В поисках будущего: Венецианская архитектурная биеннале 2023

ВЕРНИСАЖ

Автор: Оксана Лебедева

Фото: labiennale.org; arquitecturaviva.com; metalocus.es; archdaily.com; designboom.com

02 June, 2023

Архитектурная биеннале, начавшаяся в Венеции 20 мая, продлится до 26 ноября. Тема этого года, «Лаборатории будущего», связана с размышлениями о мире и экологичных путях развития. Мы поговорили с экспертами, которые посетили это событие, и спросили их о том, чем хороша новая биеннале и на какие проекты стоит обратить внимание.

Portal

Лидия Русскова-Хасая

художница, режиссер

Архитектурная биеннале — мое любимое событие! Первый раз я побывала на ней в 2018 году и максимально вдохновилась. Для меня она про определение актуальных проблем перед человечеством и попытки найти новые пути их решения, учитывая технологии, дизайн, запросы, возможности. Это про культурный обмен и, конечно, повестку.

Архитектурная биеннале этого года для меня особенная. В дни ее открытия я вместе с галереей Surface Lab Art в международном культурном центре Crea представила трехметровую метровую инсталляцию Portal — светящуюся дверь из стекла, которую обрамляет металлический каркас и заземляет массивное основание. В этом проекте, как и в целом в своей практике, я обращаюсь к архитектурным формам, индустриальным материалам и всем знакомым символам, стараясь создать язык, доступный для интерпретации разными культурами.

Кроме того, я активно занимаюсь проектом по ревитализации промышленного пространства в городе Кинешме. Посещение биеннале — возможность увидеть самые актуальные решения из разных точек мира и в очередной раз убедиться, как важно перепрофилировать индустриальные объекты в городской среде, создавая новые точки притяжения — в данном случае для людей со всего мира.

На биеннале я всегда радуюсь как ребенок: мне нравится и интересно все. Меня привлекает то, что устоявшаяся институция активно исследует запросы общества: гендерный вопрос, устойчивое развитие, оптимизацию мировых ресурсов. Куратор Лесли Локко дала возможность высказаться странам и диаспорам, у которых в прошлом не было возможности выставляться на биеннале. Это внушает оптимизм.

Для себя я выделила павильон Уругвая. Через оперу In Opera создатели рассуждают про будущие сценарии закона о лесном хозяйстве. С принятием этого закона впервые в Уругвае экспорт леса привесил экспорт мяса. Качество звука, видеоряд, сопровождающие материалы произвели мощное впечатление.

Очень интересные мероприятия делали BERÜHRUNGSPUNKTE — коммуникационная инициатива для архитекторов из Германии. В палаццо недалеко от Галереи Академии они проводили лекции и вечеринки. Из искусства понравилась коллаборация отеля Palazzo Experimental и галереи Victoria Mirо — в саду палаццо они представили скульптуры Tal R.

  • Ball Theater. Павильон Франции
    Ball Theater. Павильон Франции
  • Ball Theater. Павильон Франции
    Ball Theater. Павильон Франции

In Vivo. Павильон Бельгии

Дана Матковская

сооснователь архитектурного бюро А2М

Биеннале этого года мне показалось максимально четким и ясным: «кто, если не мы?», как говорится. Все остро стоящие вопросы, связанные с экологией, глобальным потеплением, глобализацией были подняты в понятной форме. Архитектурных проектов как таковых было крайне мало, но мы живем в нескончаемом потоке визуальной информации, и погрузить посетителей не в вырванные из контекста картинки, а в фундаментальные проблемы архитектуры было куда важнее и правильнее для сегодняшнего дня.

Мой однозначный фаворит — Бельгийский павильон (In Vivo by Bento and Venciane Despret) с их конструктивным и утилитарным подходом, где было продемонстрировано как из мицелия (грибницы) можно сделать экологичный аналог кирпичей. В 2020-м году мы оформляли выставку («ЛИФОРМ / Живые Мегаструктуры» Кати Брыскиной) в Orekhov gallery, целью которой было изучение живых самообразующихся форм и сотворчества человека с живыми организмами. На протяжении четырех недель можно было наблюдать, как мицелий разрастается на металлическом каркасе в герметичном инкубаторе. Результат после сушки носил характер исключительно эстетический. Бельгийцы же подошли гораздо практичнее, продемонстрировав внутри павильона пространство, выполненное целиком из нового выращенного материала.

Мой приз зрительских симпатий — павильоны Франции и Уругвая. Танец во французском павильоне (Ball Theater by the Muoto + Georgi Stanishev and Clémence La Sagna), повествовавший о безграничном самовыражении, опера в павильоне Уругвая (EN OPERA. Future Scenarios of a Young Forestry Law by INST/MAPA + Carlos Casacuberta) о междисциплинарном подходе в архитектуре. Визуальный ряд, хореография, переживаемые эмоции — все это сложно передать словами, но что может быть более вдохновляющим?

  • In Vivo. Павильон Бельгии
    In Vivo. Павильон Бельгии
  • In Vivo. Павильон Бельгии
    In Vivo. Павильон Бельгии
  • In Vivo. Павильон Бельгии
    In Vivo. Павильон Бельгии

Foodscapes. Павильон Испании

Мария Косарева

арт-директор клуба и образовательной платформы A-House, посвященной архитектуре и дизайну

Выставка последнее время подвергается критике из-за того, что как таковую архитектуру на ней не выставляют — больше рассуждают о концептах. Но, кажется, именно это делает сейчас биеннале интересной широкой аудитории и позволяет говорить об архитектуре более свободным языком. В 2023 году многие павильоны отошли от архитектурного минимализма в дизайне экспозиций и, отвечая на тему Laboratory of the Future, смело погружают посетителя в «реальный» мир исследования, стройки, материалов, технологий прямо в пространствах выставок.

Павильон Испании исследует архитектуру и экологию производства еды, выставка Нидерландов проводит параллель между канализацией и финансовой системой, предлагая переосмыслить обе существующие системы, чтобы обеспечить более справедливое и экологически устойчивое будущее. В павильоне Бельгии буквально развернута лаборатория по производству нового строительного материала из мицелия, а про re-use говорят кураторы павильона Германии, которые собрали материалы, оставшиеся после демонтажа выставок биеннале искусства. На протяжении всей выставки их будут использовать для починки социальной инфраструктуры Венеции.

Отношения биеннале и города — отдельная тема, исследованная моим проектом-фаворитом — павильоном Австрии. Несколько лет кураторская команда павильона изучает как биеннале «захватывает» город и предлагает отдать половину своего павильона под культурный центр для жителей острова Санта-Елена, соседствующий с Джардини. Проект показывает, как выглядит биеннале для жителя острова — бесконечная стена. Сейчас ведутся переговоры с городом о налаживании связей, но пока они зашли в тупик — кураторы построили мост со своей стороны. Какой важный пример для нас всех!

  • Павильон Австрии
    Павильон Австрии
  • Павильон Австрии
    Павильон Австрии
  • Павильон Австрии
    Павильон Австрии
ВЕРНИСАЖ

Автор: Оксана Лебедева

Фото: labiennale.org; arquitecturaviva.com; metalocus.es; archdaily.com; designboom.com

02 June, 2023