От андеграунда до современного искусства: какой путь проделали зины и где они представлены сегодня?

Разбор

Авторы: Алла Мирзаи, Кристина Сергеева

Фото: Кристина Шкилёва

19 April, 2023

Magazine, или журнал, — знакомый всем формат по глянцу, но о сокращенной версии знают не все. Zine, или зин — альтернативный журнал — дошел до нас непростым путем. От маленьких подпольных типографий до международных фестивалей искусства — как это было? И какое место сегодня занимают зины?

О зин-культуре и о том, как она устроена сейчас — рассказывают создатели локального фестиваля самиздата NIZINA, который проходит в Санкт-Петербурге каждый год. Поддержать проект можно на странице сбора на Planeta.

Зачем художникам зины?

Зин — небольшой авторский журнал. Обычно их печатают и собирают вручную, выпускают маленькими тиражами, передают из рук в руки или продают на фестивалях и в независимых книжных. Автор сам определяет содержание будущего журнала, макет и набор изображений. В них можно свободно транслировать свои идеи, публиковать работы, делиться переживаниями без ограничений.

Это одна из самых простых форм презентации проекта. Авторы все чаще обращаются к этому формату благодаря его доступности. Никаких рамок профессионального сообщества и отсутствие порога для входа: ее только для авторов, но и для зрителей. Каждый может стать как автором зина, так и коллекционером, дистанция между художником и потенциальным покупателем искусства сокращается до размера стоимости зина, обычно не превышающего 1500 рублей.

Напечатать небольшой журнал из 20-ти полос можно даже на домашнем принтере. Чтобы собрать макет, достаточно минимальных навыков верстки. Наиболее простой вариант — вручную собранный буклет из напечатанных в копицентре картинок. Еще проще — собрать коллажи из журналов, вставить вырезки из газет, добавить свои рисунки и надписи, как это делали первопроходцы зиноделия.

Как появились зины?

Историю зин-культуры можно было бы начать с изобретения печатного станка. Но пока не появилась возможность свободно делиться своим мнением и распространять его, прошло много времени.

По началу к формату самиздата обращались в основном маргиналы, не имевшие возможности печататься в официальных изданиях. На страницах зинов они излагали альтернативные идеи, которые шли вразрез с общественной повесткой.

В 70-х широкое распространение получили копировальные станки. Благодаря им кто угодно мог печатать быстро и дешево, экспериментируя и формируя новые направления в журнальной эстетике.

Панк- и фем-зины

Центром журнальной культуры в 70-80-е годы стала панк-сцена. Зины служили средством внутренней коммуникации сообщества. А также стали олицетворением их взглядов: все делать своими руками, быстро реагировать на изменения в панк-культуре и оставаться независимым движением.

Черно-белые, отпечатанные на ксероксе, скрепленные вместе издания изображали хаус и безумие, творящееся вокруг. Главными темами были музыкальные, политические или скейт-новости с улиц. До появления Adobe InDesign авторы вручную собирали макеты, использовали машинописные листы, иллюстрации и фотографии, иногда разрезанные и собранные заново.

Популярными на то время журналами были Sniffin' Glue, 48 Thrills, Bondage, Maximum Rocknroll, Profane Existence, Punk Planet, Ego, Dry Heave, BravEar, Warning, Noise, Ripper, The Attack, Truly Needy, Guilty of What?. Среди панк-рока и смежных жанров также распространялось своеобразное оформление дисков, кассет, винила.

Помимо музыки, многие зины были посвящены вопросам феминизма, борьбы за права человека, расовым проблемам и правам меньшинств. Феминистское движение начала 90-х «Riot grrrl» использовали зины для освещения личного опыта борьбы с сексизмом. Среди знаковых зинов Riot grrrl можно выделить Jigsaw, Bikini Kill, Girl Germs, Riot Grrrl и Gunk.

В наше время панк-сообщества перешли в цифровой формат коммуникации и эпоха самопальных журналов (как частое явление) осталась позади. Но не исчезла до конца: многие музыканты продолжают традиции в оформлении кассет и винила, и на локальных концертах продают мерч «для своих».

Отечественный самиздат

В России самиздат был всегда. Произведения, неугодные власти, распространялись из рук в руки во все времена, начиная с XI века. Но термин «самиздат», а точнее «самсебяиздат», появился в 1940-х годах благодаря поэту Николаю Глазкову. Так он подписывал собственные сборники по аналогии с «госиздатом».

В советское время нелегально выпускались сборники стихов и прозы, переводы иностранной литературы и периодические издания, журналы и газеты, не прошедшие цензуру. Также путем самиздата распространялись сборники кулинарных рецептов, магнитофонные записи, порнография и эзотерика, и, конечно, фанзины. Как и за рубежом, особое место занимали музыкальные зины, посвященные отечественной и иностранной рок-музыке: «Рокси», «Ухо», «Зеркало» и другие.

Всех, кто создавал и распространял самиздат, преследовали и жестоко наказывали. Одной из мер борьбы со стороны властей являлся строгий учет и контроль использования копировальной техники. Но со временем самиздата становилось все больше, а следить за ним — все сложнее. После распада СССР необходимость в контроле за печатными изданиями исчезла.

Как обстоят дела сегодня?

Самиздат (self publishing) на международном уровне уже не воспринимается как нечто любительское и андеграундное. Самостоятельно созданные печатные произведения поддерживаются и уважаются так же, как и другие медиумы.

Во многих городах Европы есть целые магазины, посвященные только авторским книгам и зинам. В коллекции книжного магазина и галереи Village Books в Англии можно найти более 130-ти позиций зинов.

На государственном уровне поддерживаются и организовываются конкурсы, гранты, фестивали и ярмарки. А печатной культуре, или, например, ризографии, можно научиться в государственных вузах. Школа визуальных искусств в Нью-Йорке (SVA MFA Fine Arts) разработала для своих студентов специальную лабораторию RISO LAB, посвященную использованию ризографа для создания произведений искусства. Работы студентов лаборатории можно посмотреть на сайте школы.

В России проходят похожие процессы: самиздат уже не ассоциируется с чем-то нелегальным, явление проросло в среде художников. Оно приобрело скорее иностранное значение — self publishing — то, что выпущено самим автором. Тираж, напечатанный в типографии, или пара экземпляров, сделанных вручную, — ценность от этого становится только выше.

Фестивали самиздата

К печатным изданиям как форме высказывания неравнодушны на глобальном уровне. По всему миру проводятся фестивали и конкурсы при поддержке различных институций, департаментов культуры. Авторы могут представить свои работы на ярмарке, принять участие в конкурсе и выиграть печать тиража или попасть на полку известного коллекционера.

Например, в рамках крупнейшего фестиваля фотографии Rencontres d'Arles в Арле, Париж, проводится также конкурс дамми* (дамми — черновой вариант фотокниги или зина, форма выглядит приблизительно как итоговый результат) и фотокниг LUMA RENCONTRES DUMMY BOOK AWARD. Сам фестиваль, основанный в 1970 году, сделал фотографию полноценным медиумом и сформировал мировую репутацию для современных фотографов.

Кто делает зины в России?

Очаги самиздата разгораются и в нашей стране. По всей России появляются микроиздательства, проходят локальные фестивали, лекции и мастер-классы. Зины представлены в галереях и на полках библиотек. Самиздатом занимаются в Самаре, Тюмени, Ростове-на-Дону, Норильске, Владивостоке и это лишь те, о которых мы знаем.

Большой вклад в развитие зин-культуры вносит издательство «Неизвестный человек», авторы проекта — Анна Диал и Рома Мурашов. Они начинали с выпуска одноименной газеты про культурный андерграунд, сейчас издают иллюстрированные зины и собираются открывать галерею в Черногории.

Еще одно микроиздательство от дизайн-студии ESH Print занимается печатью на ризографе и выпускают собственные принты, зины и открытки. Наверное, самую большую коллекцию собственных зинов можно найти в издательстве Sputnikat, среди журналов с работами российских и зарубежных художников можно найти комиксы про гопников и советы, как заниматься сексом.

Также большой интерес представляют работы независимых авторов — тут и актуальные темы, личные истории, рефлексия на прошлое, настоящее или будущее.

Центр зин-культуры все же находится в столицах. Ежегодно проводятся крупные фестивали, как ГРАУНД зин фест в Москве. В прошлом году впервые прошел фестиваль NIZINA в Санкт-Петербурге и стал ежегодным, следующий фестиваль пройдет в мае этого года.

По словам организаторов, фестиваль уже стал очень популярным — «В прошлом году заявки на участие подало более 200 авторов, более 1000 человек посетило мероприятия». Кроме фестиваля команда также проводит образовательные курсы, читает лекции, ведет блог в соцсетях — небольшими шагами вносит свой вклад в развитие отечественного самиздата.

Бонус: 5 самых интересных зинов по версии организаторов фестиваля NIZINA

1. SKATEBOARDING ZINE

Зин про андеграундное движение в современном минималистичном исполнении. Автор — Алексей Ерусланов.

«Серия фотографий, посвященных скейтбордингу, снятых в разное время, показывает, как скейтбординг вписывается в различные пространства и дополняет их. Скейтеры склонны находить локации, которые на первый взгляд совершенно не подходят для катания. Во время исполнения трюка, локации оживают и теперь это место действия, часть скейт культуры»

2. «ДНИ СОЛНЦА И ДОЖДЯ»

Зин-воспоминание, идеальный пример качественной печати и выбора бумаги. Автор — Виталий Гачковский.

«Это оттиск милых моему сердцу вещей из более не существующего мира. Эта книжка — о городских ритуалах, моей первой любви, уличных статуях и других вещах, которые в соединении создают немного хаотичный, но искренний образ Петербурга таким, как я его вспоминаю и люблю»

3. «РТУТНАЯ МАЗЬ НА ЩЕКАХ МОЕЙ БАБУШКИ»

Зин про хрупкость и смертность, пример нестандартной работы с изображениями, включающей в себя динамичную верстку и наложения. Авторы — Баева Лада и Коваленко Валерия.

«Этот проект — моделирование ситуации смерти близкого человека, изменение восприятия с богоподобного существа на обычного смертного, переосмысление воспоминаний через фрейдистские образы и классические атрибуты бабушек»

4-5. «ЖЕНЩИНЫ» и BORZOI

Автор — Васина Диана

Два зина от выпускницы Британской высшей школы дизайна — свежий взгляд на книжную верстку. Зин «Женщины» о переосмысленных женских фигурах в фольклоре. Зин «BORZOI» — гайд по породу, выполненный в сложной верстке и наполненный трафаретными иллюстрациями.

Разбор

Авторы: Алла Мирзаи, Кристина Сергеева

Фото: Кристина Шкилёва

19 April, 2023