TZVETNIK В ISSMAG GALLERY

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДСТАВЛЕНЫ ГАЛЕРЕЕЙ ISSMAG

14 September, 2021

ISSMAG был запущен в 2014 году как площадка, которая объединяет новую волну единомышленников и энтузиастов с одинаковым взглядом на мировую художественную ситуацию. Новый сезон 2020-2021 был запущен совместно с проектом TZVETNIK, в рамках которого было запущено исследование среды молодых русскоговорящих художников, многие из которых только начинают свою карьеру. Дишон Юлдаш, основательница галереи ISSMAG, поговорила с Натальей Серковой и Виталием Безпаловым, основателями и кураторами проекта, об открытии новых имен в российском современном искусстве и формировании в российской художественной среде дискурса, релевантного актуальным тенденциям.

РАССКАЖИТЕ О СВОЕЙ КУРАТОРСКОЙ РАБОТЕ В ISSMAG.
Мы курируем сезон 20/21 — в декабре прошлого года стартовали с первой выставкой Follow the Rainbow и завершим сезон в октябре этого. Для отбора художников мы проводили open call, на который откликнулось неожиданно много человек — около 600. В итоге нами были выбраны чуть больше 40 участников, с которыми мы работаем на протяжении года. Несколько художников пришли к нам уже после open call — совершенно потрясающая история произошла с художником Ромой Бантиком, который в качестве гостя пришел на открытие нашей второй выставки и принес свою огромную алюминиевую скульптуру. Он весь вечер маячил c этой скульптурой, и многие гости думали, что она является частью выставки. В конце вечера мы и сами уже хорошенько присмотрелись к ней и в итоге взяли эту работу на нашу третью выставку Нелинейный эпизод.

А вообще для нас это было прекрасным совпадением — ты позвала нас курировать сезон как раз в тот год, когда выехать за границу, особенно в Европу, крайне проблематично, и если бы не наша работа в ISSMAG, как кураторы мы бы, кажется, просто сидели без дела. В конечном итоге мы получили возможность открыть для себя новые имена в российском искусстве, поработать с отличными художниками и прокачать свою кураторскую мышцу. Делать групповые выставки с регулярностью в несколько месяцев — довольно напряженная работа, но и результат в итоге оказывается более чем ощутимым.

КОМФОРТНО ЛИ ВАМ РАБОТАТЬ С ТАКИМ ПРОСТРАНСТВОМ КАК ISSMAG, ВЕДЬ РАЗМЕР ГАЛЕРЕИ СОСТАВЛЯЕТ ВСЕГО 25 КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ?
Абсолютно! Пространство такого размера идеально подходит для небольших проектов, как сольных, так и групповых. Оно достаточно просторное, чтобы была возможность разместить в нем порядка десяти-пятнадцати работ, и достаточно компактное, чтобы ты не чувствовал себя обязанным производить какое-то тяжеловесное высказывание. По этим причинам ISSMAG — идеальное место для молодых авторов (и начинающих кураторов вроде нас) и различного рода экспериментов.

Работа Александра Гореликова

ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВАС КУРАТОРАМИ НОВОГО СЕЗОНА И АНОНСТИРОВАНИЯ OPEN CALL МНОГИЕ ГОВОРИЛИ, ЧТО СОТРУДНИЧЕСТВО ISSMAG И TZVETNIK БЫЛО ОЧЕНЬ ПРЕДСКАЗУЕМО — КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ?
Наверное, потому что нам важны очень близкие вещи — работа с молодыми авторами, их поддержка, эксперименты с открытым финалом, исследование новейшей повестки в международном искусстве. Пожалуй, как бы странно это ни звучало, сложно назвать еще хотя бы одну галерею в Москве, которая стратегически разделяла бы подобные интересы. Поэтому, видимо, наше сотрудничество просто было вопросом времени.

Работа Анастасии Свириденко

В ЭТОМ ГОДУ ВЫ ЗАПУСТИЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ TZVETNIK Tzchool. ЧТО СТАЛО ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ ДЛЯ ЭТОГО, КАКИЕ У ВАС ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВУЮТ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
Да, мы поняли, что доросли до того, чтобы делиться своим опытом и своей экспертизой. Дело в том, что, без ложной скромности, проект TZVETNIК, которым мы занимаемся в течение последних пяти лет, дал нам возможность получить довольно уникальный для российского контекста опыт работы в искусстве. Его уникальность заключается в том, что мы оказались одним из узлов международной сети молодых профессионалов, которые занимаются очень новыми и очень интересными практиками в искусстве. По сути это то поколение и то сообщество, представители которого через 10-15 лет станут крупными, широко признанными художниками и кураторами, и мы кайфуем от того, что имеем возможность полноценно участвовать в этом процессе. До этого мы в основном взаимодействовали с иностранными коллегами, но так как мы продолжаем при этом жить в России, для нас остается крайне важным, что происходит с искусством здесь, и мы хотим приложить все усилия для его развития не в последнюю очередь именно в России.

Работа Славы Нестерова

Сейчас, на старте школы, мы своими силами запустили два авторских интенсива Натальи, посвященные введению в новейшее искусство и ситуации вокруг современной живописи. Осенью мы планируем привлечь других спикеров, начать делать воркшопы и встречи с коллегами из Европы и США, а дальше просто постепенно расти по мере сил и интереса со стороны аудитории. А что касается проблем, которые мы видим в современных арт-школах в России, пожалуй, главная из них заключается в том, что лекторы в этих школах, как правило, не являются активными участниками международной художественной жизни. По этой причине информация, которая транслируется ученикам, часто отстает от актуальной повести на 5-10 лет, а то и больше. Преподаватели пытаются сделать из учеников своих продолжателей вместо того, чтобы заниматься развитием таланта каждого отдельного студента. Все это часто демотивирует и фрустрирует молодых авторов, мы же хотим, наоборот, вдохновлять и поддерживать каждого, кто взаимодействует с нами.

ВАЖНО ЛИ КАЧЕСТВО ПРОИЗВОДСТВА ИСКУССТВА?
Слово 'качество' может вводить в заблуждение, потому что может показаться, что речь идет именно о формальной сделанности работы и только о ней. Однако, когда речь заходит о качестве искусства, нужно обращать внимание на весь спектр того, чьим финальным завершением оказалась отдельная работа. Актуальность проблематики, выразительная ясность, оригинальность идеи или исполнения, а также такое дискредитированное слово, как новизна (идеи, приема, темы, подхода и т.д.) — все это тоже относимо к вопросу того, насколько качественно художником была проделана работа. Удивительно, но в России художник — это до сих такой полумифический творец, полуреволюционный (из годаровского мая 1968-го, который ни мы, на наши родители не переживали в своей жизни) боец, и метафизические тропы, которыми он ходит, не могут быть оценены с точки зрения таких прагматичных вещей, как качество работы или ее стоимость. Такой романтический, оторванный от жизни подход, к сожалению, лишает многих авторов возможности создавать нечто конкурентноспособное (наверное, еще одно слово, закенселенное в лексиконе местного арт-сообщества) в международном масштабе. Художник — такой же рабочий человек, как менеджер или предприниматель, и вопрос качества его работы в таком случае может быть для начала сведен к простой максиме: делать свою работу по-настоящему хорошо. А вот тонкости, критерии и определения такого качества и такого 'хорошо' — это уже как раз то, чему по идее должны учить в школах искусства.

КАКОЕ ИДЕАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ У РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЦЕНЫ И КАК ПРАВИЛЬНО НАЛАЖИВАТЬ ДИАЛОГ С МИРОВЫМ СООБЩЕСТВОМ?
На это вопрос невозможно ответить, так как он содержит слишком много больших и серьезных переменных — от репутации современного искусства в среде платежеспособных россиян, интересующихся культурой (сколько таких за пределами Москвы?) до внешней политики России в отношении стран так называемого Первого мира. Все, что мы можем — это работать на доступном нам уровне: делать выставки в пространстве 25-ти квадратных метров, общаться с молодыми авторами и стремиться поддерживать их, делать образовательные программы, писать тексты и в целом быть открытыми и дружелюбными людьми с толикой амбициозности. Российская среда искусства — это гигантская инфраструктура, в работу которой вовлечены сотни людей, и мы в ней — только частица пазла, горизонт нашего взгляда ограничен.

ЧТО ВАМ КАЖЕТСЯ СЛОЖНЫМ В РАЗВИТИИ ПРОЕКТА НА ЛОКАЛЬНОЙ СЦЕНЕ, ПОЧЕМУ ВАШ ПРОЕКТ ПЕРИОДИЧЕСКИ СТАЛКИВАЕТСЯ С НЕПОНИМАНИЕМ? ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, У КАЖДОГО ПРОЕКТА ПРОСТО ЕСТЬ ПОРОГ ДОВЕРИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЙ ОН В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ ПРОХОДИТ И ПОЛУЧАЕТ ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ?
Сложность возникает как раз из-за недостаточной развитости той самой местной инфраструктуры искусства. В хорошо развитой, активной среде для любого проекта находится свое место, и другие участники процесса относятся к этому с уважением. Когда среда ориентирована на саму себя, она становится ригидной и с трудом принимает в себя новичков. Что касается порога доверия, тут, может быть, речь скорее должна идти о упрямой настойчивости с нашей стороны — сначала нас просто не замечали, потом начали посмеиваться и троллить, и, кажется, на одной из следующих стадий должно наступить принятие.

Виталий Безпалов и Наталья Серкова

TZVETNIK — исследовательская платформа, созданная в 2016 году художником Виталием Безпаловым и теоретиком Натальей Серковой. Проект направлен на освещение, агрегацию и анализ новейших тенденций в мировом современном искусстве, а также на развитие и экспансию актуальных идей и практик нового поколения художников в России и за ее пределами. TZVETNIK стремится расширять и укреплять связи между художественными сообществами разных стран и поддерживать молодых авторов, еще только начинающих свою профессиональную карьеру.

ISSMAG — междисциплинарный проект и площадка, объединяющая новую волну единомышленников и энтузиастов с одинаковым взглядом на мировую художественную ситуацию. Художники и кураторы, реализовывавшие свои замыслы в ISSMAG, не объединены по политическим и идеологическим принципам, поскольку галерея позиционирует себя как площадка, открытая к диалогу, и место, где встречаются энтузиасты из самых разных областей, одержимые поиском инновационных форм в искусстве, жаждой создавать осовремененное и экспериментировать. Основателем и идеологом проекта является художница Дишон Юлдаш.

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДСТАВЛЕНЫ ГАЛЕРЕЕЙ ISSMAG

14 September, 2021