С детьми в музей: о культурных различиях и советы для родителей

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Обложка: Duane Hanson, Children Playing Game, 1979. Photo: Luzia Hunziker / LL Productions

20 June, 2023

Поход с детьми на выставку — задача непростая как для детей, так и родителей. Журналист из Нью-Йорка Андрей Мучник рассказал о контрастной реакции смотрителей американских и европейских музеев на его маленькую дочь, а куратор Музея «Гараж» Настя Митюшина поделилась правилами, которыми пользуется при выборе и посещении выставок со своими уже подросшими детьми.

Источник: Clyfford Still Museum

«‎Не спорьте»‎, или как мы ходили по американским музеям с тоддлером

АНДРЕЙ МУЧНИК, журналист из Нью-Йорка:

— Извините, это ваш ребенок?
— Да, только можно потише говорить, она спит.
— Если это ваша коляска, вы не должны от нее отходить.
— Но я и не отхожу, она меньше чем в метре от меня.
— Пожалуйста, не спорьте. По нашим правилам, вы все время должны придерживать коляску рукой.
— А можно где-то прочитать эти правила?
— Я еще раз вас настоятельно прошу: не спорьте.

«‎Не спорьте»‎ — это такая-фраза сигнал, что смотритель готов вызвать охрану и со скандалом и шумом выпроводить вас вместе с ребенком (скорее всего уже проснувшимся к тому моменту) из музея. Этот диалог произошел в Национальном музее американских индейцев в Нью-Йорке, но мог произойти и в любом другом музее в США.

Кстати, это был наш второй поход в этот музей, в первый раз мы пришли с уже спящим ребенком в коляске (мы всегда пытаемся подгадать осмотр музеев на время ее сна), и нас попросили разбудить ребенка, чтобы можно было засунуть коляску в сканер, как в аэропорту. Нам пришлось уйти.

В Музее Клойстерс, филиале Метрополитен-музея, который представляет собой мэшап из пяти французских монастырей XII—XV столетий, есть несколько средневековых двориков с кадками с растениями. В них лежат красивые камушки, и наша дочь очень их любит. Она вынула несколько камней и стала играть с ними рядом. Тут же нарисовался очень суровый смотритель, который сказал «нельзя». Я попытался вступить с ним в спор и сказал: «Но это же просто камни». Смотритель попросил «‎не спорить» и немедленно положить все камни назад в кадку и убрать от них ребенка. Понятно, что последовала жуткая истерика. Еще раз уточню — это была не арт-инсталляция, не средневековый артефакт, а простая галька.

Источник: Clyfford Still Museum

Мне очень запомнился визит в музей при Институте моды. Сначала нам на входе огласили правила поведения в музее так громко, что ребенок сразу проснулся. Далее нас попросили сделать так, чтобы ребенок не ползал по полу — это запрещено. Естественно, запретить что-либо тоддлеру невозможно, поэтому нам пришлось уйти.

Бегать в музеях тоже нельзя. Это понятно, но тоддлеры не умеют бегать — они просто так ходят. Это мы безуспешно пытались объяснить смотрителю в Новом музее современного искусства, который ходил за нами по пятам на ретроспективе Фэйт Рингголд.

Чтобы не ограничиваться нью-йоркскими музеями, расскажу про случай из Вашингтона. На входе в Национальную галерею искусства охранник попросил нас заставить ребенка выбросить несколько листиков, которые она подобрала в сквере рядом. Следующие полчаса мы вместо осмотра галереи успокаивали ребенка.

Вообще, после переезда в США из Европы мы были удивлены, насколько отличается отношение американских музейных сотрудников к детям от европейского. Так, во французском Гренобле я практически бегал по галереям классического искусства с коляской, пытаясь усыпить ребенка. Никто из смотрителей на нас даже не посмотрел.

Незадолго до отъезда мы были в маленьком Музее современного искусства города Асконы в Швейцарии, в котором находится самая большая коллекция экспрессионистки Марианны Верёвкиной. Ребенок только что заснул, и мы спросили у сотрудников музея, можно ли оставить коляску со спящим ребенком у кассы, так как в музее не было лифта. Нам разрешили, и мы спокойно смотрели невероятные картины Верёвкиной.

В заключении добавлю ложку меда: таких крутых коллекций искусства, как в США, мы еще нигде не видели, включая европейских художников (например, больше всего картин Сезанна — в Филадельфии, а не во Франции), поэтому оно того стоит.

Фото Насти Митюшиной. Выставка «Я буду рядом», ЦТИ «Фабрика»

«Замедлитесь и дайте ребенку пропасть», или Шесть правил для музейных походов с дошкольниками

НАСТЯ МИТЮШИНА, мама Ивы и Во и куратор публичных программ Музея «Гараж»:

1.

Для начала важно определиться с целью: а зачем я иду с детьми в музей? Потому что мной владеет чья-то безумная идея «важно просвещать детей с малых лет» или мне реально хочется прямо сейчас узнать и почувствовать что-то новое вместе с ними? Если последнее, то смело вперед. Ведь музейный опыт завершается в совместном обсуждении впечатлений после! И чем старше дети — тем важнее это правило.

2.

В выборе места для меня определяющей является комфортная логистика: близость к дому (я часто на автобусе «М3» езжу с детьми, он от нашего дома через весь центр идет), удобный ли там туалет, есть ли рядом с институцией парковка или кафе внутри или рядом. А главное — насколько само здание институции объемно и хватит ли 5-7 минут для продвижения от центрального входа до самой выставки. Последний момент очень важен для детей до 6 лет. Нужно, чтобы они не выдохлись на подходе и чтобы всегда была возможность шустро покинуть помещение. Например, в Третьяковке на Крымском валу, к моему огромному сожалению, я с детьми была всего пару раз. Как подрастут, будем чаще ходить. В моей «банде» двое — сын 6,5 и дочка 4,5 лет, поэтому я предпочитаю небольшие институции. В Нижнем Новогороде мы были с сыном в Студии «Тихая», и это было волшебно. Пространство крошечное и с характером — там и открытое фондохранилище, и солнечная мансарда. Сыну выставка живописи Андрея Оленева очень понравились.

3.

Доверяйте сегодняшним темпу и усидчивости ребенка. Если сегодня у него есть силы на две картины, то пусть сегодня будут две. Хочет останавливаться и обсуждать, задавайте вопросы. Хочет уйти — уходите. Для маневренности выгодно ходить с напарником, подругой или папой, так один может вывести погулять уставшего зрителя, а второй остаться с теми, чей энергетический бак еще полон. А привычка смотреть и получать удовольствие от созерцания развивается — и на это нужен не один год.

Фото Насти Митюшиной. Выставка «Краткая история отсутствия», ГЭС-2

4.

Следуйте за вкусом и интересом ребенка. Давайте свободу спрятаться! Помню на выставке из коллекции Фонда Луи Виттон в ГМИИ им. Пушкина сын — ему тогда было около 4-х лет — завис минут на сорок на гипнотическое видео Пьера Юига «Путешествие, которого не было» и больше никуда не хотел. Хотя я делала ставку на «Балладу о Троцком» Маурицио Каттелана, представляющую собой подвешенное к потолку чучело лошади. Если пространство компактное и обозримое, замедлитесь и дайте ребенку пропасть. Исследовательский дух в детях пробуждается, когда родитель отступает. На персональной выставке Эльдара Ганеева в ЦТИ «Фабрика» они победоносно ликовали, что первыми нашли вход на второй этаж в замысловатой инсталляции «Ракушка», и сидели там уютно минут десять.

5.

Ходите на выставку без тусовки. До пары коллективных походов с друзьями я думала, что процесс, как у взрослых, работает — идем вместе и после осмотра увлекательно обсуждаем. У детей же — я о возрасте до 8 лет — все иначе: тусовка отвлекает и выставка получает ноль внимания.

6.

Создавайте позитивное закрепление для похода в музей. Какой бы ни была выставка, помните, что фиксируется общее впечатление. На него, судя по моему опыту, работает сочетание факторов вместе: архитектура, приветливость персонала, вкус еды и сувениры. Когда сыну было 2-3 года, я его выпускала в атриуме «Гаража» побегать, а в ММОМА поползать — так музей становится местом свободы. В Еврейский музей и центр толерантности дети бегут, так как с бабушкой ходят сюда часто, и она их балует вкусностями в кафе и покупкой сувениров. Мне 40, а я до сих пор помню окрик смотрителя ГМИИ в мои 6 лет, когда она сочла моего проволочного зайца угрозой для картин. А я всего лишь прижимала его к себе и показывала любимых импрессионистов. Или вот в Консерваторию я в детстве за Макдоналдс ходила, а сейчас академическую музыку обожаю.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Обложка: Duane Hanson, Children Playing Game, 1979. Photo: Luzia Hunziker / LL Productions

20 June, 2023