ORGANIC UTILITY

Organic.Utility — исследование границ контроля, его степени и необходимости, внимательности к неожиданным изменениям и случайностям.

Автор объектов: Даша Сурма

Фотографии объектов: Владимир Колбин

Фотографии в пространстве: Ольга Огонева

Продюсер и вдохновитель: Станислав Южин

Основа проекта — серия керамических объектов, напоминающих по форме базовый предмет мебели — стул. Художница Даша Сурма исследовала процесс производства мебели, контролируемый на всех этапах, и постаралась минимизировать контроль во время создания объектов. Отказ человека от полного контроля над создаваемым объектом невозможен, а необходимость этого отказа — вопрос дискуссионный.

Organic utility развивался и не ограничился серией керамических объектов: проект был также реализован в других медиумах силами самоорганизовавшейся творческой группы.

точка безучастия. изменчивость мира. дистанция влияния

СТАНИСЛАВ ЮЖИН

«В какой-то момент последовательность и предопределенность существующих процессов в работе производства Фактура (мебельное производство) наскучила, я решил отойти в сторону, чтобы сделать что-то новое — то, что интересно.
Соединение с Дашей было скорее интуитивным, мы давно знакомы и на многие вещи смотрим похоже, но своим взглядом. Такой отклик помогает размышлять и создавать вариативные трактовки одного и того же смысла.

Примитивная форма стула — продукта с одной стороны массового и утилитарного, но в то же время очень сложного в производстве — стала поводом для размышлений. Отказ от функции в пользу материала, контура, цвета и возможность трансформировать привычный смысл в арт-объект.
Природность проекта связана с созвучностью материалов — все материалы для производства мебели рождены из земли, так же как и керамика — все очень чистое, без примесей. Но природа может быть разной — примитивной и даже первобытной, точно как и создание объектов руками, которые без четкого контроля могут быть разных форм.

Фраза, которая появилась у меня внезапно во время работы над проектом, впоследствии все сильнее олицетворяла всё вокруг:

mentre sei seduto tutto cambia (it.)
пока ты сидишь все меняется*»

точка безучастия. изменчивость мира. дистанция влияния

ДАША СУРМА

«Было интересно контролируемый процесс (производство мебели) сделать неконтролируемым или малоконтролируемым, поэтому был выбран малознакомый для меня пластичный материал, который тонко реагирует на воздействие среды (например, необожженная глина без моей помощи может сминаться под собственным весом).
К конкретному результату я не стремилась, но имела в виду форму утилитарного объекта — стула. Эта форма — ссылка на мастерскую Фактура и на Стаса, который стал инициатором исследования.

Изначально меня интересовала только форма объектов, но во время их создания я поняла, что особенности глазуровки могут усилить идею процесса с минимальным уровнем контроля. Так скульптуры обросли слоями глазури разной концентрации. А в результате ошибки появились и объекты, покрытые также глазурью разных цветов. Это оттенки зелёного — цвета лишайников, мхов или растений-пионеров, первыми заселяющих серые, бетонные, лишённые жизни территории.»