Сотрудничество с Фондами: чем они могут помочь, как правильно заполнять заявки и реальные кейсы художников

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Автор: Анастасия Лобачева

Фотографии: предоставлены героями материала

19 May, 2022

О существовании различных фондов, которые помогают культуре и современному искусству — знают все. Но как они работают, почему одним художникам одобряют вот уже пятую заявку на грант, а кто-то — не может получить денег и на один проект? Правда ли, что фонды помогают не только художникам, но и кураторам, исследователям, самоорганизациям?
Мы подготовили полезный материал о работе фондов с их представителями, спросили, какие ошибки могут быть в заполнении заявок и собрали реальные кейсы от художников о сотрудничестве с фондами.

Анна Буали, директор фонда Общество содействия искусству

Что такое фонд?

С чего начинать взаимодействие с фондами? Прежде всего, нужно понимать, что словом «фонд» мы объединяем очень разные сущности, которые решают разные задачи и имеют разные размеры, стратегии и принципы организации. Это подтверждает Анна Буали, арт-директор нового фонда Общество содействия искусству (ОСИ), который был создан по инициативе филантропа Ярослава Глазунова и объединяет единомышленников для развития и профессионализации художественного образования. Миссия фонда — поддерживать среду художественного образования в России. Получатели поддержки — люди, которые создают и развивают программы обучения для художников в области визуальных искусств. Самое главное для фонда сейчас — создать пространство для профессионального диалога, поделиться с образовательной сферой инструментами, которые уже работают в бизнесе.

Анна Буали рассказывает, что «фонды — это не однородная среда. Это разные организации с общим принципом работы. Во всех из них есть "добрая воля", намерение действовать на территории культуры; и средства — и это не всегда деньги в чистой форме. Иногда это сети контактов, доступ к ресурсным базам (например, у вас есть свободное студийное помещение — вы можете начинать помогать, так начинались программы Фабрики и Винзавода)».

У каждого фонда есть своя миссия и фокус. Первый этап, когда работа фондов в России только оформлялась, был больше связан с прямым финансированием художников (выставки, мастерские, продакшен и прямая поддержка). Сейчас формы более разнообразны, одни фонды — это платформы для экспериментов (как фонд Аксенова), где команда продюсирует сложнейшие художественные проекты. Другие — гранты системных изменений (Фонд Прохорова, Фонд Потанина). Есть фонды, которые занимаются профессионализацией других фондов (Фонд Свет или Друзья), распределяя инструменты и ресурсы. Но в основе работы фондов всегда есть главное — те, кому они помогают, и видение, как это можно сделать. Для самоорганизаций и профессионалов важно искать своих собеседников, смотреть колофоны выставок и изданий — кто и как поддерживает культурные инициативы, следить за филантропами, которые вызывают доверие.

  • Фото из телеграм-канала «ОСИ — Общество содействия искусству»
    Фото из телеграм-канала «ОСИ — Общество содействия искусству»

Полина Могилина, сооснователь и главный куратор фонда MaxArt

Чем фонды могут быть полезны?

  • ГРАНТЫ. Про фонды обычно все вспоминают, когда нужны деньги. Если вы участвуете в мероприятиях, которые согласуются с направлением деятельности фонда, то можете попросить разного рода финансовую помощь, которая будет вам поддержкой — вплоть до покрытия ваших расходов на путешествие для выступления на конференции или выполнения художественного проекта. Если фонд поддерживает художественное образование и искусство (ОСИ) или издательские программы (программа музея «Гараж»), то, изучив требования к подаче на грантовую поддержку, вам будет логично подаваться на нее, если вы как раз занимаетесь образованием или давно хотели написать книгу о современном искусстве.

  • МАСТЕРСКИЕ ИЛИ РЕЗИДЕНЦИИ. Полина Могилина, сооснователь и главный куратор фонда MaxArt, рассказывает про открытую фондом в 2021 году резиденцию rhIZOme: «Мы предоставляем возможность работы в резиденции на Соколе для 5 художников из Москвы и других российских городов в течение 5 месяцев и выплачиваем каждому грант на реализацию проекта. У фонда также есть программа OpenSpace, в рамках которой предлагаем художникам, работающим с видео- и саундартом, перформативными практиками, использовать пространство резиденции для публичных показов и лекций на безвозмездной основе».

  • КОНСУЛЬТАЦИИ. Помощь может быть не только материальной. ОСИ, например, сейчас организует серию консультаций с юристами о том, как вести международную деятельность и не получить статус иноагента, как лицензировать (или нет) образовательные проекты. Кроме того, Фонд запускает антикризисную программу «Сейчас», в которую будет включены менторский интенсив, публичные события, консультации экспертов, также предусмотрено покрытие тревел расходов для участников на конкурсной основе. Подробности и программа будут опубликованы на сайте, а старт приема заявок начнется 20 мая.

  • ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА. Еще один вид нематериальной помощи, о котором все забывают. Фонд Общества содействия искусству, например, поддерживает региональные проекты — «мы по кусочкам собираем информацию обо всех интересных инициативах в регионах».

  • ПРОДАЖА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ. Полина Могилина считает продажу действенным инструментом поддержки: на днях MaxArt запустил сайт и разместил некоторые работы авторов, с которыми фонд сотрудничает, и их можно приобрести.

  • Художественная резиденция rhIZOme, фото — фонд MaxArt
    Художественная резиденция rhIZOme, фото — фонд MaxArt

Лена Быстричан, руководитель отдела по работе с партнерами Музея «Гараж»

Как обратиться в фонд и не пропустить запуск новой программы поддержки?

Удобнее всего следить за анонсами в соцсетях, там регулярно публикуется информация о всех инициативах, датах старта опен-коллов, участии в тех или иных мероприятиях.

Не обязательно ждать подходящей именно вам программы: можно в любой момент написать запрос на общую почту. Фонды, как правило, рассматривают все поступающие заявки и думают о том, в каком формате могли бы взаимодействовать.

Полина Могилина говорит, что при выборе художника фонд прежде всего обращает внимание на его послужной список: портфолио, выставки, образование. «Самое главное, насколько работы в целом вписываются в контекст современного искусства, насколько они инновационны, актуальна ли проблематика, с которой работает художник».

А если вы не художник, а организация, то вы тоже можете обращаться в фонд?

Конечно, да. Лена Быстричан, руководитель отдела по работе с партнерами Музея «Гараж», рассказала, что музей на протяжении многих лет обращается за поддержкой не только в различные фонды. На сегодняшний день сформирована целая система по привлечению внешнего финансирования: от корпоративного партнерства и работы с культурными и некоммерческими организациями до частного патронства и основания в 2018 году эндаумент-фонда.
«Благодаря поддержке партнеров и частных патронов мы получаем возможность реализовывать бесплатные и доступные для разных аудиторий программы. Многие из них могли не случиться без объединения усилий».

Художественная резиденция rhIZOme

Что важно помнить, заполняя заявку?

ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ТРЕБОВАНИЕ К ЗАЯВКЕ

АННА БУАЛИ: «В целом заявка — это функциональный текст, его написанию можно обучиться за несколько семинаров. Опыт показывает, что очень важно внимательно читать тексты open call, обращения экспертных советов, выделять ключевые слова и смыслы — как правило, в тексты зашиты мечты фондов об идеальных грантополучателях и проектах. Важно найти ваши точки точки пересечения.

Также я советую давать читать тексты заявок буквально всем — коллегам, друзьям и любым доступным экспертам. Внутри проекта многое кажется очевидным, а снаружи на финальном этапе могут вдруг прийти самые базовые вопросы».

ЛЕНА БЫСТРИЧАН: «При подаче заявок важно внимательно читать все условия гранта и вопросы заявки. После ознакомления со всем списком требований важно понять, точно ли ваш проект подходит под эти требования. Если есть соответствие всех критериев, то следует начать с тех вопросов, которые требуют определенного времени на подготовку (получение справок, выписок, рекомендаций, статистики, пр.). Что касается ответов на содержательные вопросы, то важно стараться подбирать ясные формулировки, четко раскрывающие суть вопроса. Очень важно — ни в коем случае не откладывать заполнение заявки на последний день».

СОБЛЮДАЙТЕ АККУРАТНОСТЬ И НАСТОЙЧИВОСТЬ

ЛЕНА БЫСТРИЧАН: «Мы очень тщательно готовим заявки, презентации и все необходимые документы для подачи на тот или иной формат поддержки. Но иногда даже идеально заполненная заявка не гарантирует ее получение — чтобы получить один грант, иногда нужно отправить десятки заявок. За время моей работы в команде "Гаража" мы поработали с НКО и культурными центрами со всех континентов и с каждым выстраивали свои отношения, порой длительно и не всегда просто».

ПОСТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ДОСТУПНЫМ И ПОНЯТНЫМ

АННА БУАЛИ: «Еще один момент — мы с вами очень сложно устроены, внутри художественных и культурных проектов много новых форматов и сталкивания идей. И все же постарайтесь объяснять свои проекты очень просто, начиная с существующих категорий и связанных с ними целей, чтобы читающему было от чего оттолкнуться».

Фото — музей «Гараж»

ПОРАБОТАЙТЕ НАД ПОРТФОЛИО. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕЛЬНЫМ И ДАВАТЬ ПОЛНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВАС, КАК О ХУДОЖНИКЕ

ЛЮБА МАТЮНИНА, ХУДОЖНИЦА: «В целом, советую начать со своего портфолио: оно должно быть цельным, а также — из него должна быть понятна история художника. Даже если ты мультидисциплинарный художник, все равно в портфолио должна проходить красная нить с главной концепцией. Должно быть понятно, что эти работы создал один человек, они объединены одной темой или техникой. Нужно понимать, что иногда лучше убрать какие-то работы, но показать свои сильные стороны. Селекция — это самое главное, с чего стоит начать.
У жюри, которое будут смотреть вашу заявку, должна складываться цельная картина. Текст и работы должны согласовываться друг с другом. Еще один совет: дайте прочитать вашу заявку кому-нибудь, кто не сильно хорошо вас знает, но знаком с вашими работами и может быть беспристрастным. Лично я предпочитаю работать с редакторами, которые дают профессиональный фидбек и всегда подскажут, как я могу улучшить свою заявку».

ПОНИМАНИЕ ЛОГИКИ ФОНДА И ЕГО ПРИОРИТЕТОВ

ЛЕНА БЫСТРИЧАН: «Важно понимать программу фонда, его миссию, а уже исходя из этого далее простаивать программу партнерства. Звучит банально на первый взгляд, но это довольно кропотливая работа, требующая терпения, выдержки и внимательности.
В случае с подготовкой партнерского предложения важно учитывать ключевую мотивацию партнера. Так, например, если для партнера важен выход на определенную аудиторию, то следует проработать такую партнерскую программу, которая максимально раскроет возможности доступа к ней. Хорошим вариантом в данном случае может стать создание совместного просветительского контента, который будет полезен целевой аудитории и при этом будет решать задачи партнера. Это могут быть совместные лекции, онлайн проекты, специальные закрытые мероприятия».

Люба Матюнина, художница

Художники о сотрудничества с фондами

ЛЮБА МАТЮНИНА

Сразу после окончания Академии я подавала заявку в Mondriaan fund, в один из самых крупных фондов в Голландии. У них есть годовая грантовая стипендия — Young Talent, и именно по этой программе я получила поддержку. Для подачи мне нужно было написать artist statement, рассказать, о чем мои работы. Кроме того, нужно было составить план на год, в котором отражалась поэтапная подготовка проекта, который я хочу реализовать с помощью гранта. Естественно — портфолио и резюме. На этой основе и выносится решение.
У Mondriaan fund есть много разных видов грантов, стипендий и предложений для реализации проектов. Его заявки одни из самых обширных. Для комиссии очень важно четко описывать, что ты за художник, чем занимаешься и каков круг твоих интересов.
В целом, любой грант — это помощник в реализации проекта. Поэтому в заявках важно конкретно отражать, как ты собираешься дойти из пункта А в пункт Б.
Еще я получала грант от Амстердамского фонда искусств — AFK. К ним заявка была немного попроще, и есть условие — проект должен быть реализован в Амстердаме. Но, тем не менее, заявка все равно должна отражать подробно концепцию проекта, а жюри по портфолио должны понимать, что за художник перед ними. Поэтому в заявке должен быть указан круг интересов и подробно раскрываться артистическая практика. Фотографии должны быть хорошего разрешения, если у вас скульптуры — сделайте фотографии в пространстве.

По стипендии Young Talent от фонда Mondriaan я делала проект «Карпетология». Это был медитативный фильм-ковер, а также серия работ, напечатанных на коврах. Для его реализации я поехала в Армению, на месяц, где мы снимали фильм. В конечном итоге, получилась инсталляция, в которой было представлено видео в окружении ковров. Проект выставлялся на Art Fair Rotterdam, это было также одно из условий гранта.
В AFK я участвовала во многих разных выставках и групповых, и индивидуальных. Например, я реализовывала проекты с мифами и сказками, которые собирала и создавала сама вместе с искусственным интеллектом.
Касаемо сложностей в заполнении заявок, наверное, стоит сказать, что тяжело с первым заполнением. Нужно сделать хорошую рефлексию своего творчества: выделить сильные и слабые стороны, очертить круг интересов, рассказать о своем творчестве доступными словами.

  • Проект Любы Матюниной «Карпетология»
    Проект Любы Матюниной «Карпетология»

Кирилл Гаршин, художник

КИРИЛЛ ГАРШИН

Заявку на грант музея «Гараж» я оформлял на 2021 год. Каких-то сложностей с оформлением не было. С самого начала я решил, что если заявку одобрят, я открою галерею в Воронеже. Этот момент тоже был в заявке, составил ее из двух частей: первая про свои художественные проекты и вторая — про развитие местного культурного контекста в лице галереи. Собственно, так и произошло. Когда писал обоснование для получение гранта, в голове держал тот факт, что нет особого смысла описывать необходимость получения финансовой поддержки для простой работы в мастерской. Проекты должны быть интересными, желательно, социально значимыми. Мне кажется, это сильно учитывается.
Когда грант одобрили, мы с моей подругой стали искать подходящее помещение. Мы нашли пространство в центре города в жилом доме. Еще полгода делали необходимый ремонт, деньги на который, также, брали из гранта. Наша галерея называется «Утилизация». На данный момент мы провели две выставки и одну лекцию по истории фотографии. Мне было важно, чтобы галерея существовала именно в Воронеже, чтобы это был региональный проект, самоорганизация.
Никаких проблем со сроками получения ежемесячных выплат не было. Коммуникация с музеем проходила через девушку, которая отвечала за грант. Надо было сохранять все чеки для документации. Помимо непосредственно самого гранта, музей оказывал поддержку нашей внутренней библиотеке поставкой книг про искусство. Мы очень благодарны «Гаражу».
В настоящее время галерея работает в формате мастерской, где я работаю над органической живописью. Планируем в ближайшее время возобновить выставочную деятельность.

  • Фото из галереи «Утилизация»
    Фото из галереи «Утилизация»

Ян Посадский, художник

ЯН ПОСАДСКИЙ

Мы подавали заявку на грант музея «Гараж» для развития мастерских «Дай пять», но, к сожалению, у нас не вышло его получить. Фидбека и реакции тоже никакого не было. Также результаты гранта много раз откладывали, переносили на несколько месяцев и откладывали дедлайны.
Но была история, связанная с книгами, в которой несколько институций, включая «Гараж», дали книги для нашей самоорганизации. Сейчас у нас есть большая библиотека с книгами «Гаража», а также фонда V–A–C, ИМИ, КБ Стрелка, Татлин, которые нам дали бесплатно. Посетители и художники могут читать их у нас в пространстве.
Других грантов для «Дай пять» не пробовали получать, ощущаем себя самодостаточно и свободно. Конечно, есть интерес получить этот опыт сотрудничества с институцией, попробовать найти деньги на развитие и, тем самым, открыть для себя новый уровень.

  • Пространство «Дай пять»
    Пространство «Дай пять»
  • Библиотека мастерской «Дай пять»
    Библиотека мастерской «Дай пять»

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Автор: Анастасия Лобачева

Фотографии: предоставлены героями материала

19 May, 2022