Персональный проект Василия Кононова-Гредина «Семь язв семи Ангелов»

ВЫСТАВКИ

Фото: предоставлены PR музея ART4

05 October, 2022

13 сентября в музее ART4 открылась новая выставка художника Василия Кононова-Гредина. Его значимыми проектами считаются «Русская смерть», который стал лауреатом грантовой программы музея «Гараж» 2019 года, а также инсталляция «Сад камней», в рамках «6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства».

В проекте «Семь язв семи Ангелов» художник размышляет о связях внутри языка и о возможных сценариях жизни в случае его распада. Выставка состоит из трёх тотальных инсталляций, в которых последовательно связана идея возможного развития социальных и рыночных отношений в обществе. Зрителям предлагают сыграть в игру, где нужно доплыть до острова, на который он никогда не попадет; посмотреть на 200 негативов, найденных в заброшенной деревне и запечатлевших быт ее поселенцев начала 1970-х; и подумать, зачем в чистом стеклянном кубе находится пылесос.

Мы поговорили с художником о его новой персональной выставке и узнали, могут ли технологии, по мнению художника, нас спасти.

  • Василий Кононов-Гредин, видео
    Василий Кононов-Гредин, видео "Машина сновидений №1", 2021
  • Василий Кононов-Гредин, найденное фото №2, пигментная печать на архивной бумаге, 2022
    Василий Кононов-Гредин, найденное фото №2, пигментная печать на архивной бумаге, 2022
  • Василий Кононов - Гредин, лазерная гравировка, стекло, 2022
    Василий Кононов - Гредин, лазерная гравировка, стекло, 2022
  • Василий Кононов-Гредин, найденное фото №4,  пигментная печать на архивной бумаге, 2022
    Василий Кононов-Гредин, найденное фото №4, пигментная печать на архивной бумаге, 2022
  • Василий Кононов-Гредин, найденное фото №1, пигментная печать на архивной бумаге, 2022
    Василий Кононов-Гредин, найденное фото №1, пигментная печать на архивной бумаге, 2022

Василий Кононов-Гредин, Без названия, медь, 2022

ПОЧЕМУ ЗРИТЕЛЯМ НУЖНО ПРИЙТИ НА ВАШУ НОВУЮ ВЫСТАВКУ?

Я считаю, мои проект стоит увидеть, потому что это художественное высказывание, которое напрямую относится к тому времени, в котором мы живем, и к тем обстоятельствам, которые диктуют нам наши направления жизни. Я часто говорю о том, что искусство — это язык, а языки бывают разные. Например, языком можно назвать передачу сообщения: когда жук-древоточец создает систему каналов, по которым питается, а потом умирает — вместе с тем, кора тоже отмирает, но система каналов остается. Мы видим сообщение от жука, означающее — он здесь был. Мы можем что-то сказать о том, как жил этот жук, и что оборвало его жизнь или, наоборот, что способствовало распространению жуков в этой местности.

Весь мир — это одна сплошная информация и сообщение. И информация — это регистрация того, что человек заметил. Все, что ты видишь вокруг — информация, но ей становится только то, на что человек обратил свое внимание, что выделил и зарегистрировал как некоторое событие или явление. Этот мир настолько информационен, и языки, с помощью которых мы общаемся, настолько мощно появляются и исчезают.

Когда ты находишься в череде глобальных мировых событий, то интересно и важно смотреть разные способы предоставления тебе информации от мира: смотреть блогеров, читать аналитику, экономику, играть с детьми, любить свою семью, любить людей, которые рядом и, конечно, интересоваться искусством, потому что все это сообщает совершенно разные стороны огромного мира. Когда вы меня спрашиваете, зачем идти на выставку, то я говорю: чтобы расширить свой языковой потенциал. В любой выставке есть наблюдение, с которым ты можешь соотнестись. И даже искусство, которое называют неактуальным, на которое человек может презрительно усмехнуться и сказать: «Фигня», — тоже что-то сообщает. Мне кажется важным слышать эти сообщения, и неизвестно, где и с помощью чего в твоей голове может родиться новое.

Если у тебя есть запрос на то, что происходит вокруг и на то, что такое эта материя, которая видоизменяется и постоянно говорит с тобой, то любое, что ты встречаешь в жизни, может открыть в тебе новые отношения к этому миру. Поэтому я предлагаю попробовать сходить на выставку. Как и многое другое, это может натолкнуть на новые мысли, изменить оптику или добавить в нее что-то новое.

КАК ДОЛГО ГОТОВИЛСЯ ЭТОТ ПРОЕКТ?

Проект делался год и три месяца. Придуман был полтора года назад. Глядя на то, как происходит взаимодействие между государствами и внутри них, между народом и землей, между господином и рабом, между начальником и подчиненным, я думал о том, что мы живем в сложное время истории, в котором может произойти все, что угодно. Эти ощущения и размышления над тем, как и где мы живем, послужили отправной точкой для этого проекта.

Конечно, были сложности, потому что проект включал огромное количество медиумов. Этот проект отличается от прошлого, который я также делал в музее АРТ4. Он был, можно сказать, документальный. В нем использовались фотографии и найденные объекты, которые работали сами по себе. Для новой выставки я создал объекты, которые никак исторически не являются документальными, но при этом они должны быть сделаны так, чтобы идея, которую они через себя проводят, читалась так, как задумана.

Было сложно, потому что я использовал очень разные материалы: 3D-печать и графика, медная ковка, гравировка, ферма микрозелени, которая растет прямо сейчас на выставке. Все это было тяжело, потому что требовалось огромное количество людей, которые знают, как это делать. В одиночку такой проект нельзя вытянуть. У меня был большой помощник — продюсер проекта Алексей Кононов, который являлся моими вторыми руками и помогал на всех этапах работы.

Без сети людей, которая собралась, чтобы создать эту выставку, произведений бы не было. Я думаю, выставка сама по себе показывает прозрачность того, как художник работает. Я считаю, подход к созданию и уточнению языка искусства внутри сети единомышленников, которые заинтересованы в том, чтобы этот язык начал звучать, как раз рождает новое художественное высказывание.

Поэтому для меня было важно, чтобы было видно на выставке, кто участвовал в ее создании. Часто так бывает, что на выставке указывается только имя художника и все. А когда показывают фильм, то там титры идут еще минуты две, кроме режиссера, там команды по двести человек! Художник — это такой будто бы полубог, который создает все сам. Откуда это все появилось? Ведь фактически, без помощи людей эту мысль не воспроизвести так, чтобы она звучала. Мне кажется важно, чтобы люди, которые с тобой вместе создают этот язык, были видимы.

В ТЕКСТЕ К ВЫСТАВКЕ НАПИСАНО, ЧТО ВЫ РАССУЖДАЕТЕ О ТОМ, КАК ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ТЕХНОЛОГИИ МОГУТ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРАГЕДИИ КОНЦА ОПЫТА. НАШЛИ ЛИ ВЫ ОТВЕТ НА ВОПРОС, НАСКОЛЬКО ВСЕ-ТАКИ ТЕХНОЛОГИИ МОГУТ НАМ В ЭТОМ ПОМОЧЬ?

А там открытый вопрос. Это тупик.

ДЛЯ ВАС ЭТО ТОЖЕ ТУПИК?

Для меня, как и для любого человека, который не мыслит категорично, это скорее вопросы: «Что из этого будет? Куда это приведет?». Если говорить про развитие сетей и нейросетей, мы сталкиваемся с негативным в жизни или в интернете. Из-за этого у нас возникает критическое отношение к проблеме. А нейросеть может сделать то, что ты хочешь видеть.

Условно говоря, алгоритм Тиктока создает тебе ленту, в которой ты видишь только то, что тебе нравится и интересно. Получается, ты не сталкиваешься с тем, что может заставить подумать по-другому или посмотреть, что есть другие люди или ситуации. Когда человек благодаря нейросетям будет сталкивается только с тем контентом, которому он поставит лайк и который ему приятен, то он отсекает от себя огромное количество информации, которая могла бы его формировать.

С одной стороны, мы можем видеть и учиться, эти алгоритмы очень хорошо помогают нам находить то, что нужно и нравится нам. С другой стороны, это рафинизирует твое существование в сети: ты видишь тех людей, которым ставишь лайки. Поэтому вопрос и открытый: непонятно, к чему это приведет. Может быть, к абсолютной несвободе, но к абсолютному счастью, когда мы будем получать только то, что мы хотим. Конечно, помимо нейросетей, свои коррективы сюда вносит случайность и глупость.

Вообще глупость имеет в мире очень большое значение, от нее зависит, в каком мире мы будем существовать. Из-за глупости может измениться все, поэтому нельзя сбрасывать ее со счетов. Возможно, глупость приведет к тому, что мы не станем жить в матрице, а возможно — наоборот. Глупость нельзя предугадать. Можно только наблюдать, смотреть и думать.

  • Василий Кононов-Гредин. Фотограф: Сергей Юферов
    Василий Кононов-Гредин. Фотограф: Сергей Юферов
  • Алексей Кононов и Василий Кононов-Гредин. Фотограф: Сергей Юферов
    Алексей Кононов и Василий Кононов-Гредин. Фотограф: Сергей Юферов
  • Василий Кононов-Гредин. Фотограф: Сергей Юферов
    Василий Кононов-Гредин. Фотограф: Сергей Юферов
ВЫСТАВКИ

Фото: предоставлены PR музея ART4

05 October, 2022