12 странных предметов искусства 20 века

Разбор

Автор: Катя Синицина

09 March, 2023

Продолжаем рубрику «Большие имена», в которой мы рассказываем о художниках и художницах, оказавших наибольшее влияние на историю искусства. ХХ век закрепился в ней как период, насыщенный художественными новшествами и экспериментами.

О самых странных из них рассказывает Екатерина Синицина, куратор образовательных программ Третьяковки и лектор стартующего уже в следующую среду курса «Собери их всех: события, люди, явления». В рамках курса, совместно с Асей Аникеевой и Мариной Анциперовой, Екатерина будет рассказывать о главных событиях ХХ века, основных стилях и направлениях, современных аукционах и перспективных молодых художниках.

1. Эдуард Мане, Бар в «Фоли-Бержер», 1882

Немного странно, что список произведений ХХ века начинается c картины XIX века, но без Эдуарда Мане сложно говорить об искусства ХХ век, поэтому это произведение оказалось здесь. На первый взгляд, перед нами обычная сценка из парижского кабаре «Фоли-Бержер», где в то время собиралась богема. Действительно, изначально на картине должны были быть изображены стоящие друг против друга барменша и посетитель, делающий заказ. Оба эти персонажа написаны с реальных знакомых художника. Продолжив работу над картиной в мастерской, Мане решает изменить композицию. Он изображает барменшу, смотрящей прямо на зрителя, погруженную в свои мысли, отстраненную от шумной, пьющей, развлекающейся толпы. О первоначальной идее напоминает только отражение в зеркале на заднем плане.

2. Тони Крэгг, Кучевые облака, 1998

Работа состоит из группы стеклянных сосудов, обработанных пескоструйкой и составленных в форме куба. Несколько ярусов стаканов, ваз, бутылок и других емкостей расположены на листовом стекле, что напоминает свадебный торт. Художник видит тут другой образ. Изогнутые объемы молочно-белых сосудов напоминают ему кучевые облака.

3. Рой Лихтенштейн, О, Джефф... Я тоже тебя люблю... Но..., 1964

Рой Лихтенштейн восхищался яркими красками и смелыми линиями комиксов, репликами героев. Все это ему нравилось настолько, что он сделал комикс произведением искусства.
В 1990-е годы художник Юрий Альберт создает серию «Я не…», в которой воспроизводит знаменитое полотно Роя Лихтенштейна, задаваясь актуальным для всякого молодого художника вопросом о «своем месте в искусстве». «В этой серии я использовал стиль и технику разных художников для отрицания своего с ними сходства», — рассказывает художник.

4. Марсель Бротарс, Мидии с белым соусом, 1967

Бельгийский концептуалист Марсель Бротарс стал художников в 40 лет, а до этого времени, будучи поэтом, он явно впитал дерзкие идей Рене Магритта и Марселя Дюшана. Бротарс точно знал, что не стоит относиться к плодам своего творчества слишком серьезно. Перед нами кастрюля, в которой слишком много мидий, так любимых художником. Он считал мидии совершенными, существующими в собственной раковине, не позволяющей им формировать себя в соответствии с капризами общества.

5. Джорджо де Кирико, Неуверенность поэта, 1913

Говоря об итальянском художнике Джорджо де Кирико, мы сразу вспоминаем выражение «метафизическая живопись», странные пустынные пейзажи с античными статуями и пробегающим поездом на заднем плане. «Неуверенность поэта» — картина, созданная как раз в ранний «метафизический» период, но она оказала большое влияние на искусство сюрреалистов. Все эти скрытые намеки, игра с подсознательным, теории Фрейда и ощущение сна не могли оставить их равнодушными.

6. Нам Джун Пайк, TV Buddha, 1992

Корейский художник, музыкант и основоположник видео-арта ставит скульптуру Будды перед телевизором, над которым закреплена видеокамера. Будда рефлексирует или даже медитирует на свое изображение. Все происходит здесь и сейчас. Сложно себе представить более емкое и точное высказывание на тему дзен-буддизма в современном искусстве.

7. Марина Абрамович, Делай со мной что хочешь, 1974

Среди многочисленных и хорошо известных перформансов Марины Абрамович хочется выделить «Делай со мной что хочешь», в котором художница положила на стол 72 предмета и позволила людям делать с ней все, что им захочется. Перфоманс продолжался 6 часов. За это время интерактив перешел из простой и безобидной игры в настоящую пытку. Представление закончилось тем, что на художницу направили дуло заряженного пистолета.

8. Йозеф Бойс, Сани, 1969

Сани Йозефа Бойса можно встретить во многих музеях современного искусства и крупных личных коллекциях. В этом объекте реализуется вся личная мифология художника, знаменитый апокриф про падение с самолета, крымских татар, целительный войлок и жир.

9. Пабло Пикассо, Натюрморт с плетеным стулом, 1912

Очередной период творчества названый в истории искусства «синтетический кубизм» знаменуется в этом коллаже Пабло Пикассо, где он просто берет настоящую сидушку стула и уже остальные элементы натюрморта располагает на ней.

10. Феликс Гонзалес-Торрес, Без названия, 1992

Яркий художник кубинского происхождения Феликс Гонсалес-Торрес наделил обычные утилитарные предметы — лампочки, связанные вместе — поэтическим значением. Шнуры, как две жизни, переплелись. Срок жизни лампочек, как и жизни человека, имеет определенную продолжительность и в конечном итоге сгорит. Художник предпочитал не давать названия своим работам, он избегал прямых ассоциаций, и содержание его работ открыто, как и их форма.

11. Марсель Дюшан, Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах (Большое стекло), 1923 год

Каким бы странным это не казалось, но «Большое стекло», на создание которого великий Марсель Дюшан потратил более 7 лет, считается вершиной его творчества. В верхней части стекла изображена сама «Невеста», а в нижней девять «холостяков». Существует масса интерпретаций, связанных с биографией самого художника и сюжетом стекла, но как бы там ни было, элемент случайности был явно симпатичен художнику. Иначе вряд ли он бы оставил разбитое стекло, случайно расколотое при транспортировке.

12. Роберт Раушенберг, Стертый рисунок де Кунинга, 1953

Закончить список произведений хотелось работой, раскрывающей идею беспрерывности художественного процесса. Тут идеально подходит реальный карандашный набросок абстракциониста Виллема Де Кунинга, который был стерт другим великим художником — Робертом Раушенбергом. С одной стороны, возникает вопрос, а может ли стертая работа одного художника стать полноценным произведением другого, но с другой стороны, в случае с этим примером, мы точно можем ответить, что может.

Разбор

Автор: Катя Синицина

09 March, 2023