Диалог культуры и благотворительности: как художники, дизайнеры и фонды могут помогать друг другу?
Автор: Анжела Гурциева
Фото: Предоставлены PR-службой Bang Bang Education
23 June, 2023
В мае отдел инклюзии Еврейского музея и центра толерантности и школа визуальной культуры и современных профессий Bang Bang Education провели дискуссию «Менять и изменяться: диалог культуры и благотворительности», на которой вместе с руководителями благотворительных и культурного фондов обсудили специфику взаимопомощи и то, как культура может сделать благотворительность эффективнее.
Специально для журнала «Объединение» участники дискуссии поделились своими размышлениями о том, как и зачем кураторы, художники и благотворительные фонды могут поддерживать друг друга и какие культурные проекты — в том числе в формате NFT — были уже успешно реализованы при поддержке и для фондов.
Как художники могут помогать благотворительным фондам?
1. ПОЖЕРТВОВАНИЯ И ВОЛОНТЕРСТВО
Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь»: Помогать благотворительным фондам можно деньгами, но не только большими: 65 % пожертвований в фонд «Подари жизнь» поступают от частных лиц, и большинство составляют в среднем 500 рублей. Кроме того, помогать фонду можно как донор крови или волонтер.
2. ПОИСК НОВОГО ВИЗУАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Екатерина Шергова: Художники, как и в целом деятели искусства, могут помогать фондам искать и находить новый язык и новый взгляд на то, как рассказывать аудитории про социальные проблемы. Чтобы не пугать и манипулировать на чувстве вины, а вдохновлять. Через тонкое, художественное переосмысление мы по-настоящему можем привлекать внимание людей к проблемам, в решении которых нужна их помощь.
Тамара Тотчиева, руководительница отдела комьюнити онлайн-школы Bang Bang Education : Тема на стыке искусства, дизайна и благотворительности очень близка школе и команде. Мы в Bang Bang Education активно занимаемся развитием социальных проектов, в частности, взаимодействуем с центром «Сёстры» и планируем разработать для него айдентику. Мы также развиваем инклюзивное направление в рамках школы — для нас это очень важная ступень и зона ответственности.
Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья»: Благотворительность может быть модной. Например, о фонде «Помощь», созданном Никитой Кукушкиным, я с удивлением услышала от знакомых, далеких от моей профессиональной сферы. Этот успех я объясняю тем, что фонд смог найти свой язык, в том числе визуальный, эстетический, который смог захватить молодую модную аудиторию, ранее чуждую благотворительности.
3. ЗАНЯТИЯ ПО АРТ-ТЕРАПИИ
Екатерина Шергова: Безусловно, нельзя забывать и про важность так называемой арт-терапии для людей, которые проходят сложный этап в жизни. Так, например, подопечные нашего фонда — дети с онкологическими заболеваниями — проходят через очень тяжелое лечение. Когда к ним в гости приходят художники и помогают им увидеть мир сквозь больничные стены с помощью рисунка и живописи, у детей в прямом смысле слова появляются силы, настроение. А правильный настрой, как говорят врачи, очень помогает в лечении.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АУКЦИОНОВ
Екатерина Шергова: Благотворительность может быть и даже должна быть нескучной, красивой и привлекательной для людей — чтобы культура благотворительности развивалась, помощь другим становилась нормой и ни у кого не возникало вопросов, почему в ней нужно участвовать. Поэтому профессионалы культурной сферы как раз могут быть проводниками, примером, инфлюенсерами в том, чтобы интегрировать благотворительность в обычный досуг людей при помощи аукционов, благотворительных культурных вечеров. Кроме того, конечно, нужно и можно делать все, чтобы культура была инклюзивной, то есть доступной для всех.
Мария Баландина: Недавно фонд «Друзья» совместно с консалтинговым бюро Digital & Analogue Partners запустил проект «Токены Друзей». Это благотворительный NFT-дроп коллекции фотографий Limitless Horizons («Безграничные горизонты»), а также образовательная площадка с материалами, которые помогут фондам разобраться, что такое NFT и как создавать и запускать собственные NFT-проекты в России. Автор «Безграничных горизонтов» — фотограф и известный юрист Роман Бевзенко. Коллекция включает в себя токены его фотографий, сделанных в Кении, ОАЭ, Сербии и Марокко — местах традиционно экзотизированных популярной культурой. Роман не видит различий между природными и архитектурными памятниками, фиксируя мир таким, какой он есть и каким, возможно, он не будет уже в ближайшем будущем. Сегодня фотография — один из главных методов переосмысления искусства, поэтому она кажется весьма актуальной для нашего новаторского проекта.
5. СОЗДАНИЕ ОТКРЫТЫХ ТВОРЧЕСКИХ СТУДИЙ
Екатерина Селезнёва, куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности: Открытая среда — это пространство, в котором не страшно задавать вопросы и делиться опытом, преумножая общие ресурсы. Мы стараемся сделать наш музей именно такой зоной как для экспертов, так и для посетителей. Инклюзию обычно связывают именно с инвалидностью, но само это понятие намного шире. Наши программы направлены на создание психологически безопасной среды в школе, дома и музее — через поддержку просветителей и посетителей, а также на создание диалога «равный — равному» между благотворительностью, креаторами и аудиторией.
В этом году Центр толерантности Еврейского музея запустил новую инициативу — медиастудию «Рекомендую». Участники с инвалидностью и волонтеры культуры учатся там создавать креативный контент об искусстве, чтобы стать проводниками творческих инициатив и площадок столицы для своих сообществ. Мы надеемся, что многие читатели присоединятся в будущем к нашему проекту в роли экспертов, площадок или амбассадоров. Разговор о благотворительности, дизайне и культуре может стать инклюзивным — и в этом случае достигнет своих ключевых целей.
Как фонды могут помогать художникам?
1. ГРАНТЫ
Катрин Борисов: Я много лет развивала и продолжаю развивать сферу современного искусства. Благотворительность на институциональном уровне появилась в моей работе в 2016 году, когда Ruarts накопил достаточно материальных ресурсов для создания грантовой программы. Фонд проводит открытый конкурс для художников, на котором они могут выиграть грант на выставочные, издательские или образовательные проекты. Помощь художникам нужна всегда и зачастую именно для того, чтобы реализовать проект.
Приоритетные критерии при выборе проекта: актуальность и возможность реализовать проект в России в течение года. К участию в конкурсе мы приглашаем российских художников, готовых к самостоятельной реализации собственных проектов. При подаче заявки художники должны предоставить концепцию проекта, эскизы, перечень предполагаемых материалов и смету, которая не превышает размер гранта.
В рамках культурной институции такого уровня, как Ruarts, художники получают не только грант, но и опыт, возможность воплотить в жизнь собственный проект. Для некоторых художников поддержанные нами проекты могут стать первыми выставками в их биографии. Персональная выставка в значимой институции может быть началом большой карьеры, сделать художника узнаваемым. Со своей стороны мы часто предоставляем помещение, если речь идет о выставочных или образовательных проектах, работу профессиональной команды фонда и, конечно же, материальный ресурс.
В прошлом году фонд в рамках грантовой программы представил многочастный проект мультимедийной художницы Дианы Капизовой «Бесконечное эхо ракушки» в пространстве на Трубниковском. На выставке были экспонированы две новых видеоработы и созданная специально для проекта керамика.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ВЫСТАВОК И КОЛЛАБОРАЦИЙ
Мария Баландина: После февраля прошлого года было сложно понять, как фонду «Друзья» перестроить коммуникацию и фандрайзинговую стратегию. Мы привыкли отмечать каждый новый год в своей истории красивыми благотворительными инициативами, объединяющими людей с общими ценностями — видеть и создавать красоту, делиться теплотой и эмоциями. Мероприятия в прежнем формате больших шумных вечеринок стали неуместными. В итоге «Друзья» придумали коллаборацию, которая помогла фонду собрать и поддержать аудиторию в элегатном и тонком формате: по случаю восьмилетия фонда мы подготовили проект, который представляет собой симбиоз искусства, благотворительности и бизнеса, — выставку под названием “Vis-à-vis”. Она проходила в ММОМА на Петровке с 22 мая по 4 июня при участии современных художников из частных коллекций друзей фонда, которых куратор Алина Пинская концептуально выстроила в выставку. Главная идея проекта выражена уже в его названии — vis-à-vis, что переводится с французского как «лицом к лицу». То есть, с одной стороны, это может быть встреча с прекрасным — например, c искусством или единомышленниками. А может быть и столкновением со сложной социальной проблемой или человеческой болью. Но искусство обладает невероятной созидательной силой, которая озаряет жизнь людей в любые, даже самые трудные времена. Поэтому мы решили, что это идеальный формат фандрайзингового мероприятия сегодня.
Параллельно с выставкой мы проводим «тихий» благотворительный аукцион работ, представленных в рамках экспозиции. Разумеется, все вырученные средства будут направлены на развитие благотворительных программ нашего фонда — Московской школы профессиональной филантропии и Платформы интеллектуального волонтерства ProCharity. Специальным сюрпризом для гостей открытия стал перформанс DUO от «Упсала-Цирка», созданный вместе с партнерами выставки компаниями V2Group и Hutton, которые проспонсировали создание этого перформанса.
А по просьбе другого нашего партнера, ALROSA Diamonds, художница Мария Серебрякова создала уникальную ювелирную скульптуру «Капли», которую, как и другие работы с выставки, можно приобрести на нашем онлайн-аукционе.
Все собранные средства пойдут на развитие нашей цифровой Платформы интеллектуального волонтерства ProCharity. На своем примере мы хотим показать, что не надо бояться экспериментировать и использовать возможности, который дает цифровой мир. В частности, технологии блокчейна позволяют делать благотворительные активности более прозрачными.
Автор: Анжела Гурциева
Фото: Предоставлены PR-службой Bang Bang Education
23 June, 2023