Art Basel Hong Kong 2025: хайлайты ярмарки
В Гонконге с 28 по 30 марта прошла самая крупная арт-ярмарка в Азии — Art Basel. Событие объединило 240 галерей из 42 стран преимущественно Азиатско-Тихоокеанского региона.
О разделении на «западных» и «восточных» коллекционеров, Гонконге как disability friendly городе и новых открытиях на ярмарке — рассказали Анна Брынцалова, Люда Лучкова, Сергей Гущин и Дарья Елистратова.

Анна Брынцалова
директор галереи Set Projects, автор телеграм-канала English Via Art
Моя первая поездка в Гонконг, основной целью которой было, конечно же, посещение ярмарки Art Basel, оставила исключительно положительные впечатления. В поездках я вообще стараюсь фокусироваться только на хорошем, чтобы взять максимум от визита, особенно если оказываешься на другом краю света.
Ярмарка поразила в первую очередь масштабом: чтобы обойти всё, потребовалось два дня. По сравнению с Art Basel в Базеле заметно разделение на потенциальных «западных» и «восточных» коллекционеров. Вкусы все-таки разнятся. Несмотря на статус ярмарки, здесь можно найти и относительно бюджетное искусство. Я очень горжусь тем, что приобрела в свою коллекцию и теперь ожидаю доставку iconic–работы с письмом Дана Во, художника вьетнамского происхождения (кстати, к приобретению меня подтолкнул коллега Сергей Гущин, чему я благодарна).
Из негативных аспектов отмечу, что многие галеристы, не видя в тебе потенциального покупателя, не очень охотно общаются и отвечают на вопросы. Я действительно из любопытства интересовалась ценой, например, на Фрэнсиса Бэкона, но получила пренебрежительный и односложный ответ. Как галерист, я стараюсь со всеми выстраивать ровную уважительную коммуникацию.
Хайлайт: выставка Луиз Буржуа в пространстве Hauser & Wirth и ее работа "Cell" на стенде галереи. Также порадовала свежим взглядом секция Discoveries с менее коммерческим, молодым искусством. Не могу не отметить также коллекцию музея M+, но думаю, вы там и так окажетесь, если интересуетесь искусством, — это важная точка притяжения в городе.

Люда Лучкова
руководитель отдела просветительских и инклюзивных проектов Музея современного искусства «Гараж»
Я руковожу отделом просветительских и инклюзивных проектов в «Гараже»: в основном я работаю не с искусством, а напрямую с людьми. Поэтому в Гонконге я первым делом пошла знакомиться с подобными отделами в CHAT (Centre for Heritage, Arts and Textile) и M+, где они называются Learning departments, и была очень тепло встречена. О классном опыте проекта взаимодействия с глухими и слабослышащими можно почитать в телеграм-канале «инклюзия без иллюзий». Гонконг вообще оказался очень disability friendly городом — сразу это замечаешь!
На Art Basel мне понравились многие тайбэйские галереи, но подчеркну, что мне всегда важны нарратив и социальный аспект искусства. Особенно выделю художника Хуан По-Чи, который рассказал историю жизни своей мамы в серии эссе "Blue Skin: My Mother's Story". Личный сюжет, на самом деле, отражает экономическую реформу сельского хозяйства в Тайване и социальные изменения, произошедшие за последние 50 лет. Работа сделана очень нежно и красиво. Еще отмечу инсталляцию "Elephant in a Closet" этого же художника.

Сергей Гущин
галерист, основатель галереи Fragment
Чтобы собрать полное бинго ярмарки Art Basel, мне не хватало только локации в Гонконге — я был несколько раз в Базеле, Майами и Париже и с интересом сравнивал ярмарки, углубляясь в специфику региона. Сейчас точно время покупателя, а после того, как в прошлом году гонконгские аукционы просели на 43%, стало понятно: рынок еще не совсем оправился.
Любая ярмарка, в том числе и Art Basel, — это то место, где можно увидеть тренды в искусстве и, в целом, открыть новое (особенно, если учитывать секцию молодых галерей). Правда, сейчас мега- и большие галереи в основном привозят проверенное искусство, а большая часть работ и самые востребованные имена были проданы еще до открытия ярмарки.
На многих стендах была представлена Яёи Кусама как своеобразный маркер рынка (и не только на ярмарке, но и на предаукционных выставках «большой тройки», которые в этом году впервые прошли во время недели ярмарки). Также, минимум семь галерей показывали итальянского художника Salvo — и в какой-то момент ты уже устаешь от него, несмотря на то, что многие арт-эдвайзеры рекомендуют его покупать даже тем, кто собирает ультрасовременное искусство.
Интересно было в целом оценить вкус азиатских коллекционеров — на ярмарке было не так много яркого искусства. Хотя были галереи, к которым остается много вопросов: настолько от их стендов рябило в глазах…
Но самое приятное — видеть художников, которых мы когда-то первыми показывали еще в Москве (Эрин М. Райли, Сон Во, Патрисия Айрес, Джеффри Гибсон), а теперь их материнские галереи представляют их на Art Basel Hong Kong. Повезло коллекционерам, которые тогда приобрели их работы у нас для своих собраний.

Дарья Елистратова
основатель галереи Mute., автор телеграм-канала «Преемник Обриста» и независимый арт-консультант
Говорят, что основные покупатели на гонконгском отделении Базеля — это, если и не сами гонконгцы, то их сограждане из материкового Китая. Однако по моим личным наблюдениям, их среди всех посетителей на ярмарке было где-то 50%, остальные — европейцы, американцы и, конечно, русские. Для последних это, кстати, логично, поскольку из всех возможных направлений Frieze и Art Basel, Гонконг — единственное место, в которое летают прямые рейсы. Предположение о том, что американцев на ярмарке не будет, осталось лишь предположением, поскольку новые налоговые тарифы, введенные Трампом, распространяются только на континентальный Китай (по крайней мере — пока), Гонконг всё так же остается и беспошлинной зоной, и зоной, свободной от американской политики протекционизма.
Судя по отчетам и сплетням внутри комьюнити, продажи на ярмарке случились очень хорошие. Говорят также, что гонконгский Art Basel разительно отличается неспешностью сделок от своих сестер и братьев в Париже, Майами и Базеле. Местные коллекционеры не несутся сломя голову в первые часы скупать эксклюзивы, они совершают осмысленные покупки, анализируют рынок и выстраивают долгосрочные отношения с галеристами.
По моим ощущениям, контент ярмарки в этом году был сильно менее «кавайным» и «ярким», чем во все предыдущие годы. Даже японские галереи, которые обычно отличались кричащим и ярким контентом, в этом году выглядели спокойнее. Среди моих японских фаворитов — галерея Anomaly (у них понравилась живопись Акико Кинугава) и моднейшая Таке Нинагава. У последней даже унесла новую работу в свою коллекцию — графику художника Дана Во. Говорят, что азиатские коллекционеры в принципе начали больше покупать именно западного на ярмарке. Скорее всего, это продиктовано сильным ростом цен на логистику. Поэтому коллекционеры больше заинтересованы купить привозное, чтобы скосить доставку, а галеристы на своих стендах делают приятный микс из восточного и западного.
Самый большой плюс и минус гонконгского Базеля — ярмарка просто необъятная, 240 участников, которые расположились сразу на 2 этажах. Однако разделение на этажи произошло, с моей точки зрения, не очень удачно. Основной интерес для посетителей представлял только первый этаж, туда поместили всех участников из категории blue-chip, интереснейшую секцию Discoveries и модные галереи типа Carlos/Ishikawa, 47 Canal и Plan B. На третьем же этаже можно было найти галереи категории Modern, с графикой Эгона Шиле и полотном Фрэнсиса Бэкона за $20млн. В остальном, посмотреть там было интересно только на соло-стенд Poppy Jones от лондонской галереи Herald St.
В целом, я старалась открыть для себя что-то новое и попробовать собрать понравившиеся имена среди азиатских авторов. Из личных находок и фаворитов — фотографии Цао Фэй, Сюэ Руоже, Гун Цзянь и Е Цин, Джимок Чой и Бин У Хёк, Пэй Яньцин и Ся Юй, Мока Ли, Синьи Чэн и Хонгян.
Среди неазиатских художников очень понравились следующие работы: таинственный и загадочный холст Михаэля Борреманс у David Zwirner, барельеф Анны Имхов в Sprüth Magers, работы Сессилии Викуньи и Шанталь Йоффе в Lehmann Maupin, роскошный бархатный холст Исси Вуд в галерее Michael Werner, новый для меня американо-японский художник Тревор Шимидзу (который напомнил любимого мной Ю Нисимура) в 47 Canal, а еще Йозеф Ягер в Modern Art, Вольфганга Тилманса в Xavier Hufkens и Ива Шерера в Peres Projects.
Про секцию Discoveries, которая в этом году объединила 22 стенда с соло-презентациями еmerging художников, хочется сказать отдельно. Эта часть ярмарки оказалась настоящим центром притяжения. Буквально все стенды получились outstanding: очень свежие и экспериментальные проекты.
Именно в этой секции французская галерея Allen представила работы Кирилла Савченкова, а неапольская галерея Umberto Di Marino показала овощи на ножках от Луки Франческони. Классные концептуальные стенды еще были у нью-йоркской галереи YveYANG (показывали художника Ван Йе, всё sold out) и у берлинской Sweetwater (показали Кайоде Оджо, которого кстати уже взял себе и David Zwirner). А на стенде гонконской галереи PHD Group происходил перформанс с очищением мандаринов от Мишель Чу. Вообще, именно эту галерею советую запомнить всем, кто собирается в Гонконг, они буквально самые-самые здесь и сейчас. Именно галерист PHD Group — инициатор создания ярмарки-сателлита Supper Club, а еще у них очень интересное секретное пространство в городе.