срабатывало, и я тоже бралась за краски.
  • Почти каждый день вахтер Валентин зовет меня в коридор учиться играть в настольный теннис на самодельном столе. В молодости он был лучшим игроком на заводе. А еще он художник-самоучка и рисует мой портрет.
    Почти каждый день вахтер Валентин зовет меня в коридор учиться играть в настольный теннис на самодельном столе. В молодости он был лучшим игроком на заводе. А еще он художник-самоучка и рисует мой портрет.

Постоянно собираю всякие коряги, веточки и растения. Природа – лучший наставник.

МАСТЕРСКАЯ
Полтора года назад я переехала в мастерскую, которая находится в так называемом 'Городке художников' на Верхней Масловке. Это здание 1929 года, памятник архитектуры конструктивизма. Первый этаж дома предусмотрен для скульптурных мастерских. Здесь высокие потолки и двери, окна во всю стену, погреба для глины, встроенный подиум в полу. Моя предыдущая студия находилась в доме Лансере на 5 этаже без лифта, и теперь я наконец понимаю, что значит работать с комфортом.
Станция метро Динамо, на которой находится дом художников, для меня особенная. Первый раз на этой станции я оказалась пять лет назад, когда наш преподаватель по рисунку, Гуго Матвеевич Манизер, пригласил студентов в дом-мастерскую династии Манизер. Стены платформы оформлены прекрасными керамическими https://ru.wikipedia.org/wiki/Динамо_(станция_метро,_Москва text: барельефами) на спортивную тему, сделанными его матерью, Еленой Янсон-Манизер. Каждый раз, по дороге в мастерскую, я подробно их рассматриваю, они настраивают меня на рабочий лад.

Летом я обычно приезжаю в мастерскую на велосипеде, ставлю его между памятником Толстому и головой Давида в тамбуре, здороваюсь с дорогими моему сердцу консьержами и прохожу через коридор, заставленный советскими скульптурами, в свою комнату. Меня встречает огромное окно, наполненное зеленью, и потрескавшаяся глиняная рука, которую давно уже пора разбить.

За стенкой от меня – мастерская-музей советского скульптора А.Т. Матвеева.
Его работы (особенно фарфоровая серия) и переосмысление пластического языка скульптуры сильно повлияли на меня, когда я только начала заниматься скульптурой. Помню, что мне очень хотелось попасть в его мастерскую, а теперь я могу периодически заглядывать туда за вдохновением.

Вскоре после того, как я переехала, в коридоре я столкнулась со своей знакомой. Оказалось, она недавно начала работать в мастерской своей бабушки-скульптора на этом же этаже. Лиза – художник по металлу, делает волшебные штуки и украшения, я ее фанат. Мы очень подружились, постоянно к друг другу заходим, советуемся, болтаем, пьем чай. Это очень скрашивает мои рабочие будни.
Еще не представляю, как я раньше работала без советов нашего вахтера Альберта Ивановича. Он сам художник и очень тонко чувствующий человек. Все возникающие вопросы по работе, творчеству и не только, я обсуждаю с ним.
В мастерской я работаю почти каждый день. Тут же назначаю рабочие и дружеские встречи. Я очень рада этому месту и его атмосфере.

СОВЕТ?
Бережно и с уважением относиться к времени, не растрачивать свое внимание в потоках ненужной информации.
Работать в радость. Для меня важным моментом при оценке художественного произведения является ощущение, что художник получал удовольствие от процесса создания работы. Мне кажется, это всегда считывается.
А еще я бы посоветовала почаще рисовать автопортреты.

ВДОХНОВЕНИЕ?
Мне кажется, что к вдохновению нужно идти самому, а не ждать пока оно придет. Накапливать энергию, искать баланс, быть в постоянном визуальном поиске. Когда ты в состоянии наполненности и свободы, ты по-другому управляешь своим вниманием, тебе все может показаться бесконечно интересным. Все что угодно может послужить импульсом для работы.

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО В 2020 ГОДУ?
Для объединения .

СКУЛЬПТУРА В БУДУЩЕМ?
Она уже в процессе трансформации, появляется множество новых возможностей и технологий. Меня это сильно впечатляет, но от этого мне еще больше хочется сохранять в своей деятельности ручной труд, традиции, не пренебрегать ремеслом. Мне нравится тактильно работать с материалом, я бы не хотела, чтобы за меня скульптуры делал 3D принтер.

САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ ТЕБЯ КАК ХУДОЖНИКА?
Мне интересно познавать мир через исследование красоты. Находить тайный смысл в обыденном и делиться этим.

мастерская

26 August, 2020