ФУТЛЯРНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ
Персональная выставка Регины Рзаевой (665806) — результат исследования ограничений, фоново сопровождающих человека в условиях современности, а также того, как эти ограничения влияют на отношения с собой и окружающими.
Художница: Регина Рзаева
Куратор: Ирина Нетбай
Фото: Варвара Топленникова
05 October, 2023
Замкнутость — с первого взгляда тревожное, ассоциативно некомфортное слово, со второго — обладает собственной нераскрытой глубиной. С точки зрения ощущений замкнутые пространства — это состояния. Состояния зацикленности на своих мыслях, эмоциях, страхах, способные замыкать человека, отдаляя его от реальности. Но что, если посмотреть на эти состояния как на пространство, в котором формируются собственные вселенные?
В этой выставке ограничениями выступают различные ситуации и атрибуты повседневности. Привычные глазу объекты неожиданно становятся замкнутыми пространствами и создают в своей ограниченной плоскости не пустоты, а особые миры.
Такие же замкнутые миры создаются нами во снах и мыслях — в рамках выставки мы с художницей называем их «футлярными соображениями».
Разговор о «футлярности» в экспозиции начинается в диалоге с материальными артефактами (композиции с сосудами и шкатулками) и процессами их столкновения с человеком — таким же замкнутым и хрупким миром. Художница подчёркивает самодостаточность внутреннего пространства объектов и позволяет интерпретировать их пустоту по-новому. Так внутри объектов, которые обычно служат человеку «футлярами» для заполнения, раскрывается собственная законсервированная реальность.
Рефлексируя о замкнутости, художница продолжает материальные проявления более сложными символами. Мысли и сны, обладая схожей цикличной природой, воплощаются в экспозиции серией Lucid Dreams и работами с наслоением образов. Через них Регина говорит со зрителем о нематериальной форме замкнутости. Это закольцованные паттерны восприятия — бесконечные мысли, из которых трудно вырваться.
Заключением экспозиции выступает монохромный диптих The Unicorn in Captivity, воплощающий автономность. Ограниченное изгородью существо становится метафорой замкнутого в самом себе человека. Он, с одной стороны, находится в ловушке, с другой — внутри своего мира, защищающего от воздействия реальности. Отсылая к композициям с сосудами, этот диптих закольцовывает композицию выставки.
В ней — через внутреннюю динамику статичных сюжетов — художница приглашает зрителя к размышлению о границах и предлагает каждому определить степень собственной замкнутости.