ЭРЛИНГ КАГГЕ «КАК СОБРАТЬ КОЛЛЕКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И НЕ РАЗОРИТЬСЯ»

Новости

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»

06 December, 2021

В магазине Музея современного искусства «Гараж» вышла книга Эрлинга Кагге «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться».

Норвежский коллекционер рассказывает, что делать и чего не делать начинающему собирателю современного искусств, с кем общаться, чтобы развить талант к приобретениям, в какой момент покупать и продавать, как работать на опережение и как в целом покупать искусство, если у вас немного денег.

Книга доступна в онлайн-магазине и в книжном музея.

Слева: Джим Ламби, предоставлено галереей The Modern Institute/ Toby Webster LTD (Глазго) и галереей Gerhardsen Gerner (Берлин/Осло); справа: Фредрик Верслев, фото Вегар Клевен, предоставлено галерей STANDARD OSLO (Осло)

ДЕЛИМСЯ ОТРЫВКОМ ИЗ КНИГИ О ТОМ, ЧТО ПОМОГАЕТ КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ В СОСТАВЛЕНИИ КОЛЛЕКЦИИ:

Как-то я сделал комплимент Ирвингу Блуму, который в 1960-е заведовал легендарной галереей Ferus, похвалив его исключительный глаз. Тогда он мне рассказал, что однажды продал Уорхола за 1500 долларов, но позже вынужден был купить его обратно за 1350 долларов у пожалевшего о своей покупке клиента, жена которого наотрез отказалась иметь его работу в своем доме и настояла на том, чтобы муж аннулировал сделку. Больше никто не хотел покупать эту работу, поэтому Ирвинг оставил ее у себя. Почти через пятьдесят лет за ту же картину ему предлагали 75 миллионов долларов, но он отказался продавать, потому что, как он сказал мне, «готовые заплатить 75 миллионов долларов в конце концов согласятся на 100 миллионов». Эта история разрушила мою веру в исключительный глаз Блума. На самом деле, Блум и сам поправил меня: «Я бы скорее сказал, что у меня хороший нюх». Арт-рынок — это как конкурс красоты: все беспокоятся о том, что думают другие. Как только Блум слышал, что два уважаемых им человека упомянули имя какого-нибудь художника, он шел посмотреть на этого художника. Так он стал первым в Калифорнии галеристом, который выставил у себя Энди Уорхола и Джаспера Джонса. Кстати, Уорхол не собирался присутствовать на открытии своей выставки в Лос-Анджелесе, но передумал, когда Ирвинг пообещал ему, что у него там будет возможность познакомиться со знаменитостями. Никакие знаменитости на открытие не пришли, но было уже поздно. Хорошим коллекционерам помогают в составлении коллекции и нюх, и слух, и глаз. Не всегда легко отличить плохое искусство от хорошего: иногда я нахожу, что они похожи. Сергею Йенсену так надоело, что другие художники копировали его работы из ткани (в которых живописное изображение появляется в месте повреждения или соединения ткани), что он начал писать более фигуративно.

Тауба Ауэрбах; предоставлено галереей STANDARD OSLO (Осло)

Вдохновившись книгой, мы попросили Антона Белова, Марину Анциперову и Анну Михееву поделиться собственными советами для начинающих коллекционеров.

АНТОН БЕЛОВ

директор Музея современного искусства «Гараж»

— Не стесняйтесь неправильных покупок. Они заставляют вас двигаться быстрее.

— Не бойтесь смешивать произведения современного искусства с историческими артефактами. Кувшин XII века, вышивка вашей бабушки и графика молодого художника из Нижнего Новгорода отлично сочетаются.

— Не смущайтесь, если вам не нравится творчество художника, которого все покупают. Ваша коллекция будет отличаться уже тем, что в ней нет его работ.

МАРИНА АНЦИПЕРОВА

арт критик и основательница курс для коллекционеров «Собери их всех»

— Слушайте себя. Вам жить с этой работой и вам смотреть на нее каждый день. А остальное — что думают про художника рынок и эксперты — дело второстепенное. Решите, важно ли вам, чтобы художник вырос в цене, чтобы он показывался в музеях, может быть, совсем и не важно. Ваша коллекция, в конце концов, ничего никому не должна, кроме одного — вас радовать.

— Из практических советов скажу только, что не нужно бояться спрашивать цены. Если стоимость окажется больше, чем можете позволить сегодня, не стесняйтесь просить рассрочку — это совершенно нормальная практика. Если работа дорогая (условно, более 100 тыс.руб), ряд галерей будет готов дать вам ее «на примерку»: повесить в квартире и пожить пару дней. Так вы поймете, захочется ли вам с ней просыпаться вместе.

— Когда покупаете искусство, обязательно заранее подумайте о том, как будете хранить и выставлять работу! Коллеги из известного аукционного дома рассказывают, что анекдотический случай о работе, которая не пролезла в дверь или оказалась шире, чем задуманная для нее ниша в стене, в реальной жизни происходит чаще, чем можно подумать. Плюс, при покупке обсудите с художником и посредником, как правильно хранить работу — опасен ли для нее прямой солнечный свет и так далее. У художника тоже может быть свое видение о том, как работу стоит показывать дома, а ваше внимание к мнению автора в этом вопросе будет ему очень приятно.

АННА МИХЕЕВА

основательница онлайн галереи «Объединение»

— Чтобы следовать первому совету из книги и «быть одержимым» покупкой искусства — нужно просто начать покупать. Не важно, какой сейчас у вас есть свободный ресурс: 500 рублей, 5000 или 50 000. Можно начать c постера с выставки в музее за 540 рублей, а потом захотеть большего и прийти на маркет в поиске графики за пару тысяч. И вот в планировании трат у вас незаметно появляется новая графа на поддержку молодого искусства. И это то, что точно делает вашу жизнь лучше.

— В идеальном мире все всегда происходит по любви. Как и в любых отношениях, сначала появляется влюбленность и желание всегда быть рядом, со временем вы замечаете трещинки друг друга, а уже спустя сотни прожитых вместе ситуаций приходит любовь.

— Не бойтесь расставаться с работами. Прячьте их в шкаф, чтобы достать снова через пару лет. Дарите то, с чем утеряна связь, тем, кто сможет смотреть на тот же холст свежим взглядом. И не забывайте, что у художника тоже бывают периоды и плохое настроение — он не должен радовать вас 100 работами из 100.

Слева: Синтаро Миякэ, предоставлено галереей Gerhardsen Gerner (Берлин/Осло); справа: Яна Ойлер, предоставлено художником и галереей Neu (Берлин)

Новости

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»

06 December, 2021