Хороший пример: выставка Acting out Павла Отдельнова в Лондоне

ВЫСТАВКИ

Фото: предоставлены художником

09 November, 2022

13 октября в Лондоне, в пространстве Pushkin house, открылась новая выставка Павла Отдельнова — Acting Out. Спросили художника, о чем его новый проект, долго ли он готовился и как публика приняла выставку.

О ТОМ, КАК СОЗДАВАЛАСЬ ВЫСТАВКА

Pushkin house пригласил меня сделать выставку еще в начале прошлого года. Мне хотелось продолжить разговор об истории Советского атомного проекта и исследовать историю Холодной войны. Я хотел сосредоточиться на нескольких не самых известных эпизодах той войны и тех (иногда не самых заметных) людях, которые не позволили ей перерасти в горячую. Я придумал эту выставку в деталях. Но через пару дней после того, как я нарисовал эскизы, началась новая, и совсем не холодная (здесь было слово, запрещенное законодательством РФ).

В это время в Швеции в городе Уппсала проходила моя выставка «Промзона». Я там жил и много размышлял о происходящем. Эти размышления в какой-то момент стали превращаться в визуальные образы. Я сделал серию акварельных работ и чуть позднее собрал из них небольшую выставку в Музее современного искусства города Кальмар. Название «Поле экспериментов» отсылает к страшной песне «Русское поле экспериментов» Гражданской обороны. Это образы, связанные с моим переживанием происходящей катастрофы. Некоторые из них послужили отправной точкой для создания новой выставки.

Самый главный для меня вопрос последних месяцев: «Как это стало возможным?». Не могу с уверенностью сказать, что я нашел один правильный ответ. Но, мне кажется, я сумел нащупать что-то очень существенное.

Выставка, которую я показываю сейчас в Pushkin house, посвящена именно этим размышлениям. При этом я решил все-таки сделать несколько работ, которые я придумал для первоначально задуманной выставки о Холодной войне. За одной из них стоит, например, история оболочки для самой разрушительной в истории термоядерной бомбы, из которой сделали глобус с обведенным на нем Советским Союзом и поставили его в пионерском лагере рядом с одним из закрытых городов. За другими работами в том же разделе «Рессентимент» — история шахт для межконтинентальных ракет, которые на всю свою огромную глубину заполнены советскими дензнаками.

Словосочетание Acting Out я позаимствовал из языка психотерапии, его переводят как отыгрывание, в устной речи это «истерика». Acting Out — переход от обиды к агрессивному действию. Для меня важно, что в этом словосочетании можно услышать еще и желание изменить прошлое, отыграть и отыграться.

О ПРОСТРАНСТВЕ

Pushkin house — это здание XVIII века в самом центре Лондона рядом со сквером Блюмсбери и Британским музеем. В нем сохранились амбары, где в прошлые века хранили уголь для растопки каминов. Они традиционно находятся под тротуаром. Разумеется, это совсем не выставочное пространство, это здание, у которого есть свой характер и большая история. В большом зале — огромный рояль конца XIX века. Колонны, люстры со свечами, деревянные ставни и камины. Это то, что совсем далеко от тем моей выставки. Я придумал выставочное решение, в котором часть этой красоты изолировал, как бы добавил другой слой. Я нашел серебристую тентовую ткань, из которой сделал подобие занавесов. Я хотел добиться немного театрализованного эффекта. Одновременно, это, конечно, Iron Curtain. Для экспонирования некоторых работ я использовал металлические решетки. Какие-то части исторического интерьера, я наоборот, сделал частью выставки. Например, камин, ставший частью инсталляции, или рояль, который зазвучал как бы сам по себе.

Ковровую дорожку, которая была в Pushkin house, я переосмыслил как образ официоза и авторитарного «Особого пути». Эта дорожка продолжается в моих картинах и ведет зрителя в «Бункер», откуда начинается выставка. Экспозиция включает в себя три раздела, перетекающих один в другой: «Рессентимент», «Поколение» и «Прекрасное далеко». О зале «Рессентимент» я уже немного рассказал, но добавлю, что в нем есть еще и главный образ авторитарной власти — трон. Нелепо стоящий посреди снежной пустыни. Внутри выставки есть небольшой раздел, связанный с ГКЧП — неудавшейся попыткой захвата власти группой консерваторов в августе 1991 года. Но то, что не удалось сделать им, к сожалению, вполне удалось новой власти за последние два с небольшим десятилетия. И вместо балета «Лебединое озеро», главного мема революции 1991 года, — стоящие живой цепью силовики.

В разделах «Поколение» и «Прекрасное далеко» речь о разных поколениях моих соотечественников. Одни мечтают вернуться в утопический Советский Союз своей юности, другие бегут из своей страны от стыда или мобилизации. Кто-то платит за эти безумные идеи своей жизнью. В этом разделе у меня есть работа с вагоном-рефрижератором, в котором перевозят тела убитых. Сама идея будущего превращается в стремление к возврату в прошлое. Машина времени из «Гостьи из Будущего», которая оказалась ядерным чемоданчиком. И ностальгия, которая обернулась бесконечным бетонным забором. Последний зал я посвятил этой подмене, теме борьбы с будущим.

О ТОМ, ПОЧЕМУ НУЖНО СМОТРЕТЬ ВЫСТАВКУ

Выводы и обобщения нужно оставить зрителям. Решать за других, что «они смогут понять» — немного перебор. Я предлагаю некоторую структуру, в которой возможны рассуждения на эту тему. Здесь есть мои собственные предположения, но я никому не собираюсь их навязывать.

О ТОМ, КАК ПУБЛИКА ПРИНЯЛА ВЫСТАВКУ

Думаю, что для многих британцев это немного экзотический контекст. В целом, происходящее в Украине и России из сегодняшней Великобритании кажется чем-то очень далеким, люди больше озабочены проблемами внутренней политики. Но вокруг Pushkin house есть сообщество людей, интересующихся историей постсоветских стран. Здесь проходят лекции и обсуждения новых книг, посвященным проблемам новейшей истории. И я вижу большой интерес к этим темам в научном сообществе. Поэтому, я думаю, что моя выставка проходит в правильном месте. Я вижу, что зрители очень внимательны. Изучают сопроводительные тексты, задают вопросы. Некоторые, узнав о том, что за работами на этой выставке есть реальные истории, находят скрытую символику даже там, где ее нет.

Выставка будет работать до 28 января 2023 года.
Часы работы с понедельника по пятницу с 13:00 до 18:00; суббота с 10:00 до 17:00.
Bloomsbury Square, 5а.
Вход свободный.

ВЫСТАВКИ

Фото: предоставлены художником

09 November, 2022