Художница Лиза Одиноких: «Если я не чувствую связи сердца с картинкой — не могу продолжать работу»

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Марина Анциперова

Фото: Сергей Мисенко

27 July, 2022

Один из наших последних проектов — это коллаборация с Периодикой и выпуск совместного набора открыток с картинами художников. Художница Лиза Одиноких для этой серии создала изображения с рукой, которая дает заботу, поддержку и внутреннюю силу. Мы поговорили с Лизой о перфекционизме, сотрудничестве с «Новыми городскими художниками» и значимости социальных сетей в художественной деятельности.

ТЫ ДЕЛАЕШЬ УКРАШЕНИЯ, В ПРОШЛОМ РАБОТАЛА ДИЗАЙНЕРОМ И, КОНЕЧНО ЖЕ, РИСУЕШЬ. ВСЕХ ХУДОЖНИКОВ, У КОТОРЫХ ТАК МНОГО ЖИЗНЕЙ, Я СПРАШИВАЮ ПЕРВЫМ ВОПРОСОМ: ТЫ КАК ПРЕДСТАВЛЯЕШЬСЯ НА ВЕЧЕРИНКЕ? ГОВОРИШЬ, «Я ЛИЗА, Я ХУДОЖНИК»?

Да, именно так я представляюсь. Через пробование нескольких творческих профессий, я пришла к ощущению себя именно как художника. Это широкое понятие, и оно как будто исключает подробного рассказа о своей деятельностей при первом знакомстве. Если все же углубиться, на данный момент я занимаюсь тремя основными направлениями. Первое — это моя художественная практика. Второе — украшения Rebead.Please. Проект затевался как хобби, во время карантина и продолжает работать, набирая обороты. Третье — я курирую художественное направление в студии «Новые городские художники». Работаю с ребятами с ментальными особенностями. Это фантастический опыт, который раскрывает меня по-новому как личность.

О, ЭТО СУПЕР ИНТЕРЕСНО! РАССКАЖИ НЕМНОГО ПРО СТУДИЮ «НОВЫЕ ГОРОДСКИЕ ХУДОЖНИКИ». КТО ТУДА ХОДИТ? ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ? ВООБЩЕ, КАЖЕТСЯ, ПИТЕР СУПЕР ИНКЛЮЗИВНЫЙ ГОРОД — И «АНТОН ТУТ РЯДОМ» ЖЕ У НИХ СИДИТ!

Женя — основательница студии «Новые городские художники» занимается интеграцией талантливых ребят из ПНИ в сферу современного искусства. Я присоединилась к проекту в апреле. Сначала мы ездили по интернатам, давали художникам тестовое задание и отбирали для дальнейшей работы тех, кто по нашему мнению имеет огонек и уникальный стиль. Затем ребята приезжают уже к нам. Несколько раз в неделю мы рисуем в студии, пробуем разные техники и материалы, чтобы почувствовать индивидуальность каждого из них. По итогу этих встреч мы создадим сборник рисованных зинов, которые в дальнейшем будут представлены в художественные институции. Кстати, наши зины уже есть в коллекции музея Garage.

ТЫ БЫЛА И МОДНЫМ ДИЗАЙНЕРОМ, И ИЛЛЮСТРАТОРОМ, А ВОТ СЕЙЧАС СОСРЕДОТОЧИЛАСЬ НА ИСКУССТВЕ. ЭТО КАК-ТО ИЗМЕНИЛО ТВОЮ ЖИЗНЬ? ИЗМЕНИЛО ТЕБЯ КАК ЧЕЛОВЕКА?

Это был очень органичный переход из одной сферы в другую. Свой творческий путь я начала как дизайнер одежды. На тот момент моей мечтой было создавать одежду, участвовать в модных показах. Мечта осуществилась: на протяжении пяти лет я была дизайнером одноименного бренда одежды. Затем наступил творческий кризис. В поисках себя я плавно перешла в сферу иллюстрации. Получила крутой опыт работы с крупными брендами и локальными ребятами, влюбленными в свое дело. Со временем я начала понимать, что иллюстрация для меня становится плоской. В плане идеи, стоящей за картинкой. В тот момент я заинтересовалась современным искусством, начала знакомиться с ним, погружаться в контекст. Со временем я менялась и росла, мои интересы и деятельность — тоже. Думаю, это связанный и никогда не завершающийся процесс.

СКАЖИ, А КТО ТВОИ ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ? КТО СИЛЬНЕЕ ВСЕХ НА ТЕБЯ ПОВЛИЯЛ?

Помню, что на лекциях в Пайдее меня больше всего поразила история о Бойсе. О том, как он красиво создал свой миф. Если говорить о визуале, мне близки Этель Аднан и потусторонние скульптуры ее любовницы Симоны Фатталь. Мечтаю увидеть живьем трогательные, упорядоченные работы Агнес Мартин. Мне очень отзываются художницы, которые в своей практике обращались к мистике. Например, Хильма аф Клинт, Анна Халприн, Марина Абрамович.

КАК ОБЫЧНО СТРОИТСЯ ТВОЙ ДЕНЬ? ПРОЧИТАЛА В ТВОИХ СОЦСЕТЯХ, ЧТО ТЫ РАБОТАЕШЬ МЕДЛЕННО И МЕДИТАТИВНО: НАД НЕКОТОРЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ТРУДИШЬСЯ ПО ДВА МЕСЯЦА.

День всегда складывается по-разному. Зависит от того, какие у меня задачи на ближайшее время. Это может быть работа над украшениями, как сейчас. Лето — самый горячий сезон. Это может быть работа из дома, за компьютером. Составление текстов, подготовка портфолио и отправка заявок. Это может быть спокойный и неспешный день в мастерской, где я один на один с живописью — слушаю музыку, рисую, наслаждаюсь процессом. Да, действительно некоторые работы я создаю долго. Я работаю по ощущениям. Могу начать рисунок и отложить его до того момента, пока не захочется снова вернуться к нему. Я не сразу осознаю замысел своих работ, он формируется со временем. Это может останавливать работу, потому что я не могу дать нужной глубины на начальном этапе. Работа от сердца, искренность — самая главная составляющая моего искусства. И если я не чувствую связи сердца с картинкой — не могу продолжать работу. А еще я большое внимание уделяю деталям, мой перфекционизм отчасти тормозит меня. В последнее время получается отпускать такие моменты, и это ускоряет процесс.

СКАЗАЛА ПРО ПЕРФЕКЦИОНИЗМ И ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУВСТВУЕТСЯ ПО ТВОИМ РАБОТАМ. А В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СИСТЕМА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ НОСКОВ, НАПРИМЕР?

В быту у меня больше хаоса, чем в рисунках. Я люблю порядок, но поддерживать его не всегда получается. Мой рабочий стол завален всем подряд. Одежду я складываю определенным образом, по системе Мари Кондо, это правда удобно. Пару лет назад начала читать ее книгу и делать полный разбор всего в квартире. Книгу я не дочитала, и вещи так и лежат в куче. Обычно я убираю все лишнее, чтобы не раздражало глаз. Но на балкон лучше не заходить — все что неприглядно находится там. Надеюсь, однажды я с этим разберусь.

ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ МНОГО РАБОТ, КОТОРЫЕ ТЫ ОСТАВИЛА, НЕ ДОВЕЛА ДО КОНЦА?

Да, есть такие. Особенно первые из моих работ. Сейчас мой стиль изменился и возвращаться к прошлому совсем нет желания. Каждый раз ловлю себя на мысли, что нужно создавать работы быстрее, но похоже это неконтролируемый процесс.

ПРАВИЛЬНО Я ПОНИМАЮ, ЧТО МНОГО ПРАКТИК ТЫ ТРАТИШЬ НА ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ?

Искусство для меня — это осмысление жизни. И, наоборот, я могу лучше понять себя и то, что со мной происходит через искусство. Занятия живописью или рисунком как медитация для меня. Наверное поэтому я люблю большой формат в живописи. Это дает тотальное погружение в работу, в свои ощущения. С рисунком чуть проще, потому что формат меньше. Но, опять же, способ нанесения штриха подразумевает под собой долгий внутренний монолог. Да, я много работаю с состоянием своей психики и эмоций. Я считаю, что мое искусство будет сильным в том случае, когда оно будет создано из правильного внутреннего состояния.

КСТАТИ О СОЦСЕТЯХ: У ТЕБЯ НЕМАЛЕНЬКОЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ХУДОЖНИКА ЧИСЛО ПОДПИСЧИКОВ. ОНИ ТЕБЕ ПОМОГАЮТ ИЛИ МЕШАЮТ?

Я давно веду соцсети, основная аудитория пришла ко мне в то время, когда я занималась дизайном одежды.Некоторые подписчики следят за моим творчеством с самого начала и поддерживают на каждом этапе моего развития. Это очень приятно. Если раньше я переживала о том, как заполучить побольше аудитории и лайков, то сейчас я очень спокойно отношусь к этому. В первую очередь я веду свой блог для себя. Пишу о своих переживаниях, видении, своем искусстве. И, да, конечно здорово, когда это находит отклик у людей, но это не самоцель.

ЕЩЕ ТЫ ПИШЕШЬ, ЧТО С УДОВОЛЬСТВИЕМ БЕРЕШЬСЯ ЗА РОСПИСИ СТЕН. КАК ТАК СЛОЖИЛОСЬ?

Первый мой опыт подобной росписи произошел во время Art Weekend, в прошлом октябре. Правда это был не полноценный мурал, писала я на большом холсте, прикрепленному к стене. Это дало старт для моего дальнейшего развития в этом направлении. Один из крупных проектов росписи случился немного позже, в стенах Мраморного зала ДК Кирова. Когда я впервые оказалась в этом пространстве, меня привлекли две полукруглые ниши. Они напомнили мне зал musée de l’orangerie с работами моего любимого Клода Моне. Совместно с ДК Кирова и музыкантом Алексеем Шлыковым мы провели художественный перформанс, во время которого я рисовала на стенах образы под музыку Леши, а Леша создавал музыку под мою живопись. Своеобразный обмен искусством. В мурале меня привлекает размах, и в то же время ограничения. Под размахом я имею ввиду огромную стену. Под ограничением то, что стену невозможно повернуть как тебе нужно, как я это делаю с листом бумаги, приходится все время находиться в одной плоскости. Преодоление этих рамок в процессе работы и финальный результат дает мне ощущение огромной внутренней мощи.

ТЫ ДЕЛИШЬ ВНУТРИ СЕБЯ ЗАКАЗЫ НА КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕ КОММЕРЧЕСКИЕ? ОТЛИЧАЮТСЯ ЛИ ОНИ ПО НАСТРОЕНИЮ, ТОНАМ?

Для меня очень важно нести свое художественное видение, будь это персональный или коммерческий проект. В работе на заказ я деликатно настаиваю на своем и чаще всего нахожу заинтересованность и доверие. Например, не так давно я делала роспись для кафе. Основываясь на запросе клиента, я предложила свою идею, получив в ответ полную творческую свободу. Результат получился классный и порадовал всех. В коммерческом заказе для меня крайне важно давать тот же визуальный посыл, который есть в личных работах.

ГЛЯДЯ НА ТВОИ РАБОТЫ, МНЕ ВСЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ДОРИСОВЫВАЕШЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДО ТОЙ, КАКОЙ БЫ ТЫ ЕЕ ХОТЕЛА ВИДЕТЬ. ТЫ СОГЛАСИШЬСЯ В ЭТОМ СО МНОЙ?

Очень интересное мнение. Впервые слышу такое в адрес своего искусства. По моим ощущениям это другая реальность. И как будто она еще не до конца наполнена. Возможно, она еще в процессе формирования. Ей как будто не хватает персонажей. А, возможно, эта реальность и есть самый главный персонаж. Это время до времени, пространство, которого еще никто не касался.

А РАССКАЖИ ПРО СВОЮ МАСТЕРСКУЮ! КАК ОНА ПОЯВИЛАСЬ У ТЕБЯ? ТЫ ДАВНО В НЕЙ РАБОТАЕШЬ?

Моей мастерской чуть больше года. Заехала я в нее в прошлом июне. В какой-то момент я поняла, что мне тяжело работать дома. В первую очередь это заключалось в нехватке физической активности. После карантина я конкретно засиделась, и мне нужно было дать движение своему телу и своей деятельности. И второй момент — это пространство для работы. В мастерской его значительно больше. Переезд в мастерскую открыл для меня новые возможности для создания работ, для новых знакомств и сотрудничества. На самом деле, это было первое и последнее место, которое я рассматривала под мастерскую. Увидев это пространство впервые, мне не захотелось уходить. Я влюбилась в огромные окна и винтажный паркет.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ У ТЕБЯ БУДУТ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?

Сейчас мы готовим совместный проект с отелем Faces. Я создам серию художественных принтов для новых дизайнерских номеров. Это восемь диджитал изображений, которые будут напечатаны на большом холсте и натянуты на раму. Поверх печати я сделаю дорисовку краской.
Из планов возобновить свою работу с керамикой и наконец-то сделать полноценный проект. Хочу объединить свои рисунки с объектами. И уже давно я думаю о персональной выставке. Надеюсь, что получится реализовать задуманное в ближайшее время.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Марина Анциперова

Фото: Сергей Мисенко

27 July, 2022