СИДИМ ДОМА. ЮЛИЯ БЕЛОУСОВА

stay home

18 May, 2020

STAY HOME – наша временная (и очень надеемся, что недолгая) рубрика о том, как вы и мы остаемся дома. Для нас это еще один повод узнать, из чего состоит быт интересных нам людей. В любом случае – оставайтесь дома и не грустите. Берегите себя и близких!
Юлия Белоусова – искусствовед и консультант в области современного искусства, а также основатель проектов Ephemeral Dinner и GIRLGIRLGIRL.

Я искусствовед и куратор, работаю в сфере современного искусства, живу в Берлине. Жонглировать, стоя на одной ноге – весомая часть нашей профессии. Проекты идут параллельно с питчами, чтением и ресерчем, и созданием новых концепций. Я искренне люблю то, что делаю. В моей сфере дни не делятся на будни и выходные, вечернее и ночное время не менее активно, чем утреннее. Днем я посвящена сама себе – пишу, занимаюсь исследованием и сбором информации, отвечаю на мейлы, звонки, создаю презентации, считаю сметы, а вечера посвящены походам в музеи, галереи и рабочим встречам. Я создаю нарратив выставок, образовательные программы, стратегическое развитие, веду проекты событийного характера, коллаборации с художниками, придумываю мероприятия для галерей на время арт-ярмарок, пишу статьи и эссе для каталогов и помогаю с фильтром в бескрайнем океане современного искусства.

ПРОЕКТЫ
Ephemeral Dinner – благотворительный проект, однодневные выставки молодых художников по всему миру, совмещенные с ужинами. Это офлайн формат; за время карантина я запустила крауфандинг на Startnext в поддержку выставки следующего автора, которая пройдёт в Берлине.

The Others Art fair – ярмарка молодого искусства в Турине. Собираемся в зуме, думаем о новых форматах, продолжаем планирование события. Надеемся, что к ноябрю жизнь вернется в прежнее, а точнее новое русло.

DINAMIKA – некоммерческое пространство (галерея), реализованное собственными силами нескольких единомышленников. Разрабатываем программу, общаемся с художниками, чьи работы хочется показать в Москве – я привожу Берлинских молодых звезд, о которых говорит институциональная часть арт-сообщества Европы, и которых вряд ли в ближайшее время покажут у нас. Мои кураторские интересы сфокусированы на нематериальном искусстве, том, что максимально независимо от рынка, искренне и не представлено в галереях, в силу отсутствия коммерческого аспекта. Например, Christian Falsnaes, датский художник из Берлина, выставкой которого мы открыли программу, звезда музейных площадок – но его видео и перформансы, логичным образом, сложно продаются, а соответственно маловероятно, что они были бы представлены в Москве в обозримом будущем.

Contemporary Istanbul – турецкая ярмарка, в мои обязанности входит участие в создании новых форматов, резонирующих настоящему. Работаем над переходом в онлайн.

GIRLGIRLGIRL – личный проект, над которым я сейчас работаю, официальный запуск 28 мая. Как логичный виток для применения моего опыта, контактов и возможностей, GirlGirlGril представляет необычный формат кураторской-галереи. Цель – популяризация российского женского современного искусства на западе. 6 молодых авторов, в которых я верю и буду развивать – идеальное число, чтобы уделять каждой художнице необходимое внимание. Четко вижу сценарий и поле действий. Занимая площадки дружественных известных галерей и сотрудничая с музеями, я смогу дать художницам свободу самовыражения в разных форматах и масштабах, работать с разной аудиторией. Подтверждена выставка в музее в Берлине на 2021 год и участие в арт ярмарках. В основе моей работы всегда лежит сотрудничество, диалог и взаимный рост.

РАСПОРЯДОК ДНЯ
Первые недели позволяла себе иногда просыпаться в 10, много готовить, читать в кровати и уделять время хобби – тело и ум получили долгожданный отдых.

6-8.00: просыпаюсь, читаю книги вместо экрана телефона (кладу рядом с кроватью с вечера).
9.00-10: спорт, 40 минут йога с Down Dog App (либо получасовая Nike). Иногда бегаю вокруг дома до рынка за свежим соком и назад. Душ и в работу.
Завтракаю в 11 либо совмещаю с обедом. Утреннее время самое продуктивное, на голодный желудок работается легче. Важные дела рекомендую делать до двух часов дня. Готовлю быстро и много, ем медленно, без музыки, кино и книг – растягиваю процесс, наслаждаюсь, засиживаюсь на кухне.

После бранча ухожу в дела и могу засидеться до позднего вечера. Мне достаточно рабочего стола, макбука и телефона. На самоизоляции телефонные звонки заменили встречи. Общаюсь с Италией, страной, с которой много работаю. Берлин, Лондон на связи, Турция, Шри-Ланка – обмениваемся идеями, прочитанным. Для меня продуктивный диалог – главный метод поиска истины.

ЕДА
Выражаю свой творческий потенциал на кухне – готовлю домашнее миндальное молоко, хумус, сыр из кешью, сыроедческую цуккини-лазанью (я не веган, но вкусно же!), смузи, авокадо суп, брокколи-чечевичный суп, радужные боулы, пеку печенья, леплю полезные баунти, каши на кокосовом молоке с ягодами и суперфудами и каждый день на протяжении двух недель пробовала новый рецепт веганских блинчиков, кажется, из всех видов муки и растительного молока, что есть (молола муку из замоченной на ночь зеленой гречки). Когда-нибудь расскажу своим детям, как благодаря самоизоляции родился идеальный рецепт самых полезных, простых и вкусных блинчиков из зеленой гречки. А пока дарю его вам:
300 гр зеленой гречки,
200 мл растительного молока,
0,5 чл. соды + 1 ч.л. ябл. уксуса,
соль, подсластитель, вода – по вкусу.
Гречку замочить на ночь, с утра взбить в блендере с остальными ингредиентами до однородной текстуры теста. Выпекать на среднем огне на кокосовом масле. Сервирую с муссом из кокосового молока и томленой смородиной, можно черникой в собственном соку с кокосовым сахаром. Для этого взбить в миксере верхний слой, густой как сливки, охлажденного кокосового молока из банки. Замороженные ягоды на медленном огне пару минут потомить с сахаром или сиропом топинамбура. Полить блинчики, посыпать кокосовой стружкой, какао-крупкой, кокосовым урбечем и мёдом, да побольше побольше. Здесь я максималист.

САМОИЗОЛЯЦИЯ СЕЙЧАС
Пандемия застала меня во время поездки в Москву. Я рядом с семьей, это плюс. Нравится, что мой профессиональный мир замедлился. Да, мы все понесли большие убытки – к сожалению, сфера культуры пострадала чуть ли не одной из первых: массовые увольнения сотрудников галерей и музеев, отмена выставок. Мои рабочие проекты связаны с календарем арт-событий, заказы отменены, гонорары не уплачены. На новые проекты в этом году не рассчитываю – коллекционеры не готовы рисковать здоровьем и путешествовать по арт-ярмаркам. Плюс ситуации в том, что у нас появился бесценный ресурс – время. Я работаю в том же ритме – с самого утра и на протяжении дня до самого вечера и даже ночи, вне зависимости от дня недели. Над будущим Ephemeral Dinner’a, над текстами для книги-каталога о нем, личными проектами и новой галереей GIRLGIRLGIRL.

ПЕРЕМЕНЫ
Жизнь изменилась кардинально с тех пор, как перестали летать самолеты – раз в неделю я стабильно собиралась в путь. Обожаю поезда и перелеты, ты как будто застреваешь в неком временном промежутке времени, недосягаем для звонков и сообщений – идеальное состояние, чтобы сфокусироваться на рабочем процессе.
Мы замедлились, это случилось. Скучаю по ежедневным походам по культурным институциям, музеям, галереям, биеннале и, что уж душой кривить, ярмарки искусства иногда тоже доставляли удовольствие. Ритм жизни соответствовал календарю арт-событий.

Мы, арт-сообщество, вращались вокруг планеты Земля, кто-то на перекладных и райнэйром, а кто-то на частном самолете. Я не успевала увидеть друзей в Берлине или Москве, но знала, что увижусь в Венеции в мае, в июне мы бы ели черешню на лужайке, заглядывая в огромные окна Фонда Бейлер Ренцо Пьяна в Базере, а в конце апреля я бы крутила педали по Потсдамер Штрассе в Берлине, стараясь объять необъятное и посмотреть свыше пятисот выставочных пространств галерейного уикенда Берлина.

Мы жили событиями, упивались воздухом творчества в ателье художников и знали, что не успеем к ужину домой, потому что и дома у нас не было как такового – лишь аэродром: распаковать чемодан, отлежаться день в ванной, чтобы мчаться дальше, на бешеном темпе, за неизвестной звездой.
Я не знаю, когда увижу любимые лица вновь, прикоснусь к чьей-то руке, вдохну до боли любимый запах масла и красок, но знаю, что я в нужном месте прямо сейчас. Природе и миру надо было отдохнуть от нас, теперь планета живет, а мы остановились и наблюдаем. Я наконец-то никуда не спешу, не испытываю угрызений совести, что не успела на открытие выставки друга или променяла один рабочий ужин на другой.
Странно, с одной стороны я потеряла все 'заказы', моя работа тесно связана с 'событийностью' культурного календаря. Многие отработанные и сданные концепции и проекты остались неоплаченными. Казалось бы, надо паниковать, но мне хорошо и спокойно. Посвящаю время собственным проектам, о которых говорилось выше, осмысляю что было, ищу the new new thing и надеюсь, что уже не вернусь в прежний ритм и запомню выученный урок.

ВДОХНОВЕНИЕ
Просыпаюсь рядом с прекрасной работой Петера Бениша, немецкого художника, выставку которого я привезла в сентябре 2019 в Динамику. У него собственная техника, солнечные и светлые работы. Необычно, потому что художники чаще творят в моменты эмоционального опустошения, их страдания пропитывают работы, вспомните хотя бы знаменитую кровать Трейси Эмин или неон 'Fuck Off And Die You Slag', любимых Марлен Дюма и Нэн Голдин – внутренняя боль и душевный крик пропитывают их творчество. Петер не такой, он делится верой в прекрасное и чистотой души, исследует уникальность человеческих лиц, комбинирует привычные элементы реальности с воображаемым миром. Моя картина выполнена на воске, ярко-желтого цвета заряжает на целый день.

КОЛЛЕКЦИЯ
Моя основная коллекция в Берлине и это действительно болезненно: ничуть не скучаю по всем остальным вещам и всей моей жизни, что я в Москве, а не гуляю сейчас по немецкой столице (да-да, им можно), но мне очень не хватает эмоций от искусства офлайн. В моей работе бывает, что смотришь по 5-6 выставок за день. На самоизоляции особенно спасает собственная коллекция, где каждая работа куплена с любовью и связана с историей или воспоминанием. Сейчас бы очень не помешало любоваться на работы из моей берлинской коллекции Jeppe Hein, Lukas Glinkowski, Александра Скоробогатова, ярко-розового экплозивного Bosco Sodi, полного юмора John Baldessari, коллаж Daniel Spoerri и тиражную Katharina Grosse. В мое отсутствие прибыла моя последняя покупка – Nora Turato, не терпится, как хочется увидеть воочию. Ох, и мой тиражный Harold Ancart – это вообще восторг.

СМОТРЕТЬ
Два фильма определилили мысли прошедшего месяца: 'Игра на понижение' с мастреской игрой Кристиан Бэйла и 'В Диких Условиях'.
ЧИТАТЬ
Кастанеда, Оливия Лэнг – Одинокий Город, Брассай 'Разговоры с Пикассо'
A Mistress Of Modernism: Peggy Guggenheim – обязательно на английском, биография (важно дочитать до 'Исповеди Орежимой Веком')

ОПТИМИСТИЧНЫЙ НАСТРОЙ
Удивительным образом выработался прекрасный внутренний настрой (возможно защитная реакция на происходящее), сейчас очень хорошо, спокойно. Не теряю время на дорогу, перелеты, лишние встречи. Я – фрилансер, привыкла мотивировать себя сама, создавать и придумывать визионерские проекты. Потом предлагать. Благодарю мир за паузу, важно замедлиться, но! не останавливаться.

Йога, спорт, любая физическая активность заряжает и бодрит дух.
Ложиться до полуночи, вставать до 9 утра. Писать to-do lists, не сожалеть, если не следовал списку, пробовать новое, курсы, рисовать, читать.
Готовить, яркие, вкусные блюда. Манго, авокадо, замороженная черника, лимоны, брокколи – все виды овощей и зелени всегда в холодильнике, рядом с горами шоколада для ночных смен.
Когда совсем сложно – наряжаться, созваниваться с друзьями и совместно готовить, но не дать онлайн миру затянуть себя, не утопать в зумах и иг.

Быть собой и с собой. Отсутствие выхода в свет – это волшебное время снятия масок, не остается ничего другого, как быть или стать самим собой.
Смело бросайте нелюбимую работу, проект, тянувший вниз, но где обидно признать поражение или нежелание его вести. Cut. Новый кадр – перерождение. Вынужденно или по собственному желанию. И никто не осудит вас после карантина за новое, выбранное вами, призвание.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПОСЛЕ
Пойду в музей, пообнимаю любимых, обязательно к бабушке, а потом умчу в горы, на море или океан.
КУДА ПОЕХАТЬ
Мексика, Камчатка, Куба или Гавайи. Совсем не жду мероприятий, скорее перебираю в голове места, где не успела побывать, но давно мечтала. Пляж, волны океана, серф, фрукты, бегать по песку босиком, огненные закаты, просыпаться с рассветом и бежать смотреть на воду или кататься на волнах. Любить и быть любимыми.

ВЫВОДЫ
Впервые обратила внимание на природу за окном: каждое утро просыпаюсь и смотрю, – а не распустились ли на деревьях почки. И вот, все уже цветет и зеленеет. Надеюсь, что стану больше смотреть по сторонам, замечать детали окружающего мира.
Мы зависимы от глобальной экономической системы, наши деньги лежат в банках. События последних месяцев показали, что наша свобода – иллюзия, мы маленькие песчинки океана и полностью зависимы от воли обстоятельств, назовем это так. У меня три благотворительных проекта, зачастую очень тяжело их тащить, искать спонсоров, но я еще больше убедилась в необходимости таких инициатив.
На будущее – меньше энергии отдавать росту вовне, больше – внутрь. Сдвинуть точку сборки, открыть глаза на природу и 'сейчас', а не мчаться с закрытыми глаза за 'завтра'. Меньше людей в окружении, больше вдумчивого качественного общения.

stay home

18 May, 2020