В преддверии Пасхи: 12 произведений искусства с куриными яйцами
Символ материнства или природной чистоты, консьюмеризма или (гендерной) бинарности — чем художников разных поколений привлекали куриные яйца?
В честь приближающегося праздника Пасхи мы собрали 12 художественных работ, вдохновленных их эстетикой и символизмом.
1.
Constantin Brancusi, Le Nouveau-Né II, 1919-1921
В каждой своей новой работе Константин Бранкузи стремился максимально упростить, очистить форму от визуальных излишков. Яйцо стало воплощением этого идеала. Название мраморной скульптуры Le Nouveau-Né II переводится как «новорожденный (II)». Вопреки кажущейся трогательности и хрупкости, скульптура иллюстрирует первый крик: «Что вы видите, когда смотрите на новорожденного ребенка? — писал художник. — Широко открытый от нехватки воздуха рот. Каждый новорожденный ребенок приходит в мир разгневанным, потому что его принесли туда против его воли».
2.
Barbara Hepworth, Oval Sculpture, 1943
В творчестве Барбары Хепуорт преобладают круги, сферы и овалы с усложненной внутренней формой. Эти абстрактные, чистые формы кажутся сродни морским раковинам, камням и пещерам Корнуолла — живописного английского полуострова, омываемого Атлантическим океаном, куда в предчувствии войны художница переехала с семьей.
3.
Agnes Martin, The Egg, 1963
Тонко выстроенные сетки, полосы и блоки приглушенных цветов — главное отличие работ художницы-минималистки Агнес Мартин, беспрестанно находящейся в поиске чистой красоты в геометрии и искусстве. Эта работа — один из редких случаев, когда художница экспериментирует с формой овала — или яйца, — вместо привычных квадратов.
4.
Claes Oldenburg, Sculpture in the Form of a Fried Egg, 1966–71
Надувная «Скульптура в форме жареного яйца» Класа Ольденбурга была его наиболее значимым экспериментом с плавающими, нетонущими материалами. Для Ольденбурга привлекательность жареного яйца заключалась в его безыскусной будничности. На протяжении всей своей карьеры Ольденбург, главный исследователь культуры потребления в 1960-х, неоднократно обращался к яичнице — самой канонической форме завтрака.
5.
Gavin Turk, Egg, 1995
Обращаясь к форме яйца, художник Гэвин Турк, представитель the Young British Artists, делает прямую отсылку к культовым работам сюрреалистов Сальвадора Дали, Рене Магритта и Доротеи Таннинг. Яйца в работах Турка являются скульптурными метафорами сюрреалистической философской загадки: что появилось первее — яйцо или курица? Превращая яйца из священного в профанное, из чистого в паразитическое, из символа творения в нечто сотворенное, Турк, как он сам пишет, «исследует тонкие отношения между жизнью и смертью, искусством и художником».
6.
Shi Shaoping, The Metamorphosis Series — The Eggs, 2013
Для создания инсталляции китайский художник Ши Шаопин на протяжении года самостоятельно лепил и обжигал 3000 керамических яиц весом 48 тонн. Яйца художник разместил сначала в пустыне Гоби, а затем на дюнях близ Дуньхуана — оба места представляют из себя необитаемые пространства на территории Китая, появившиеся в результате насильственного земледелия прошлых поколений. Работа, тем самым, рассказывает о нереализованном потенциале и конфликте «отцов и детей».
7.
Павел Пепперштейн, The Great Egg, 2015
C 2007 по 2015 год Павел Пепперштейн занимается прототипированием архитектуры России, обращаясь к эстетике супрематизма — визуальному языку будущего и перемен. Согласно вселенной Пепперштейна, «на определенном историческом этапе Россию могут заселить аммониты и геометрические фигуры, а на нашей планете появится Памятник Желтому цвету, Шар русской духовности, Антенна для общения с умершими, Памятник «Возвращение к Солнцу» и Монумент Великого Яйца. Все эти строения выполнены в колоссальном масштабе, а их утилитарная функция часто недоступна для понимания из-за недостаточного уровня развития технических знаний и коммуникативных практик».
8.
Heather Glazzard, Egg, 2018
В фокусе творчества Хизер Глаззер — исследование гендерных норм. Яйцо на фотографии оберегается пузырчатой пленкой, используемой обычно для упаковки хрупких вещей. Глаззер таким образом показывают, что внешняя, биологическая оболочка (тело или скорлупа) могут не соответствовать тому, что находится внутри.
9.
Torbjørn Rødland, Eggs, 2019
Эту фотографию битых, но наполненных огнем и светом яиц фотограф Торбьёрн Рёдланд показал на выставке, посвященной людям старшего возраста, их «стареющим телам и разрушающимся формам». О них художник пишет: «Их видят ослабленными, прогнутыми, сломанными, упавшими, но в то же время сосуществующими с новыми формами и зарождающейся жизнью».
10.
Наталия Турнова, Яйцо и камень, 2021
В пространстве атриума Музея «Гараж» в 2021 году были размещены две масштабные антропоморфные головы, шершавая поверхность которых состоит из природных материалов — фрагментов коры, листьев и камней. По словам кураторов, Турнова, делая отсылки к архаичным и гладким скультурным формам, «говорит о представленной космогонии как об акте творения на столько же значительном, как "лепка снеговика"».
11.
Charlotte Lapalus, Untitled, 2021
Творчество Марсельского фотографа Шарлотты Лапалус уже на протяжении нескольких лет состоит практически полностью из одной цветовой гаммы, ограниченной цветами кожи. Это же цветовое сочетание можно обнаружить в привычной всем нам упаковке яиц.
12.
Fryd Frydendahl, Egg Series, 2021
Фрайд Фрайдендал, как и многие вышеупомянутые художники, вдохновляется творчеством сюрреалистов, для которых одной из важных тем было одушевленное в неодушевленном (и неодушевленное в одушевленном). Апроприируя из творчества сюрреалистов для своей серии фотографий яйцо, Фрайдендал играет с яркими цветами, найденными объектами и иногда наготой и пародирует мейстримную интернет-эстетику.