Case considerations: artist Regina Rzaeva about monochrome pictures and closed spaces

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Evgenia Baranova

05 October, 2023

On October 5, Regina Rzaeva’s personal exhibition “Case Considerations” opened in the Krivokolenny 9s3 space. In this project, the artist discusses the internal specifics of closed spaces, real and imagined. The concept and title of the exhibition refer to the theme of the limitations that humans have.

In this article we show how the installation of the exhibition went, and talk with Regina about her pseudonym, love for the color green and preparation for a personal exhibition in Moscow.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

У ТЕБЯ НЕОБЫЧНЫЙ ПСЕВДОНИМ — 665806 — РАССКАЖИ, ЧТО ЗНАЧАТ ЭТИ ЦИФРЫ?

Это почтовый индекс Ангарска — города, в котором я родилась. Отношусь к нему с особым трепетом, хотелось иметь его частичку в своем творчестве. Еще я очень люблю почтовые офисы. Вижу в этом старом способе коммуникации что-то трогательное.

С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ТВОЙ ПУТЬ В ИСКУССТВЕ?

Все началось с художественной школы в детстве. Когда пришло время выбирать профессию, родители поддержали меня в выборе и в увлечении искусством, поэтому я поступила на дизайнера. Несмотря на то, что рисование было для меня ближе всего во время обучения, я долгое время после университета думала, что это не моя сфера деятельности. Сначала пыталась быть дизайнером, но безуспешно. Тем не менее, я продолжила рисовать дома, затем устроилась преподавать в школу — хотела так отвлечься. А, в итоге, благодаря этой работе, поняла, что рисование — это как раз-таки мое и, на самом деле, всегда было моим.

Тогда я еще не знала, что могу быть художником и имела мало представления о том, как это возможно. Но все-таки уволилась с преподавательской деятельности и начала развивать свою художественную практику, постоянно практиковалась, хотя понимала, что делаю что-то не общепринятое, и это не совсем обычная профессия. Сейчас считаю, что все сложилось именно так, как должно было, — у меня так часто в жизни.

У ТЕБЯ ОБРАЗОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРА-МОДЕЛЬЕРА. КАК ЭТО ОТРАЖАЕТСЯ В ТВОИХ РАБОТАХ?

Во время обучения мы много работали с тканями. Мне нравилось ощущать фактуру материала, с которым я работаю, раскрывать его свойства. Думаю сейчас у меня такая же история с поверхностями холстов: мне очень важен холст, с которым я работаю, его текстура, как на него ложится краска, насколько сильно его сопротивление. Так что, думаю, образование больше всего повлияло на мой медиум.

ТЫ ЖИВЕШЬ И РАБОТАЕШЬ В БАКУ. ВДОХНОВЛЯЕТ ЛИ ТЕБЯ КАК-ТО ПО-ОСОБЕННОМУ ЭТОТ ГОРОД?

За много лет проживания в Баку могу сказать, что город очень на меня повлиял и, безусловно, на многое вдохновил. Мое становление как художника произошло именно тут. В первые годы, как каждый переехавший в совершенно новую культуру, я не ощущала себя частью города. Потребовалось немало времени на адаптацию. Но я стараюсь всегда взаимодействовать с местами, в которых нахожусь. Из любимых точек, думаю, это Старый город, — как бы банально это ни звучало.

А ЧТО ВООБЩЕ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?

Почти все! Солнечный свет, красивые вещи, хорошая книга, искусство, смена времен года,природные циклы. Я очень люблю жизнь во всех ее проявлениях. Но не все из этого способно вдохновить на картину, конечно же. Скорее это влияет на общее мироощущение.

НА КОГО ИЗ БОЛЬШИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ РАВНЯЕШЬСЯ ИЛИ КТО ОСОБЕННО ТЕБЕ НРАВИТСЯ?

Я не постоянный человек, и это проявляется и в моей практике. В разные периоды нравятся разные художники. К тому же, и у них есть разные периоды, поэтому сложно выбрать человека в целом. Мне ближе восприятие через конкретные произведения. Есть несколько картин, которые когда-то произвели на меня сильное впечатление и продолжают влиять. Одна из них — «Белые кувшинки» Клода Моне. Мне очень нравится, как гармонично в ней выстроены вертикаль и горизонталь. Также люблю средневековое и древнее искусство.

В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ ТОЛЬКО ЖИВОПИСЬЮ? ПРОБУЕШЬ ЛИ И ДРУГИЕ МЕДИУМЫ?

В студенчестве я не работала маслом, зато использовала все, что только можно. Мне ближе всего живопись: можно всегда исправить в моменте и добиться нужного эффекта и цвета. Очень люблю бумагу за большой спектр разных поверхностей, но пока попытки работы с ней не увенчались успехом. Возможно, когда-то у меня получится.

КАК ТЫ САМА СЕБЕ ОБЪЯСНЯЕШЬ, О ЧЕМ ТВОИ РАБОТЫ?

Они о вещах, которые меня окружают и интересуют. В разные периоды это по-разному. В глобальном смысле мои картины, конечно же, отражение меня самой. О свойственной мне изменчивости, о темах, которые меня привлекают, — это как еще одна грань познания себя.

В ТВОИХ РАБОТАХ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЧАСТО ПРЕОБЛАДАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ, ПОЧЕМУ ОН ТАК ТЕБЯ ПРИВЛЕКАЕТ?

Примерно больше года назад я пыталась создать монохромные картины. Работала и с синим, и с красным — в первую очередь меня интересовали базовые цвета. Но никакого контакта не получилось. Когда я попробовала работать с зеленым, я поняла, что это мой цвет. Работа шла очень легко и принесла огромное вдохновение на последующие практики. Буквально недавно, кстати, прочитала в книге об истории этого цвета, что зеленый всегда ассоциировался с чем-то непостоянным и изменчивым (так как краситель постоянно исчезал). Так что мое убеждение в том, что это мой цвет, закрепилось.

Выбор зеленого произошел очень естественно и как-то сам по себе. Я пробовала работать с желтым цветом, но это было снова безрезультатно. В зеленом цвете я сильнее всего чувствую форму. Из минусов только то, что очень мало каким работам, в итоге, подходит быть монотонными, поэтому пока не могу сказать, что до конца прочувствовала эту почву.

ЛЕГКО ЛИ ТЫ РАССТАЕШЬСЯ СО СВОИМИ РАБОТАМИ, КОГДА ИХ ПОКУПАЮТ?

Сложно ответить. С одной стороны, я не люблю накапливать старые работы. Если картина неудачная, я скорее всего ее выкину. Почти все мои сильные работы всегда обретают дом. С другой стороны, каждая картина — это определенный момент творчества. Какие-то я люблю больше остальных, это часто отражается в цене. Зачастую я продолжаю свои же работы в сериях. Это бывало и после солидного промежутка времени: возвращаюсь к чему-то, что меня продолжает интересовать. Возможно, таким образом, я отслеживаю изменения, которые произошли с момента написания основной работы и своеобразно возвращаю работу, с которой нелегко простилась.

ТЫ СКАЗАЛА, ЧТО ИНОГДА ВЫКИДЫВАЕШЬ ГОТОВЫЕ ПОЛОТНА. ПОЛУЧАЕТСЯ, ОДНАЖДЫ СЛУЧАЙНО КОМУ-ТО МОЖНО НАЙТИ ТВОЮ РАБОТУ НА УЛИЦЕ?

Конечно же, нет. Хорошие работы не всегда могут получаться сразу, перед этим зачастую есть множество попыток, которые принято называть практикой. Я не часто работаю с эскизами, поэтому все происходит в моменте и это дело случая. На то, получится работа или нет, влияет множество факторов, иногда она просто не выходит и тут ничего не поделать. Как бы мне не хотелось, этот процесс вне зоны моего контроля. В какие-то периоды мне просто не хватает навыка на то, что я пытаюсь создать, и у меня не будет получаться до момента, пока я его не освою. Тогда я закрашиваю холст в белый, затем снимаю с подрамника. Это направлено лишь на мой опыт и не более.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ НОВОЙ ВЫСТАВКЕ В МОСКВЕ. О ЧЕМ ОНА И КАК ДОЛГО ГОТОВИЛАСЬ?

Думаю, я готовилась к ней неосознанно очень долго, а осознанно — примерно с начала года. Это были очень маленькие, первые и несмелые шаги в неизвестное. Очень благодарна Объединению за то, что выслушав мою идею, поверили в нее и помогли реализовать, что морально очень помогло продолжать работать над проектом.

Он не дался мне легко, потому что это мой первый опыт. К тому же тема, которую я затрагиваю, меня, в итоге, если честно, немного напугала. Она не только о различных ограничениях, которые сопровождают нас в жизни, но и о том, что каждый человек имеет определенный лимит.

Это тема меня буквально окутала с разных источников. Все книги, что я читала, были о ней. Все, что я видела, я относила к этому. Я понимаю, что сама стала зациклена на этом и, вероятнее всего, поэтому все это видела в вещах, которые по сути не несут такого смысла. До сих пор думаю о результате проделанной работы. В конце подготовки я поняла, что открыла в своем творчестве новую грань. Для меня как для художника произошел рост, и, думаю, это самое главное.

МОЖЕШЬ ЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ, КАКУЮ НОВУЮ ГРАНЬ ТЫ НАШЛА В СЕБЕ?

В первую очередь в процессе подготовки выставки мне удалось замедлиться с написанием работ. Это, в свою очередь, повлияло на мою технику. Не могу сказать, что до этого я писала бегло, скорее сейчас я стала еще более вдумчивой. Также я повысила уровень своих навыков, знаю, что не многие ставят перед собой такую цель, но я ее всегда преследую.

КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ НА БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?

В ближайшее время у меня выйдет несколько коллабораций, над которыми я работала на протяжении этого года. Хочу продолжать серию с наложением различных цветов друг на друга. Я не знаю, что будет завтра, поэтому особо не люблю планировать. Мне ближе работать, а затем смотреть, к чему это приводит.

INTERVIEW

Author: Anastasiia Lobacheva

Photos: Evgenia Baranova

05 October, 2023