Good example: “One-way street” at “Triumph” gallery

on view

Photos: by the heroes of the article and the Triumph Gallery

04 August, 2023

A new exhibition, created in collaboration with “Smena” contemporary art centre, and focused on artists who hold a significant connection to Kazan, opened in “Triumph” gallery July 15. The exhibition is part of the “System assembly” cycle, which addresses regional contemporary art and aims to support local initiatives, contexts and voices.

We approached the participating artists of the exhibition, requesting insights into how the passage of time, urban environments, and fellow artists have influenced their creative processes and interpretations.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Артур Голяков

КАК ВЫ СМОТРИТЕ НА РАБОТЫ (ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, НО СОЗДАННЫЕ РАНЕЕ) ИЗ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА? ВИДИТЕ ЛИ В НИХ НОВЫЕ СМЫСЛЫ? ЕСЛИ РАБОТА НЕДАВНЯЯ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О НЕЙ.

Для меня очень редко смысл работы может измениться с течением времени или в новых обстоятельствах. Контекст — это та вещь, которую стоит учитывать еще на этапе создания произведения. Смысл может меняться, но незначительно и скорее во второстепенных или поверхностных уровнях прочтения.

Здесь есть два важных момента. Первый связан с темой субъектности, которую я исследую, и чтобы воспринимать это по-новому, в субъекте или в публичном поле, в речи, которую мы используем, должны произойти изменения. Для этого в обозримом будущем нет никаких предпосылок.

Второй момент: на выставке у меня представлены работы, которые можно отнести к четырем разным сериям или, скорее, техникам исполнения, так как я нахожу их все в той или иной степени связанными с ограниченным кругом тем: поломки и сбои, повторение, последовательность, чудо, божественное и так далее. Почти все мои работы подразумевают серийность и повторение. Здесь есть работа 2018 года, имитирующая церковные хоругви, которая визуально и концептуально перекликается с синей пиццей в золотой коробке 2023 года. Есть холст этого года, продолжающий начатую мной в 2017 году практику, по переосмыслению работ «Танец» и «Музыка» Матисса. Самые свежие работы на выставке — это серия из четырех картонных коробок, которые работают все с теми же сквозными для меня темами. Поэтому они так или иначе растянуты во времени и их восприятие мной происходит с учетом этих моментов.

КАКОЙ ОТПЕЧАТОК КАЗАНЬ ОСТАВИЛА НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЕ»?

Первый раз я оказался здесь в 2016 году и провел в Казани почти год, это событие совпало с моим переосмыслением личной художественной практики. До этого я больше 10 лет рисовал граффити и участвовал в различных выставках под псевдонимом. Из-за отсутствия такого большого количества друзей и знакомых, как в Краснодаре, я больше времени проводил наедине, читал, гулял по городу и делал фотографии различных «поломанных» вещей и объектов, осмысление которых привело меня к пониманию того художественного вектора, в котором я работаю сейчас. Многие темы, которые я развиваю или только собираюсь к ним приступить, возникли благодаря моему пребыванию в Казани.

На данный момент я не думаю, что можно говорить о «казанской школе», все плюс-минус выглядит так же, как и во многих других регионах в рамках определенных трендов и мейнстрима. Школа подразумевает какое-то основание, она должна вокруг чего-то вращаться, в первую очередь идеологически, концептуально или стилистически. Нельзя просто собрать в одном месте группу художников и называть это школой.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ТО, С КАКИМИ ТЕМАМИ И КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Говорить о влиянии довольно сложно, так как для начала нужно определить, что это такое и как оно проявляется. Я позволю себе упростить задачу и просто перечислить имена, оказавшие на меня влияние в разные моменты и которые я вспоминаю чаще всего: Анри Матисс, Дюшан, Ив Кляйн, Ричард Серра, Уильям Уотерхаус, Уорхол, Кошут, Тильман Хорниг и Пауль Барщ, Георгий Якутович, режиссеры Сергей Параджанов и Юрий Ильенко, мои преподаватели из университета Леонид Иванович Проненко и Надежда Анатольевна Устрицкая, различные граффити артисты и граффити в целом, а также большое количество ныне живущих художников.

КАКОЙ ГОРОД БЛИЖЕ ВСЕГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ?

В данный период жизни Казань.

ЧТО ДАЕТ ВАМ СИЛ?

Искусство.

Зуля Алиева

КАК ВЫ СМОТРИТЕ НА РАБОТЫ (ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, НО СОЗДАННЫЕ РАНЕЕ) ИЗ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА? ВИДИТЕ ЛИ В НИХ НОВЫЕ СМЫСЛЫ? ЕСЛИ РАБОТА НЕДАВНЯЯ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О НЕЙ.

Представленные на выставке работы из серии «Речные приключения» созданы год назад. Я хотела запечатлеть в них образ реки Волга как сложного фантастического организма из воспоминаний, желаний, игр, страхов и легенд и одновременно были — с ее темными неизвестными глубинами, окаменелостями, цветущей водой и корабельным металлом. Когда я снимала их, то не была уверена, что то, что является мне в воспоминаниях, все еще существует. Мне казалось, что я уже больше конструирую картинку, чем взаимодействую с ландшафтом этого водоема. Но с тех пор я так же часто приезжаю в Казань, гуляю по местным берегам и вижу все больше этой детской магии и подвижности реки. Для меня это подтверждает важность и желание соприкосновения с этим зыбучим миром и неуловимой тайной вод.

КАКОЙ ОТПЕЧАТОК КАЗАНЬ ОСТАВИЛА НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЕ»?

Для меня Казань — это город детства и отрочества, мифов и сказок. И я все еще вижу ее такой. Это маленькая тайная страна, которую можно бесконечно исследовать. И, конечно же, для меня это связь с природой родного края. Эти темы так или иначе периодически прослеживаются в моих работах, даже если я снимаю их в другом месте. Мне кажется, это какие-то базовые наследственные образы, как ручьи, перетекающие из века в век. Но в то же время, я не думаю, что какие-либо пересечения тем или методов у современных художников можно назвать «школой». Для образования связи прежде всего важно духовное или идейное объединение. Тогда создается прочная цепь. Такую цепь трудно разъединить, но в то же время она не пропустит новое звено. Нужна ли она тогда? Я вижу, что большинство художников существует поодиночке в своем мире. Кому-то так спокойнее, а другой из-за этого страдает. Мне же это кажется ценным, ибо так рождается все больше и больше маленьких миров, и им не обязательно быть единым субъектом. Но интересно наблюдать, как тропы могут пересекаться.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ТО, С КАКИМИ ТЕМАМИ И КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Самым великим творцом я считаю природу. И в целом, мне не нужно большего. Но могу сказать, что определенное влияние на меня оказал голландский художник Отто Марсеус ван Скрик. Мне кажется, мы с ним видим флору и фауну похожим образом, и мне хочется достичь подобной сложности и драмы в изображении. И я могу бесконечно изучать изображения сказочного леса татарского художника и иллюстратора Файзрахмана Аминова. А на чувственном уровне мне близок американский фотограф Алек Сот. В своих сериях я так же часто работаю с темами поиска любви, себя, одиночеством, отрешенностью от мира, меланхоличными пейзажами, письменными артефактами. Когда я начинаю сомневаться в себе и в жизни вообще, я обращаюсь к его книгам.

КАКОЙ ГОРОД БЛИЖЕ ВСЕГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ?

Пока что с уверенностью могу сказать, что моему сердцу ближе всего Казань. Но это безответная любовь, а потому я продолжаю искать что-то другое.

ЧТО ДАЕТ ВАМ СИЛ?

Осознание того, что планета пропитана магией и любовью. Я довольно грустный человек, но контакт с природой всегда дает мне возможность почувствовать, что я являюсь частью этого мира, и мне тут рады. Я знаю, что в любой природной точке вселенной я буду ощущать себя дома. Это позволяет мне чувствовать себя менее одиноко. И жизнь становится похожа на бесконечную череду свиданий со всей планетой сразу. А еще силы дает дружба. В нее я еще верю.

Зухра Салахова

КАК ВЫ СМОТРИТЕ НА РАБОТЫ (ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, НО СОЗДАННЫЕ РАНЕЕ) ИЗ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА? ВИДИТЕ ЛИ В НИХ НОВЫЕ СМЫСЛЫ? ЕСЛИ РАБОТА НЕДАВНЯЯ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О НЕЙ.

Работа, которую я сделала специально к этой выставке, новая. Схожую я делала год назад к выставке «Озарения» в галерее Виктория в Самаре, сейчас же решила доработать эту тему. Хроника Полного Цикла Мышиного государства — замкнутая история, в которой два противостоящих друг другу слагаемых, перетекая одно в другое, сливаются в единицу. В этом государстве живут только мыши и змеи, и вторые всегда побеждают первых, залог их эффективности в борьбе состоит в сложном сплетении, которым они побеждают свою природную уязвимость. Мыши в надежде одержать победу и повторить их успех объединяются и скручиваются хвостами, но попадают в безвыходное положение - Крысиного Короля. Обездвиженные они попадают мельницу (Главную машину №2). Ее колесо вращается без остановки и перемалывает их в главного врага, противостояние с которым шло всю их мышиную жизнь.

КАКОЙ ОТПЕЧАТОК КАЗАНЬ ОСТАВИЛА НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЕ»?

Я не чувствую след или влияние Казани как единицы, и, наверное, отпечаток — это факт моего рождения здесь.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ТО, С КАКИМИ ТЕМАМИ И КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

В свое время главным вдохновением для меня было ткачество Паракаса, его загадочная и стройная изобразительная логика. Также это были Терри Гилиам, Марк Шагал, Мэтью Барни. И искусство ислама с его сложной божественной волей к украшательству.

КАКОЙ ГОРОД БЛИЖЕ ВСЕГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ?

Белград. В нем я чувствую свою самость, очень чудной и живительный для меня город. Правда влюбилась я в него за много лет до посещения, через работы Павича и, когда я там, воображаю себя Геро из «Внутренней стороны ветра».

ЧТО ДАЕТ ВАМ СИЛ?

Мечты. Иногда мне кажется я больше воображаю о всяком, чем хожу ногами по земле.

Илья Татаров

КАК ВЫ СМОТРИТЕ НА РАБОТЫ (ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, НО СОЗДАННЫЕ РАНЕЕ) ИЗ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА? ВИДИТЕ ЛИ В НИХ НОВЫЕ СМЫСЛЫ? ЕСЛИ РАБОТА НЕДАВНЯЯ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О НЕЙ.

Мне кажется, работы представленные на выставке можно описать как некую детскую практику. Это постоянное выстраивание собственного мира со своим нарративом, но при этом с отголосками окружающей реальности, например рисование во время просмотра мультфильма и частичное использование персонажей оттуда. В этом смысле я полностью придерживаюсь этой логики.

Про работы хочется рассказать, начиная с факта, который я не так давно узнал, о том, что болотный мох сфагнум является природным антисептиком: он не дает развиваться бактериям, что позволяет болоту консервировать внутри себя любую органику. Мне кажется, это интересно в контексте некоего хранилища попадаемых данных, которые трансформируются внутри в новые формы. Так и получились эти объекты, они как будто стараются быть похожими на реально найденные артефакты, хотя в общем-то являются моими рукотворными.

Мне нравится размышлять на тему культуры, какой она предстает внутри разных источников и в каком виде доходит по разным каналам.

Я вырос в небольшом городе Оренбурге, где часто можно встретить старую архитектуру с элементами деревянного зодчества, при этом я абсолютный адепт западной поп-культуры с ее фильмами, играми, и литературой. Мне кажется, интересно совместить эти нарративы в одном объекте, который в каком-то смысле будет отражать дух времени, и то в каком виде до нас доходила заграничная культура.

КАКОЙ ОТПЕЧАТОК КАЗАНЬ ОСТАВИЛА НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЕ»?

Казань стала каким-то огромным толчком для меня. Переехав из маленького города, ты как будто выбираешься из информационного вакуума и начинаешь открывать для себя новые каналы связи ранее тебе недоступные. Я считаю, Казань имеет огромный потенциал, и сейчас мы наблюдаем за тем, как она набирает свою силу в сфере культуры. Не знаю насчет «казанской школы», но о том, что Казань в скором будущем станет одной из крупнейших точек притяжения культуры в России, мне кажется, можно говорить наверняка.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ТО, С КАКИМИ ТЕМАМИ И КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Хочу отметить Леонида Сокова как художника, который в принципе стал тем, кто сподвиг меня на занятие творчеством. Я обучался на художественной обработке дерева, и Леонид открыл для меня новые способы работы с прикладными материалами, благодаря чему я начал собственные эксперименты.

КАКОЙ ГОРОД БЛИЖЕ ВСЕГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ?

Тут я, наверное, отмечу, что мне не близка городская жизнь, и в целом я не хотел бы на постоянной основе жить в городе, но если выбирать, то мне кажется Казань закрывает все потребности городского жителя и в целом является приятным современным городом.

5. ЧТО ДАЕТ ВАМ СИЛ?

Силы мне дает взаимодействие с природой в любом виде. Если есть возможность, то это выезд далеко за город, но если нет, то даже прогулка по парку, наблюдение за растениями и насекомыми очень сильно заряжает меня и дает новых сил.

Настя Мороз

КАК ВЫ СМОТРИТЕ НА РАБОТЫ (ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, НО СОЗДАННЫЕ РАНЕЕ) ИЗ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА? ВИДИТЕ ЛИ В НИХ НОВЫЕ СМЫСЛЫ? ЕСЛИ РАБОТА НЕДАВНЯЯ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О НЕЙ.

Все работы на данной выставки сделаны в этом году. В этом году у меня была первая персональная выставка в Казани. И большая часть работ приехала в Москву сразу после закрытия персональной. Думать и рефлексировать приходилось в ускоренном режиме. Сама идея экспонирования работ на выставки возникла частично после первой встрече в Казани в моей мастерской с куратором Марины Бобылевой. Была такая фраза от Марины: “Мне кажется можно создать что-то наподобие советского "живого уголка" “. И я пошла думать, параллельно в Казани выставка продолжалась, мы проводили медиации и я все смотрела на работы, разговаривала с посетителями. И в какой то момент поняла что “советский живой уголок” - он родом из детства. Как написано в аннотации к работам ….Для художницы источником этих форм послужил валежник, который собирал и приносил домой ее отец. "С корягами было интересно играть. Это наложило свой отпечаток на мое творчество. Они отпечатались как тени на стене," — рассказывает художница. Поэтому к открытию групповой выставки в Триумфе у меня сложилась вся картина и все смыслы.

КАКОЙ ОТПЕЧАТОК КАЗАНЬ ОСТАВИЛА НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЕ»?

Казань — это мой дом. Я родилась и выросла тут. Проходя архитектурную практику в Москве в мастерской Евгения Викторовича Асса, я вернулась обратно и не захотела остаться в Москве. Для меня Казань — место, уникальное тем, что две религии живут мирно рядом друг с другом, уважая традиции. Возможно поэтому моя керамика абстрактна, в ней нет глаз, людей — всего того, что запрещено изображать в исламе. И мой круг художников, с кем мы общаемся тесно, поддерживаем друг друга в их работах я тоже замечаю абстрактные формы. Взять, например, работы Катерины Конюховой, Neji201 или Ирины Сафиуллиной — там нет людей и глаз.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ТО, С КАКИМИ ТЕМАМИ И КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Я не сразу это осознала это влияние. Только спустя годы, начав свою художественную карьеру я понимала, что это все влияния Евгения Викторовича Асса, [оказанное на меня] во время архитектурной практики в его мастерской. Я тогда занималась подготовкой материала к журналу «Татлин», номер которого был посвящен практике и жизни Евгения Асса. Я просмотрела много материала, архивных фото, слушала интервью. Будучи архитектором, он был и куратором, делал паблик-арты и занимался обучением. В какой-то степени я тоже всем этим занимаюсь в Казани помимо художественной керамики.

Что касается моих керамических работ, то это, конечно, Аниш Капур. Его простые по форме, но мощные по смыслу и впечатлению работы. Свои эксперименты я в голове иногда мысленно увеличиваю до гигантских масштабов, чтобы в работу можно было войти, — это, наверное, мой большая мечта. Мне интересна тема зарождения жизни — это самое мощное, что со мной происходило. А также советское детство. Я переодически к нему возвращаюсь в той или иной степени. Например, в работе "Love is", где я слепила большие керамические жевачки. Еще мне нравится работать с различными масштабами. Делая то большие, то очень мелкие работы.

КАКОЙ ГОРОД БЛИЖЕ ВСЕГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ?

Это Казань, ритм и звуки города мне приятны. Сам масштаб и скорость города. С каждым годом он хорошеет — тут комфортно жить.

ЧТО ДАЕТ ВАМ СИЛ?

Для меня место силы — это лес-природа. С детства папа брал нас с собой в лес. Мы уезжали в соседнюю республику Марий Эл. Там есть прекрасная речка Илеть — в меру быстрая, холодная, с белым песком. Там так тихо и чисто, что хочется никуда не торопиться. До сих пор туда ездим.

Нурия Нургалиева

КАК ВЫ СМОТРИТЕ НА РАБОТЫ (ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, НО СОЗДАННЫЕ РАНЕЕ) ИЗ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА? ВИДИТЕ ЛИ В НИХ НОВЫЕ СМЫСЛЫ? ЕСЛИ РАБОТА НЕДАВНЯЯ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О НЕЙ.

Мои работы представляют собой некую концентрацию переживаний за последние полтора-два года. Через поэтические образы я старалась запечатлеть момент трансформации тела в период внутреннего или внешнего волнения. Герои моих работ находятся в критической для них ситуации. Зацикленная анимация фиксирует внимание зрителя на трагедии и проживании момента, а тканевые объекты придают сакральность сюжету изображения. В последнее время во мне есть какой-то порыв утешить зрителя, сделать его боль видимой. Слезы — ключевой элемент моих работ. Это та драгоценность, которую я хочу уберечь от агрессии окружающего мира.

КАКОЙ ОТПЕЧАТОК КАЗАНЬ ОСТАВИЛА НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЕ»?

Казань, как крупный город с активно развивающейся сферой культуры, открыла для меня новые возможности. Здесь у меня появились интересные проекты, где я работала с различными темами и медиумами. Если говорить о «казанской школе», то она обретает новый образ в лице художников, которые начинают появляться на современной казанской сцене. В том числе благодаря местным культурным институциям, которые способствуют выставочной деятельности и образовательным инициативам.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ТО, С КАКИМИ ТЕМАМИ И КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Могу сказать, что работы Марины Абрамович и Аниша Капура, посвященные теме телесности и ритуальности, оказали на меня глубокое влияние. Среди более современных художников мне близко творчество Арвиды Бистрем и Петры Коллинз, где они исследуют концепт женственности и работают с созданием личной мифологии. Также меня сильно вдохновляет кинематограф, люблю фильмы Дэвида Линча, Луки Гуаданьино, Джулии Дюкорно, Хидэаки Анно, поэтому работаю с анимацией. Движение и наложение звуков позволяют мне создавать несколько слоев в работе, помогая погружать зрителя глубже в историю.

КАКОЙ ГОРОД БЛИЖЕ ВСЕГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ?

Мне нравится жить и работать в Казани, но в последнее время я преисполнилась новой любовью к родному городу. Кажется, как будто с годами связь с домом усиливается. В течение последних двух лет я снимаю все на видео, хочу создать небольшой фильм. Для меня очень важно запечатлеть все моменты ускользающего пейзажа, запомнить все запахи и звуки родного города.

ЧТО ДАЕТ ВАМ СИЛ?

Для меня неоценимой силой и вдохновением является общение с близкими людьми. Мои друзья и семья занимают особое место в моей жизни, я искренне благодарна за их присутствие и поддержку.

Сания Саженская

КАК ВЫ СМОТРИТЕ НА РАБОТЫ (ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ВЫСТАВКЕ, НО СОЗДАННЫЕ РАНЕЕ) ИЗ НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА? ВИДИТЕ ЛИ В НИХ НОВЫЕ СМЫСЛЫ? ЕСЛИ РАБОТА НЕДАВНЯЯ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О НЕЙ.

Объект был сделан ровно год назад, и за это время он успел побывать в 4 разных пространствах. В МГАХИ им. Сурикова, Национальной казанской библиотеке, Новой Третьяковке и в галерее «Триумф». В каждом пространстве шатер воспринимался очень по-разному. В галерее «Триумф», например, он дополнился новыми смыслами, когда в центр композиции, который посвящен моей семье и моим предкам, добавилось еще одно яйцо, связанное уже не только с прошлым и настоящим — а со скорым будущим: мы с мужем ждем ребенка. Шатер действительно получился очень личным проектом, потому что он создавался на тот момент с моим будущим мужем (мы поженились вскоре после защиты диплома тем же летом). Получается, процесс создания шатра и его перемещения был параллелен формированию нашей с мужем семьи.

КАКОЙ ОТПЕЧАТОК КАЗАНЬ ОСТАВИЛА НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ? НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О «КАЗАНСКОЙ ШКОЛЕ»?

Для меня это сложный вопрос, так как я фактически сама со стороны видела Казань, не могу сказать, что я в полной мере отношусь к этому городу: я никогда там не жила и приезжала скорее туда как турист. Но в то же время Казань стала очень важным для меня местом, именно там прошла моя первая персональная выставка в Национальной Библиотеке, что для меня очень значимо. А также все мои родственники исторически родом из-под Казани, Уфы, Оренбурга, мне часто рассказывали о нашей принадлежности к Волжской Булгарии. Поэтому, конечно, для меня это очень важный город, с котором мне бы хотелось чаще взаимодействовать. О «казанской школе» ничего не могу сказать, так как почти никого не знаю из казанских художников. Хорошо знакома с Сашей Шардаком, который курировал мою выставку, и вместе с которым мы участвуем в выставке в «Триумфе».

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ ОКАЗАЛИ ВЛИЯНИЕ НА ТО, С КАКИМИ ТЕМАМИ И КАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ РАБОТАЕТЕ СЕЙЧАС?

Сложно назвать кого-то конкретно. Когда я работала над шатром, я изучала строение движимых конструкций кочевых культур, а также вдохновлялась Шуховской башней Татлина. Ремесло, насмотренность мирового искусства, любовь к экспериментам с разными техниками и материалами мне дала моя монументальная мастерская Суриковского института. А на выбор тем повлияли люди, с которыми я сталкиваюсь в моей социокультурной практике. Я соавтор программы для подростков с миграционным опытом в Музее «Гараж». В первую очередь вдохновляюсь людьми с их судьбами, а потом уже думаю над пластическим решением.

КАКОЙ ГОРОД БЛИЖЕ ВСЕГО ВАШЕМУ СЕРДЦУ?

Москва, Ташкент, Казань.

ЧТО ДАЕТ ВАМ СИЛ?

Приезжие из Центральной Азии и других стран, которые становятся героями моих работ и практик. А также семья, чья поддержка помогает идти дальше.

on view

Photos: by the heroes of the article and the Triumph Gallery

04 August, 2023