Кит Харинг: между улицей и галереей
4 мая 1958 года родился художник Кит Харинг. В честь этого события рассказываем о том, как он продвигал идею искусства для всех, вдохновлялся хип-хопом и разрушал стереотипы о СПИДе.
1.
Отец Харинга рисовал мультфильмы. С самого детства будущий художник знал про Уолта Диснея и других авторов, а также увлекался комиксами. Это все напрямую повлияло на его яркие работы, характерными чертами которых были четкие линии и запоминающиеся персонажи.
2.
В подростковом возрасте Харинг был фанатом Иисуса и интересовался культурой хиппи. Он путешествовал автостопом по США, составив личный арт-тур. Позднее художник признался, что ему хотелось почувствовать себя частью чего-то большего, поэтому в тот момент он остановился на христианском сообществе и кочевничестве.
3.
Путешествуя по стране, он продавал футболки с надписями, агитирующими против президента Никсона. Его интерес к политике сформировали 1960-е — в это время многие противостояли войне во Вьетнаме и были против убийств. Художник не отделял творчество от своих политических взглядов и хотел показать людям то, чего они не замечают, затрагивая темы насилия и сексуальности.
4.
В 1976 году Харинг поступает в Питсбургскую школу профессионального искусства Айви, но вскоре бросает учебу из-за того, что разочаровывается в коммерческом искусстве. Всего через 2 года в Питсбургском центре искусств и ремесел проходит его первая персональная выставка. Но художник решает, что хочет большего, поэтому переезжает в Нью-Йорк.
5.
В Нью-Йорке Харинг начинает учиться в Школе визуальных искусств, в которой преподавал известный концептуальный художник Джозеф Кошут. Постепенно Харинг находит альтернативу галереям — ею становятся подвальные клубы, в которых собираются художники. Он полюбил гламурные вечеринки и познакомился на них с главными представлениями арт-мира того времени, вроде Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баксии. Однажды Уорхол привел его на квартиру к Йоко Оно, на кухне которой сидели Дэвид Боуи, Игги Поп и Боб Дилан. Сначала Харинг испытывал трепет перед такими знакомствами, но потом привык к ним.
6.
Долгое время любимым художником Харинга был Анри Матисс, который нравился ему за простоту линий и яркие цвета. Харинга также привлекали идеи Юнга о коллективном бессознательном и универсальных фигурах, которые создает воображение. Он использовал собственный словарь образов и видел силу в их повторении — именно поэтому он так часто изображал танцующих людей и лающих собак.
7.
Харинга вдохновляли те авторы, которые делали искусство менее элитарным. Уорхол усилил его интерес к массовой культуре, а Баския с его настенной поэзией привлек внимание к улицам. С 1980-х Харинг творил на рекламных панелях в метро. Они были пустыми, черными и матовыми, поэтому на них было удобно рисовать мелом. Художник создавал ритмичные изображения, что соответствовало не менее быстрому ритму метро. Иногда его узнавали и подходили пообщаться к нему — ему нравилась обратная связь от своих поклонников. Однако вскоре Харинг получил международное признание, из-за чего его рисунки стали вырезать и продавать, что расстраивало его.
8.
Художник не только рисовал в метро, но и оставлял ироничные коллажи на улицах. Он вырезал заголовки из газеты New York Post, перемешивал слова из них и создавал листовки с фальшивыми новостями — например, коллаж «РЕЙГАН УБИТ ГЕРОЕМ-ПОЛИЦЕЙСКИМ». Прохожие часто останавливались из-за знакомых слов и не всегда понимали, правда ли это.
9.
Помимо стрит-арта Харинг интересовался хип-хопом, бумбоксингом и брейк-дансом — он часто изображал танцоров в различных позах. Среди его картин есть те, которые названы в честь песен культовой группы Public Enemy. Куратор и арт-дилер Джеффри Дейч отметил сильную связь Харинга с низовой культурой:
«Он является одним из главных связующих звеньев между хип-хопом из Южного Бронкса, культурой танцевальных гей-клубов, культурой концептуального искусства Нижнего Ист-Сайда и культурой стрит-арта»
10.
Художник разрабатывал дизайн для разных продуктов, вроде часов Swatch , а также занимался рекламной кампанией водки Absolut. В 1986 году он открыл магазин Pop Shop. Для него он разработал интерьер и изрисовал стены черно-белой абстракцией. В нем он продавал одежду, магниты и свои работы. Из-за этого Харинга начали критиковать, обвиняя его в продажности и нелогичном по меркам арт-рынка снижении цен. Но для художника было важно сделать работы доступными и преодолеть элитарность.
11.
В своих произведениях Харинг затрагивал социально-политической контекст. Часть из них он делал для благотворительности, детских домов и больниц — например, в 1987 году на фасаде детской больницы в Париже появилась его фреска. Он также проводил мастер-классы для детей и создавал изображения для программ по преодолению неграмотности. В 1990 году он нарисовал картину «Сияющий ребенок», отражающую все невинное и хорошее в мире.
12.
В 1988 году Харинг узнал, что у него СПИД, а уже в 1989 году появился его Фонд, который стал заниматься финансированием организаций, помогающим людям с положительным статусом. Художник проводил кампании по безопасному сексу и открыто говорил о болезни, желая преодолеть невежество, вызванное страхом перед неизвестным. Он включил заболевание и в свое творчество, создав 30-метровую фреску «Вместе мы можем остановить СПИД» (1989) на стене музея современного искусства в Барселоне.
13.
Харинг умер в 1990 году в возрасте 31 года, но и после смерти интерес к нему и его творчеству не угасает. Многие бренды создают коллаборации с Фондом Кита Харинга. Так, в 2012 году бренд Obey, связанный с уличной культурой, выпустил линейку одежды с персонажами художника.
14.
За свою жизнь Харинг провел более 100 персональных и групповых выставок, разработав уникальный визуальный язык. Сейчас его работы находятся в коллекциях многих музеев, среди которых МоМА, Музей американского искусства Уитни, Художественный институт Чикаго и другие. Кроме того, уже в конце мая этого года в Калифорнии откроется персональная выставка Харинга, в которой собрано более 120 его произведений, архивных материалов и дневниковых записей.