In memoriam. Valery Chtak
On May 23, the artist Valery Chtak passed away. In recent years, he battled cancer while continuing to work extensively. He held his own exhibitions, curated a project at the STI Fabrika, and was named the 2022 Artist of the Year by Cosmoscow. A conceptualist and «cool guy», a student of Avdey Ter-Oganyan, and a member of the «Radek Society»: Chtak's biography defies systematization, blending underground values with institutional recognition.
In memory of the artist, we reflect on the important motives in his practice.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Язык
Рассказывая о своей работе, Чтак как-то шутя назвал себя филологом. Действительно, он обращался к английскому (хотя достаточно быстро от него отказался — язык универсальный и, тем самым, менее интересный), сербскому, польскому, итальянскому и ивриту. Язык для Чтака в первую очередь не код или шифр, а предмет любования.
Бойс
Австриец Йозеф Бойс, икона постмодернизма — не просто любимый художник Чтака, но бесконечный учитель. Страсть к мифологизации, минимализм, но в то же время размах художественного жеста, глубокое чувство кризиса — неполный список сходств двух художников.
Смысл
Часто в интервью Чтак повторял одну и ту же мысль — художник не должен объяснять значение своей работы, это прямая задача зрителя. Текст, всегда присутствующий в работах художника, подтверждает и продолжает эту идею — он является прямым приглашением зрителя к участию, разговору. По Барту, автор умер, но произведение искусства, уже по Чтаку, живет пока есть зрители готовые к интеллектуальному вызову.
Улица
Некоторые работы Чтака притворяются граффити, а в его иконографии много образов уличной культуры: хип-хоп, скейты, полицейские машины. Уличным искусством самим по себе, впрочем, Чтак занимался немного — вспомним коллаборацию с Кириллом Кто в рамках проекта «Стена».
Искусство
«Да ничего я не хочу сказать — я дадаист. Иногда меня спрашивают: “А почему это вот так?” Не знаю. Прикольно же? Это и есть дадаизм. Клево, чтобы это было так, чем если бы это было не так или чем если бы этого не было. Это единственный принцип, по которому мы занимаемся искусством. Лучше с этой картиной на Земле, чем без этой картины».