Практики соавторства: как устроены театральные проекты «Выкса-фестиваля»
Автор: Анна Меркушина
Фото: Артем Карпухин, Валерий Белобеев, Дмитрий Семенушкин
19 July, 2024
С 12 по 14 июля в Нижегородской области состоялся тринадцатый фестиваль новой культуры в Выксе. Тема этого года «Вы откуда и куда?» предлагает, обратившись к прошлому, поразмыслить о своей локальной идентичности, и в то же время — наметить направление для новых планов и преобразований. Жители Выксы — главная ценность и интерес организаторов фестиваля — включены в события наравне с художниками и режиссерами.
Анна Меркушина, продюсер «Объединения», посмотрела фестивальные спектакли и поговорила с режиссерами о том, как шла работа с горожанами, что помогло объединить их и почему этот опыт важен.
Разнообразная театральная программа фестиваля следует принципам вовлеченности. Каждый спектакль можно назвать в разной степени партиципаторным — дающим возможность участвовать в художественной практике и влиять на ее результат. Театральные проекты в Выксе часто партиципаторны с обеих сторон: авторы вовлекают в процесс создания спектаклей жителей города, а жители, становясь соавторами, взаимодействуют с гостями и зрителями событий.
«Сочинение будущего»
«Сочинение будущего» — научно-фантастический театральный проект, вдохновленный работами первого русского космиста Александра Сухово-Кобылина. Автор связан с Выксой: он приезжал в город на службу к отцу и даже написал здесь несколько пьес. Но создателей спектаклей в первую очередь интересуют его философские тексты, посвященные человеческой и космической эволюции.
Именем Сухово-Кобылина в спектакле названо место действия — «Институт Летания», площадкой для которого становится местная гимназия. Спектакль — это тотальная инсталляция и одновременно «бродилка», где зрители могут свободно перемещаться по пространствам Института, становясь свидетелями и участниками нескольких параллельных мини-спектаклей: можно послушать лекцию о космических аномалиях, пройти летательный тренинг или задать вопрос ученому совету (состоящему из 7 детей). За два часа зритель может посетить 4 из 11 историй, каждая из которых — равноправная и позволяет составить представление о деятельности института. Финальной точкой, в которой сходятся все сюжеты, становится спортивный зал школы, где по легенде должен произойти запуск трех выксунок в космос.
«Понятно, что космизм — это вещь двусмысленная. У него был социалистический извод с темами покорения, колонизации, евгеники. Космизм — как подчинение себе космоса. И постгегелевский космизм с феноменологией духа: это и есть "философский панк" Сухово-Кобылина. Он, следуя грекам, понимает, что спешка сделать что-то и ведет к насилию. Человек должен расти, в первую очередь, через интеллектуальную деятельность и просвещение. И эти идеи требуют не буквального восприятия, а метафорического образа», — рассказывает Борис Павлович, режиссер спектакля.
Команда спектакля впервые приехала в Выксу еще в январе. На кастинг проекта пришло 100 местных жителей, 60 из которых остались в проекте до этапа репетиций (сначала — еженедельных, а потом — ежедневных). Каждый горожанин продумывал своего персонажа, опираясь на научно-фантастические и философские произведения. Легенды разрабатывались вплоть до мая, а драматург Элина Петрова только на финальном этапе соединила все сюжетные линии в единый нарратив. Работа команды Павловича ценна не только процессом и огромным вкладом жителей Выксы в общую художественную фантазию, но также большим вниманием к зрителю: визуальной проработкой каждой локации и персонажа (художники — Мария Лукка, Ольга Павлович), саунд-ланшафтом (композитор Роман Цепелев) и разнообразием жанров внутри постановки.
«Весь смысл "Сочинение будущего" в том, чтобы каждый сочинял его сам. И мы постарались смоделировать все истории так, чтобы они не навязывали никаких концепций и даже эмоционально оставались "в себе": зрители их сами сращивают между собой», — говорит Борис Павлович.
«По углам» и «По домам»
Два «походных» спектакля «По углам» и «По домам» существуют в Выксе уже четвертый год в формате экскурсий от местных жителей. Они придуманы бывшим арт-директором фестиваля Федором Павловым-Андреевичем, а затем расширены и доработаны режиссером Андреем Маником.
«По углам» — прогулка по разным районам Выксы с проводниками, которые буквально «подхватывают» группу на разных участках маршрута. За час группа зрителей обходит центр города и известный своими муралами микрорайон Жуковский, а по пути встречает героев разных профессий и возрастов. Удается не только узнать историю города и проблемы, с которыми сегодня сталкиваются выксунцы, но также услышать об их отношении к фестивалю и арт-объектам, появляющимся благодаря ему.
«По домам» становится еще более личным высказыванием горожан. Три действия в спектакле — это три похода в гости к жителям Выксы. Герой встречает группу на пороге, проводит экскурсию по дому, рассказывает о себе и – так как спектакль является еще и гастрономическим — угощает. Застолье делает этот опыт общения более эмоциональным и трепетным, а уходить из таких гостей оказывается по-настоящему тяжело.
Режиссер Андрей Маник в рамках спектакля провел в Выксе несколько месяцев: искал героев для спектаклей, общался с ними, детализировал маршруты и выстраивал композиции сторителлингов жителей о себе.
«Поначалу было сложно искать героев для "По домам", так как хозяева боялись пускать людей в свою частную жизнь. Было важно, чтобы они почувствовали какую-то уверенность. Многие не понимали: в чем радость кому-то узнавать про их жизнь? На самом деле, это очень интересная штука: заглянуть в чужой дом и увидеть, как живет кто-то, кто не ты. Сейчас местным жителям стало уже очень интересно участвовать и появляются желающие, которые готовы рассказать про себя. Потому что количество любви и внимания, которое давали зрители хозяевам, было абсолютно зашкаливающим. Мне кажется, это удивительная вещь, потому что она работает на сближение мира смотрящего и мира хозяина. Это большая заслуга, что мы размягчили сердца местных жителей и рассказали про них, потому что все они – абсолютно удивительные», — рассказывает режиссер Андрей Маник.
«А может это сон?»
Во второй день фестиваля выксунский парк заняло шествие «А может это сон?». Концептуально проект был задуман как диалог со знаковой для города работой Тимы Ради «Все это не сон». В рамках проекта дети вместе вспоминают образы из своих сновидений и воплощают их в ростовых куклах – будущих участниках шествия.
Творческая команда из Перми и Екатеринбурга (художница Любовь Шмыкова, кураторская группа «Край») вместе с режиссером Александром Горчилиным приехали в Выксу в мае, а до этого несколько раз созванивались с детской командой онлайн. Каждый ребенок создавал несколько эскизов на тему снов, которые затем стали основой для больших мобильных объектов. На время создания фигур проект превращался в семейную мастерскую: детьми вместе с родителями и художниками мастерили каркасы из сеток, делали головы из папье-маше, клеили и раскрашивали фигуры.
«Концепция в том, что дети — главные художники. Здесь крайне важна педагогическая составляющая: ребенок видит, что его работа — это ценность. Ведь обычно, если дети не учатся в художке, они говорят, что не умеют рисовать. Мы этими работами показываем, что даже маленькая кривулька, которую нарисовал ребенок, достойна того, чтобы стать гигантской и все увидели, какая она классная!» — делится Любовь Шмыкова, художница и куратор.
Итогом работы в мастерских стало театрализованное шествие, где режиссер Александр Горчилин и композитор Мария Аникеева объединили объекты, стихи, живую и электронную музыку в рамках парада, растянувшегося по городскому парку. А на заглавный вопрос проекта авторы ответили большими картонными буквами: «ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ».
«Моя задача была такой же, как у остальной команды – создать общую атмосферу на заданную тему снов. И плюс мы нашли интересный материал поэтов-абсурдистов: в разных точках маршрута дети читали стихи Введенского, Заболоцкого, Хармса. Главное здесь для меня — это процесс. Театр действительно может возникнуть из ничего. Пять детей встали в кружок, и вот — театр», — говорит режиссер Александр Горчилин.
"Heart-shaped box"
Наверное, самый необычный пример интерактивного опыта на фестивале — реди-мейд спектакль "Heart-shaped Box", созданный постоянными соавторами Полиной Кардымон и Егором Зайцевым (Кооператив Ерог и Кардымон) в рамках маркета выксунских и нижегородских мастеров. Место действия спектакля — прилавки с товаром. 33 стола становятся спотами для 33 коробок, каждая из которых получает свою букву русского алфавита. А зритель — карту с их расположением на маркете. Перед началом спектакля нужно загадать имя и после этого начать променад по загаданному слову, открывая коробки с соответствующими буквами. Таким образом, каждый приобретает свой уникальный heart-shaped маршрут.
Полина и Егор заранее приезжали в Выксу: знакомились с создателями брендов, представленными на маркете, проводили ресерч их историй и ценностей. Каждая коробка была создана по-разному, на основе соответствия или, напротив, противопоставления бренду. Например, на прилавке производителя мягких льняных косметичек авторы под буквой «ё» разместили коробку с гвоздями и текстом «Ну ты даёшь!». В нее они заложили боль всех Алён, Артёмов и других обладателей имен, из которых в официальных документах выпадает буква «ё».
«Человек во время маршрута попадает на разные истории в разных регистрах. Одна коробка — более интеллектуально-ироническая, другая — более сентиментальная, третья — концептуалистская. За счет движения по буквам имени ты можешь столкнуться с прилавком, который тебе вообще не интересен, но обнаружишь что-то близкое в коробке — или наоборот.
Во время интервью с продавцами мы входили в поток информации, из которого могли вынырнуть в сторону абсолютно непредсказуемых ассоциаций. Важно то, что здесь мы не передаем историю бренда, не пытаемся "схватить" вербатим и пересказать то, что рассказывали нам продавцы. Они задавали фон — среду, из которой можно было выхватывать разные вещи. В этом смысле, это хорошая история про творческую свободу внутри процесса. И важная для мастеров: многим было интересно и приятно то, что мы положили в их коробки», — рассказывают авторы проекта.
Автор: Анна Меркушина
Фото: Артем Карпухин, Валерий Белобеев, Дмитрий Семенушкин
19 July, 2024