Хороший пример: художественный проект «Архитектура отношений» в Доме Наркомфина
До 23 марта в коммунальном блоке Дома Наркомфина открыт художественный проект Игоря Самолета «Архитектура отношений». Это уже второе событие в рамках «Несущие конструкцию» — серии проектов, объединяющих столетнюю историю Дома и современных авторов.
Узнали у Эльмиры Минкиной, куратора серии проектов, какие особенности подразумевает работа с памятником архитектуры конструктивизма.

Эльмира Минкина
куратор серии художественных проектов «Несущие конструкцию»
О неочевидных сложностях кураторской работы в Доме Наркомфина
Работа в таком особенном месте, как Дом Наркомфина, — большая ответственность. А когда речь идет о курировании первого художественного проекта, главным героем которого становится сам Дом, она возрастает в разы. В серии «Несущие конструкцию» мне было важно не симпатично развесить на стенах работы современных авторов: технически это почти невозможно, а концептуально — неинтересно. Хотелось найти форму, позволяющую с помощью современного искусства рассказать об уникальном доме будущего, особенностях его архитектурного облика и внутреннего устройства, передовых идеях архитектора Моисея Гинзбурга и его единомышленников-конструктивистов и о том, как они воплотились в жизнь советских граждан и дошли до наших дней. Хотя перед участниками серии и не стояла задача дословно «пересказать» исторические факты в своих работах, поиск баланса между художественными амбициями, исследовательскими подходами и масштабом самого Дома — физическим и культурным — оказался самым непредсказуемым и непростым.
Об открытиях, сопровождавших работу
До начала подготовки к проекту я знала о статусе Дома Наркомфина как достопримечательности «для своих» и мало интересовалась его историей и значением. И пусть с моего первого вдумчивого посещения прошел почти год и я шучу, что могу сама водить экскурсии, кажется, я каждый раз узнаю что-то новое: как солнечный свет из коридора между жилым и коммунальным блоками оставлял розовый блик на белой лестнице в последний месяц работы проекта Кати Рыбловой «Переход цвета», как Дом начинает «дышать», когда во время летнего дождя в кафе открывают окна, в каких местах слышно сквозняк и где неровный пол.
О подготовке проекта
Одна из самых интересных составляющих всей серии проектов «Несущие конструкцию» — проживание художников в Доме Наркомфина, которое позволяет познакомиться с ним изнутри и снаружи, синхронизироваться с его образом жизни и логикой. Как и остальные участники, Игорь Самолет заселился в отдельную ячейку и в течение двух недель изучал пространство. Его художественное исследование включало не только прогулки и общение с сотрудниками Дома, но и встречи с друзьями. Они и стали героями снимков, сделанных на фотоаппарат моментальной печати, впоследствии использованных в коллажах и барельефах на монументальных объектах. Игорь практически сразу определился с темой противоречивости отношений архитектурной формы и человека, крупногабаритным форматом произведений и локациями. Масштабные объекты, объединяющие модернистские «фасады», предметы мебели и быта и объемные «отпечатки» повседневных эпизодов в единое целое, разместились в многофункциональном зале коммунального блока, а коллажи на чертежной бумаге и исторические фотографии жильцов Дома — в ячейке П.