Хороший пример: проект группы «Малышки 18:22» — «12 магических историй в подземелье»

ВЫСТАВКИ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: Михаил Гребенщиков

14 November, 2022

В Музее современного искусства «‎Гараж» открылся проект томской художественной группы «‎Малышки 18:22», участницы которой — две сестры Ника и Аксинья Сарычевы. В рамках программы Garage Archive Commissions художницы осмыслили хранящееся в архиве музея видео «‎Синие носы представляют 14 перформансов в бункере» (1999).
Мы узнали, как создавался проект, почему художниц заинтересовали «Синие носы» и какую роль в их творчестве играет сибирская история.

ВАШ ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ МНОЖЕСТВА ЧАСТЕЙ — ВИДЕО «СИНИХ НОСОВ», ЖИВОПИСЬ, ОБЪЕКТЫ, ЗИНЫ — ЧТО ДОЛЖНЫ ПОЧУВСТВОВАТЬ ЗРИТЕЛИ, ОКАЗАВШИСЬ В ЭТОЙ ТОТАЛЬНОЙ ИНСТАЛЛЯЦИИ?

Аксинья: Первое, что мы сделали — это ремейк на видео «Синих носов». Мы провели параллель между нашим временем и началом 2000-х. Тогда ждали начало конца (техногенную катастрофу, например), а сейчас где мы находимся? Это конец чего? Начало гуманитарной катастрофы? Далее предметы и образы из видео стали проникать в реальность, если побродить по комнате, то можно легко заметить все эти штуки вокруг. Инсталляция – комната с розовыми стенами, плиточным полом как в подъезде или общественной бане с кучей старой мебели, которая была у каждого. Такое общее постсоветское место.

Ника: И много мелких деталей, связанных друг с другом. Мы с сестрой обычно говорим, что нам неинтересно делать произведения искусства как отдельные объекты, гораздо большее значение имеет выстраивание связи между ними: в пространстве, во времени, со зрителями. Нам было важно сделать место, которое вызывает какие-то смутные воспоминания, будто ты был тут во сне или прошлой жизни, но при этом все в приторно-розовой оболочке. Один посетитель, мужчина, сказал, что это женская ловушка. Кому-то было очень уютно, тепло и красиво. У кого-то — было ощущение хаоса. И то и другое верно, потому что вся экспозиция является довольно неоднозначной.

ВАШ ПРОЕКТ НАЗЫВАЕТСЯ «12 МАГИЧЕСКИХ ИСТОРИЙ В ПОДЗЕМЕЛЬЕ», ЧТО НАВЕВАЕТ АССОЦИАЦИИ С ХОРРОРОМ, ДЕТЕКТИВОМ И СКАЗКОЙ ОДНОВРЕМЕННО. КАК В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВАМ УДАЕТСЯ НАЙТИ ГРАНЬ МЕЖДУ ПУГАЮЩИМ И СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫМ?

Ника: Кажется, что самое интересное — приблизить две крайности, но не соединить их. Между ними должно появиться напряжение. Например, столица/регион, мужское/женское. Вроде того, что ты из Сибири специально едешь в логово столицы делать выставку про сложные отношения между вами. Или выстраиваешь преемственность с другими художниками через контраст мужского и женского, как мы сделали в проекте с архивом Гаража. Нам кажется, сопротивление и смена ролей возможна именно в этом самом поле, когда две противоположности стоят друг напротив друга, на равных, насколько это возможно. И опять надрыв — две противоположности, которые притягиваются, но никогда не станут целым.

Аксинья: Плюс, кажется, что двойное послание — это то, к чему очень привык российский человек. Красиво и страшно. Смешно и грустно. Такой обман. Такое часто можно наблюдать. Например, на городских плакатах-афишах в Томске надпись «выходи за рамки», при этом люди в скованных позах, руки по швам, грустные и плакат еще и в рамке! Или солдат с надписью что-то вроде «время героев», а его лицо в тени, не видно вообще глаз и вид у него очень мрачный и безликий.

ЧТО ОКАЗАЛОСЬ ДЛЯ ВАС НЕОЖИДАННЫМ И САМЫМ СЛОЖНЫМ В СОЗДАНИИ ПРОЕКТА?

Аксинья: Сложно было перестроиться на местное время. Мы вставали в 4-5 утра, а засыпали не раньше 12 ночи.
Еще в Москве у нас случился достаточно интересный опыт с местными художниками. Довольно непростой контакт сложился. Не со всеми, конечно, но было много забавного. Живут в мире, где они центр всего и что-то делят между собой.
Это достаточно смешно и печально наблюдать. Вот она — конкурентная столичная художественная жизнь!

Ника: Еще печальнее видеть такое у нас в Сибири, где народу и так нет, так еще и умудряются что-то делить. Пустоту и снег, наверное. Другие ресурсы для столицы.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ ДРУГИХ СИБИРСКИХ АВТОРОВ ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, С КОТОРЫМИ ВЫ ИЛИ ДРУГИЕ МЕСТНЫЕ ХУДОЖНИКИ НАХОДИТЕСЬ В ДИАЛОГЕ?

Ника: Наверное, прямая преемственность и личный контакт с деятелями культуры предыдущих поколений у нас не сложился в полной мере. История — это не однородное полотно и не лента. У нас, особенно в Сибири, много дыр. Копаешься, возвращаешься на прежние места, где-то перепрыгиваешь. Чем дальше изучаешь место, где ты живешь, тем больше всплывает интересных имен. Обычно связи нарушены. Возможно, потому что Сибирь огромная, а людей тут мало, все уезжают. Но мы считаем важным поддерживать связь и с современными художниками, знать друг о друге, поддерживать друг друга. К примеру, из художественных групп наши коллеги/подружки и друзья — это «Грязные женщины» (Новосибирск), «Дальневосточные разлучницы» (Владивосток), «Никаких оправданий» (Омск)

Аксинья: Кажется, будто наши отношения с расстоянием и временем более реальны, чем с людьми. Но можно назвать некоторых исторически важных для нас персонажей:
Казимир Зеленевский, художник открывший Сибирскую народную художественную академию в 1918 году; Григорий Потанин — один из основателей сибирского областничества, благодаря которому удалось на время образовать Сибирскую республику; Евфросинья Керсновская, писательница и художница, сидевшая в лагерях, в том числе нарымском лагере в Томской области, и написавшая книгу об этом. Еще такая легендарная панк-группа была «Передвижные Хиросимы». Из современников-музыкантов: Наталья Нелюбова, «Секта Феникса», «Студия неосознанной музыки». Наверное, их можно назвать предыдущим поколением.
Еще у нас папа художник, который пишет сибирские пейзажи, хотя родом из Таджикистана. Но это долгая история перемещения по разным землям.

ЕСЛИ БЫ ПОЯВИЛАСЬ ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ, О ТВОРЧЕСТВЕ КАКИХ АВТОРОВ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ СДЕЛАТЬ ПРОЕКТ?

Аксинья: Первое, что пришло в голову — это сибирское областничество, такое общественно-политическое явление конца 19-начала 20 века. Они пытались понять и сформулировать сибирскую идентичность. За одно сделали сибирское государство, которое какое-то время существовало.

Ника: Мы еще в поисках героев, точнее героинь. Очень хотим найти цепляющую женскую историю.

ТЕКСТ К ВАШЕМУ ПРОЕКТУ ЗАВЕРШАЕТСЯ ФРАЗОЙ «МУЖИКИ СМЕЮТСЯ, ДЕВОЧКИ ПЛАЧУТ». ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ, ЧТОБЫ ДЕВОЧКИ НАЧАЛИ СМЕЯТЬСЯ?

Аксинья: Самое простое было бы ответить так: чтобы девочки засмеялись, мужики должны заплакать. Шутка, конечно.

Ника: Но, честно говоря, надо просто придумывать общие шутки, чтобы было смешно и весело всем, а не только кому-то одному.

ВЫСТАВКИ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: Михаил Гребенщиков

14 November, 2022