2 года без Мэри Бет Эдельсон: вспоминаем о ее борьбе за женщин и искусство

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Обложка: artnews.com

Фото: artsandculture.google.com; artsy.net; moma.org

20 April, 2023

Ровно 2 года назад умерла Мэри Бет Эдельсон — художница, известная своими работами с отсылками на архаику и продвигающая идеи феминизма в 1970-е годы. В память о ней рассказываем о ее жизни и творчестве.

1.

Уже в 12 лет Эдельсон заинтересовалась борьбой за гражданские права. Ее вдохновили либеральные идеи, исходящие от церкви, в которую она ходила. Во время летнего лагеря, организованного этой церковью прямо перед Второй мировой войной, к ним пришел раввин и сказал, что в этот раз он обратиться не к Ветхому завету, а к идеям о равенстве других. Он попросил детей свободно рассказать о том, как они воспринимают темнокожих, и обсудил с ними их стереотипы.

2.

Художница начала рисовать в 4 классе. У нее была дислексия, из-за чего учителя не понимали, как ее учить. Она находилась в самой низкой по успеваемости группе, в которую кроме нее входили дети из других стран, совсем не знающие английского. Но это не смутило Эдельсон — она решила обратиться к визуальному, чтобы выразить то, что она думает и чувствует. Учителя стали хвалить ее работы. В одном из интервью она сказала, что всю жизнь медленно читала, но это не мешало ей находить нужную информацию и писать для широкой публики.

3.

Мама сделала для нее студию в подвале, где Эдельсон разрисовывала стены и экспериментировала с форматами. Вскоре ее учительница предложила ей работать над стенографией для театральных постановок, чтобы она научилась делать масштабные работы. Однако родители художницы, несмотря на то, что выделяли ей помещение для творчества, не особо интересовались ее увлечением, предлагая вместо него брать уроки фортепьяно — они даже купили инструмент. Но Эдельсон все равно настаивала на том, что именно в рисовании ее талант. Тогда ее отец стал покупать открытки с картинами Леонардо да Винчи и спрашивать, может ли она рисовать так же, как мастера эпохи Возрождения.

4.

В 11-12 лет Эдельсон стала брать уроки живописи в Художественном институте Чикаго. Благодаря этому у нее появилась возможность рассматривать коллекцию музея. Летом она устроилась на работу в институт и смогла видеть искусство каждый день. Ее потрясли цвета и формы Анри Матисса, но она никогда не обращала внимания на имя автора и название работы. Также она увлекалась Эдуардом Мане. Во взрослом возрасте ей показалось ироничным, что в начале своего творческого пути она обратилась именно к каноничным мужчинам-художникам. В дальнейшем она перешла к изучению женщин в искусстве.

5.

Ее мать и отец были хорошими ораторами, поэтому она с детства не боялась сцены, что повлияло на ее гражданскую активность. Однажды она услышала оратора, который говорил 3 дня подряд, и решила, что научится говорить так же хотя бы час — в итоге она смогла дойти до трех часов. Для нее стало значимым обрести собственный голос и защищать других:

«Идея говорить и использовать свой голос стала очень важной в феминистском движении семидесятых, потому что женщин не слушали. Нас не слушали и не обращали внимания. И акцент на своем голосе казался одним из наших политических инструментов»

6.

Третий брак Эдельсон закончился разводом и трагичной историей: ее муж, юрист Джерри Штраус, отобрал у нее дочь в 1972 году. Ей сказали, что шансов не было, ведь ее воспринимали как опасную женщину, поскольку она боролась за свои права и с сомнением относилась к патриархальным ценностям. К тому же она была художницей, и ее заработок не внушал доверия. Дочери тогда было 9 лет, и после решения суда они почти не виделись. Когда девочке исполнилось 18 и она приехала к матери на длительное время, их отношения уже не смогли наладиться.

7.

В 1968 году она прочитала лекцию про ограничения для женщин в искусстве, а в 1972 году учредила первую в стране Конференцию женщин в изобразительном искусстве. После этой конференции многие участницы стали ближе общаться, обмениваться идеями и обсуждать вопросы эмансипации. После того, как Художественная галерея Коркоран открыла выставку без участия женщин-художниц, Эдельсон начала протестовать. В 1970-е ее деятельность в этом направлении расширилась: она читала лекции и открывала выставки. Художница утверждала, что столько энергии в ней появилось из-за того, что у нее забрали дочь. В то время она могла заниматься искусством по 12 часов в день и думать о новых способах защитить женские права.

8.

В 1970-е Эдельсон подала заявку на вступление в AIR Gallery. Ее приняли, и она стала частью некоммерческого феминистского кооператива. В этой галерее можно было общаться, создавать выставки, читать лекции, участвовать в дискуссиях. Инициатором всего стала Люси Липпард — именно ее воспринимали как главную защитнику женщин. Но в то время возникали сложности с финансами: многим приходилось совмещать искусство с основной работой, потому что их произведения не выставляли и не покупали.

9.

В это же время художница участвовала в семинарах о Юнге, и ее очаровала идея коллективного бессознательного. Она экспериментировала с ней на выставке «22 других», пытаясь через работы показать разные уровни сознания. Это оказалось сложным, но дало ей творческий импульс. Вскоре она поняла, что идеи Юнга — тоже часть патриархата, но расширила их до феминизма. Эдельсон решила, что не хочет быть просто художницей — этот путь слишком ограничивает ее. Она обратилась к фотографии и перформансам, а также к опыту женщин разных эпох, будь то архаика или времена охоты на ведьм:

«Я всегда чувствовала, что мы можем претендовать на наши собственные инструменты, глубоко изучая историю, исследуя эпохи, когда женщины почитались по-другому — по крайней мере, так гласит миф. Вот почему меня так интересуют фигуры древних богинь — например, загадочная Баубо, обманщица Шила-на-гиг, египетская богиня-птица и минойские богини-змеи»

10.

Эдельсон всегда ходила с камерой, снимала мероприятия и общественных деятельниц. Фотографии вдохновили ее на создание целой серии, которая началась с коллажа «Некоторые ныне живущие американские художницы» (1971-1972). В нем она отсылала на Тайную вечерю, заменив лица Христа и апостолов на лица художниц. Среди них были Джорджия О'Киф, Йоко Оно, Луиза Буржуа, а по краю работы Эдельсон наклеили фотографии 69 других женщин. В тот момент на работу практически никак не отреагировала. Только спустя годы многие поняли иронию плаката и то, что он бросает вызов религии и патриархату. Именно тогда его подвергли цензуре.

11.

Эдельсон создавала фотосерии, близкие к архаике — например, «Восхождение женщин» (1973), где репрезентировала себя как богиню, взаимодействующую с природой. Подобной работой стала и фотография «Легкие ноги» (1977), в которой художница была окутана тканью в окружении деревьев, что создавало магический эффект. Шифоновая ткань ассоциировалась с навязанной женственностью, нижним бельем и сексуализацией. Эдельсон хотела деконструировать этот мотив и предложила воспринимать подобный материал иначе.

12.

В 1980-90-е годы художница отошла от тематики ведьм и архаики в сторону современной массовой культуры и стандартов красоты. Она взялась за знаменитостей и старый Голливуд: в работе 1997 года художница изобразила Мерлин Монро, смотрящую в зеркало с пистолетом в руках. Через ироничные изображения она делала акцент на альтернативной женской идентичности, связанной с агрессией и отстаиваем себя.

13.

Главное в творчестве Эдельсон — это юмор, который стал для нее политическим инструментом. Она верила, что людей легче убедить в чём-то, если их вышло рассмешить. Особенно это касается радикально новых идей, каким являлся и феминизм. Через смех можно ломать шаблоны патриархата. Юмор способен и напугать, потому что многие не хотят, чтобы над ними смеялись, из-за чего он становится действенным средством в искусстве.

14.

За 30 лет художница создала более 600 коллажей. Многие она откладывала в ящики, забывая про них. Спустя годы она снова их находила и делала масштабные ретроспективы. Коллажи стали для нее дневником феминизма и частью проекта по архивации социальной реальности того времени.

15.

Последняя персональная выставка Эдельсон, “Shape Shifter”, прошла в галерее Дэвида Льюиса в 2016 году. На ней зрители могли увидеть серию коллажных автопортретов 1970-х. Художница делала их на природе — из-за интереса к архаичным образам для нее была важна и естественная среда, связанная с ритуалами и перформативными эффектами. После того, как она проявляла фотографии, она дополняла их другими элементами, отсылающими к женским архетипам. А до 28 мая этого года произведения Эдельсон можно увидеть на групповой выставке «Акты дружбы» в Музее современного искусства Цюриха. В ней кураторы размышляют о солидарности, политической активности и значимости единомышленников, что перекликается с идеями и жизнью Эдельсон.

Новости

Автор: Оксана Лебедева

Обложка: artnews.com

Фото: artsandculture.google.com; artsy.net; moma.org

20 April, 2023