Хороший пример: выставка Миши Никатина в галерее Триумф
Выставку Миши Никатина "You and me" можно увидеть в галерее Триумф до 28 мая. Для нее художник подготовил новую серию работ, посвященную повседневности и чувственности. Концепция и название выставки отсылают к популярным мемам, с помощью которых люди описывают свои отношения.
Художник рассказал о необходимости проверять свои идеи на прочность, влиянии масштаба работы на зрителя и важности быть созвучным с современным миром. Куратор, Полина Могилина, раскрыла архитектурную концепцию выставки, указала на основные акценты и поделилась своим понимаем чувственности.
Миша Никатин
Художник
РАССКАЖИ О СЕРИИ РАБОТ, КОТОРАЯ БЫЛА ПРИДУМАНА ДЛЯ ВЫСТАВКИ В ТРИУМФЕ.
Выставка начала созревать примерно полтора года назад — часть работ была сделана в 2022 году, а часть тогда, когда выставку подтвердили. В то время люди начали массово обмениваться картинками в духе "You and me": ты показываешь другому какую-то ситуацию, где есть ирония, драма или милая история, и говоришь, что это «мы». Мне это показалось интересным: здесь есть работа и с изображением, и с героями, и с текстом. Ты в какой-то степени режиссер, который делает акценты и моделирует ситуацию. Я подумал, что этот контекст легко считается зрителями. Мне как художнику важно создать что-то, что будет отзываться современному человеку. Я, конечно, могу задавать вопросы в контексте чего-то вневременного, но нужно быть созвучным времени, в котором я живу.
В АННОТАЦИИ К ВЫСТАВКЕ ГОВОРИТСЯ, ЧТО В ТВОЕЙ СЕРИИ РАБОТ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ МЕМОВ, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ДИДЖИТЛ СРЕДЫ. А ЧТО ДАЕТ ТВОИМ КАРТИНАМ ПРОСТРАНСТВО ГАЛЕРЕИ?
Для меня важно пространство, в котором я транслируюсь: если ты показываешь свое творчество только в социальных сетях, ты фактически не выходишь в официальное поле, оставаясь героем-блогером, но не более. Это как с единоборствами: ты можешь заниматься спаррингами в любительской лиге, а можешь на профессиональном уровне. Мне важно делать то, что я создаю, на том уровне, где на меня могут обратить внимание люди из профессиональной сферы. Тем самым я заявляю о том, что я есть в пространстве арт-рынка. Это ответственность, которую ты на себя берешь и нужно быть готовым и к критике, и к похвале. Тут проверяются на прочность твои идеи — то, насколько они работают и в ком-то откликаются, в тонусе ты или нет.
ДОВОЛЕН ЛИ ТЫ РЕЗУЛЬТАТАМИ ВЫСТАВКИ?
Я доволен тем, как она получилась. Не всегда то, что ты задумал, происходит так, как у тебя намечено в голове. Какие-то вещи не случились в этой выставке, но это абсолютно не значит, что она не получилась — она сложилась по-своему. Все, что произошло, получилось качественно и классно.
КАКОЙ ИЗ СЮЖЕТОВ ТЕБЕ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
Я воспринимаю эту серию цельно — нет более или менее любимой картины. Мне было интересно показать в ней разницу в масштабах работ, градацию между размерами, потому что это добавляет «мерцательности» в восприятие. Раньше моя мастерская не позволяла создавать такие масштабные полотна, поэтому они были сделаны к концу подготовки к выставке, когда я переехал в пространство побольше.
Так что я не выделяю какие-то сюжеты — мне интересна цельная история, подобная фильму. Когда ты его снимаешь, ты, конечно, можешь выделить эпизод, если он прям живой и получился смешным или актеры клево отыграли. Но я бы не стал так делать, потому что все должно восприниматься цельно. В разных работах есть истории с акцентами, но, как и в любой практике, во что-то ты вносишь метафору, которую хотел бы транслировать зрителям.
Полина Могилина
Куратор
КАК ВЫ ПРОДУМЫВАЛИ АРХИТЕКТУРУ ВЫСТАВКИ? ЧТО В НЕЙ ОСОБЕННОГО?
Специально к выставке мы достроили еще одну стену, чтобы разбить зал на несколько пространств, поскольку нам с Мишей хотелось чуть усложнить повествование на выставке, разнообразить представленные темы. Мы намеренно не готовили развеску заранее, решив добавить элемент спонтанности — пусть работы сами обживутся в пространстве и подскажут, где их место. Так и получилось — мы долго переставляли их, пока не нашли идеальных мэтчей и не выстроили гармонию внутри экспозиции.
В рамках экспозиции работы вступают во взаимодействие не только со зрителем, но и между собой — это тоже рождает смыслы, достраивая повествование. Условно, двигаясь по некоему продуманному нами, но не навязываемому зрителям маршруту, мы сперва смотрим на тему You and Me через призму шутки, мема, забавных совпадений, далее погружаемся в более личные размышления о себе, о другом, о жизни и разных ее гранях в целом. А вот третий зал, самый темный, в котором мы специально использовали кадрирующий свет — самый чувственный, интимный и лиричный.
ПОЧЕМУ ТЕМА ЧУВСТВЕННОСТИ ПОКАЗАЛАСЬ АКТУАЛЬНОЙ?
Она кажется мне актуальной всегда. Она вневременная, потому что мы чувствовали, чувствуем и будем чувствовать всегда. Да, направления движения человеческой мысли могут меняться, даже правильнее сказать, меняться со скоростью света, если смотреть в перспективе вечности. Но есть ряд тем в искусстве, некие «вечные» темы, о которых в разное время мы говорим на разном визуальном языке, но суть их остается неизменной, незыблемой. И тема чувственности, на мой взгляд, в их ряду стоит не на последнем месте.
НА ЧЕМ ХОТЕЛОСЬ СДЕЛАТЬ АКЦЕНТ В ЭКСПОЗИЦИИ И ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТИ РАБОТЫ?
Главный акцент мне хотелось сделать, как ни странно, на самой маленькой работе в экспозиции — Together. И пусть она самая маленькая по размеру, для меня она самая глубокая и трогательная по смыслу. Пронзительная! Если бы позволял масштаб пространства, я бы оставила ее в зале совсем одну. Поразительно, как много можно сказать всего одним простым образом. Это то, что всегда захватывало меня в искусстве.
КАКАЯ ИЗ РАБОТ ВАША ЛЮБИМАЯ?
Together. Но если честно, мне кажется секрет успеха этой выставки как раз в том, что каждый обнаружит именно свою работу, которая попадет, как говорится, в яблочко. Потому что эти работы не только и не столько о Мише Никатине — они о каждом из нас.