FUTURE CITIES / ХУДОЖНИКИ-УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ ПАБЛИК-АРТА

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: ДАРИНА БЕЛОНОГОВА

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

26 July, 2021

Со 2 июля до 1 августа в шести городах России проходит фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. В невидимую цифровую инфраструктуру городов интегрированы AR-объекты, а чтобы их увидеть — зрителю нужен только смартфон. Тема фестиваля 2021 года: 'Города будущего'.
Участники фестиваля, пять молодых художников — Кирилл Макаров, Ян Посадский, Digital Object Alliance (Саша Пучкова и Анна Леонова), Софья Скидан, Анна Таганцева-Кобзева. Мы поговорили с ними о пути, который привел их к цифровому искусству, процессе художественного становления и основных темах в работе.

АННА ТАГАНЦЕВА-КОБЗЕВА

В рамках фестиваля Анна представляет проект 'Пыльца' — это переосмысление информационных потоков и цифрового наблюдения, баз данных и 'облачных технологий'.

КАК ТЫ ПРИШЛА К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?
Мне сложно выделить конкретный медиум — пластический язык, который я использую, во многом вышел из живописи. Но я с довольно раннего возраста искала для себя место, где смогу совмещать разные медиа, не жертвуя при этом чем-то. Возможно, это более точный ответ.

ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО ИНТЕРЕС К ЦИФРОВОЙ ИСТОРИИ?
Я довольно восприимчива к изменениям в мире и коммуникации. Сначала я делала коллажи и писала звук, меня пугала сложность программ, я не чувствовала себя уверенно в технической части, но программы упрощались, а я улучшала свои навыки. У нас теперь мир, который содержит диджитал, и это наша реальность, мы окутаны цифрой. Меня интересует, как какие-то процессы, например, частная жизнь, становятся более открытыми, а какие-то наоборот более скрытыми — это интересное время.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
Чувства, мистика, мифы. Мне важно выстроить диалог между архаикой/мистикой и современным техногенным и пост-диджитальным миром.

ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?
Обратить их внимание на тот факт, что во время просмотра работы зритель также оставляет свои персональные данные, он как бы окутан пыльцой, в том числе и собственным информационным следом. Многие процессы скрыты от глаз, и в них есть второй слой. Важной и немного скрытой темой в этой работе еще является история человека, как вида, живого механизма, то есть смещение позиции антропоцентризма. Ведь позиция анторпоцентризма во многом наивна и поддерживается капиталистическими структурами.
Образ бабочки очень тиражирован и взят мной намеренно. Но в моем случае бабочки — символ того, как изменился взгляд на мир, теперь — это взгляд через машинное тело.

ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ?
В какой-то момент я нашла дореволюционный трактат о йоге под старым высушенным деревом, оккультное учение, больше похожее на философский труд. Меня очень вдохновили находка и сами тексты. Сложно выделить какую-то одну установку, я думаю, у меня, как и у каждого, целая сеть-система установок, сквозь которую он воспринимает мир. Возвращаясь к тому трактату, одной из основных идей в нем была осознанность и непредвзятость к своим установкам, стремление смотреть на действия непредвзято и со стороны, это стремление мне импонирует.

КАК ПРОИСХОДИЛ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ?
У меня было несколько вариантов, я обсудила их все с куратором и выбрала наиболее подходящий проект для контекста AR. Мне хотелось, чтобы это было логически связано с медиумом. Начала моделить 3D объекты, отрисовывать текстуры, формы крыльев, ко мне присоединился дизайнер-разработчик, который помог собрать объекты в одно целое, а остаток времени мы двигали объекты и делали анимацию. В конце я сделала звук как в старой музыкальной шкатулке, и мы перешли к тестам.

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ СЕЙЧАС ЦИФРОВОЙ ХУДОЖНИК?
Какое-то время смотрела и очень вдохновлялась Orian Barki and Meriem Bennani. Meriem Bennani с ее танцующими женщинами со светящимися глазами в какой-то момент разбили мне сердце. Буквально пару дней назад с другом обсуждала Lawrence Lek, меня очень затронул формат видео-эссе. Хотя работы Лека я видела довольно давно, но сейчас очень по-новому посмотрела на то, что он делает.

НЕСКОЛЬКО ХУДОЖНИКОВ, КТО ПОВЛИЯЛ НА ТВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ?
Очень много кто. Да и в целом это сложный вопрос. Наверное, Anne Imhof своим нереальными перформансом, Anna Uddenberg в один момент изменила мое отношение к скульптуре, еще Katja Novitskova. Мне были близки работы Pierre Huyghe и Michele Gabriele, а последние полгода часто смотрю инстаграм catboxcontemporary, но это скорее про выставочное пространство.

КНИГА И ФИЛЬМ НА ЭТО ЛЕТО?
Недавно обсуждала стиль поэмы 'Кадиш' Гинзбурга, что-то вспомнилось. Фильм — 'Дубай во мне' 2010 года, автор, кстати, тоже диджитал художник.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ТЕБЯ СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
Мне понравилась записанная во время карантина акустическая серия Sega bodega & Dorian Electra, и там есть еще классный кавер Sega Bodega & Eartheater — Fade Into You (Cover). И не могу не упомянуть Kali Malone — Glory CanonIII, это органная музыка.

СОФЬЯ СКИДАН

Digital-скульптура Софьи — 'What is hidden does not need to be hidden' — предлагает исследовать практики цифровой медитации и замедления в перенасыщенной информацией городской среде. Аудиогид, записанный художницей, предложит способы переориентации себя в пространстве.

РАССКАЖИ О СЕБЕ?
Я художница и преподавательница йоги. Родилась в городе Ухта, республика Коми, жила между Петербургом и Москвой последние восемь лет, так как учеба была и там, и там.

КАК ТЫ ПРИШЛА К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?
Я начинала с фотографии, пленочной и цифровой. Меня давно интересовала возможность существования произведения в сети, а потом в Школе Родченко я узнала про медиа-арт, нет-арт и пост-интернет искусство, что логично вписалось в сферу моих интересов.

ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО ИНТЕРЕС К ЦИФРОВОЙ ИСТОРИИ?
Спровоцировало, наверное, все: образ жизни современного человека зависит от технологий и алгоритмов, которые становятся частью плоти и мышления; ну и конечно актуальная теория, которая все это предсказала достаточно давно (например, Маршал Маклюэн и его теория медиа или Делез и Гваттари с капитализмом и шизофренией), а современное искусство как никак существует в связке с развитием теории.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
Меня интересуют вопросы о восприятии и трансформации идентичности в условиях техногенной культуры и экологической нестабильности; связь мышления, тела, интуиций на пересечении разных типов знаний и методик — от восточной философии и их специфических инструментов работы с человеческим, до актуальных западных теорий о нечеловеческом.

ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?
Я стараюсь включать внимание зрителя и предлагать ему нетривиальные задачи для восприятия и когнитивного погружения. Наверное, я бы хотела, чтобы в большом смысле искусство не оставляло равнодушным и давало возможность иной оптики.

ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ?
Честность, открытость, чувственность и слом.

КАК ПРОИСХОДИЛ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ?
Обычно есть несколько этапов: стадия ресерча, проработка концепции, поиск материалов, создание произведения (съемка, создание скульптур, написание текста, запись звука), финальное создание (монтаж физический или цифровой) и доработка нюансов. Здесь все было примерно так же.

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ СЕЙЧАС ЦИФРОВОЙ ХУДОЖНИК?
Hito Steyerl, Wu Tsang, Timur Ci Qin, Koraktir Arunanondchai.

НЕСКОЛЬКО ХУДОЖНИКОВ, КТО ПОВЛИЯЛ НА ТВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ?
Я бы не хотела говорить здесь про одних художников — на мое становление повлияло не только художественное поле. У каждого человека уникальное совпадение абсолютно разного. Хайкинг в горах для меня равен прочтению книги, а просмотр классной выставки обсуждению нового альбома Arca, например.

ИНТЕРЕСНЫЙ ПРОЕКТ?
Наверное, девятая берлинская биеннале 2016 года под кураторство DIS, там я увидела то, что обозначило целый период искусства 2008-2018, и предсказало то, чем сейчас является медиа повестка.

КНИГА И ФИЛЬМ НА ЭТО ЛЕТО?
Книга: 'Краткая история будущего', Юваль Харари, 'Изобретая будущее. Посткапитализм и мир без труда'. Фильм: 'Земля Кочевников'.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ТЕБЯ СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
YSI — Behelit. Lyra Pramuk — Witness.

ЯН ПОСАДСКИЙ

Гибридный 'Памятник всему', генерируемый нейросетью из собранной базы данных фотографий памятников в российских городах, предлагает исследование при помощи машинного зрения памятников как властных образов, организующих публичное пространство. Выбор локаций связан с местами, где раньше стояли памятники, но впоследствии были снесены.

РАССКАЖИ О СЕБЕ?
Я работаю с локальными контекстами места в городском пространстве, создаю мультимедийные паблик-арт объекты. Также я совладею и курирую самоорганизацию, квартирный artist-run space в Воронеже — Мастерская 'Дай пять'.

КАК ТЫ ПРИШЕЛ К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?
Пару лет назад я стал заниматься стрит-артом, в основном это были интервенции при помощи трафаретов, проектора и краски. Первый объект в диджитал — стрит-арт скульптура 'Ключ Столля', который мы нелегально интегрировали в городе, 'первый виртуальный памятник' в Воронеже. Затем были проекты 'Я вернулся!' с восстановлением советского барельефа на старом ДК, и проект 'Термен' в Санкт-Петербурге в рамках 'Кураторского форума'.

ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО ИНТЕРЕС К ЦИФРОВОЙ ИСТОРИИ?
Диджитал я воспринимаю скорее как инструмент, который стоит использовать при особенном случае и необходимости. Внести интерактивности в паблик-арт. Способ возвести масштабный, либо невозводимый в физическом мире объект с применением анимации, голограммы, текстуры, нейросеи. Также это экономичное решение, в своей инновативности и технологичности имеет особый интерес для зрителя.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
В основе лежит рефлексия на явление монументальной скульптуры в уличном искусстве. Это властные образы тех личностей и событий, которые утверждает государство и власть, они священны и незыблемы. Я рассматриваю 'утопичную' модель, при которой существует угроза сокрушения святых скреп российской идентичности, а затем свержения властных памятников по аналогии с подобными мировыми процессами. Диджитализация главных монументов страны в едином 'памятнике всему', с применением нейросети позволяет защитить объекты от внешнего агрессора. Гарантирует их незыблемость, выводя массовую идеологию в абсолют.

ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?
Хочется увести взгляд городского обывателя в сторону, сменить оптику восприятия паблик-арта за счет иронии и мультимедийности самой работы.
Существует явный спрос на современный паблик-арт, потому что в наших городах происходит пагубное засилие олдовой монументальной скульптуры, фигуратива из бронзы.

ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ?
В паблик-арте для меня важна работа с локальным контекстом места (site-specific) и внедрение коммуникативных практик, вовлечение и интерактивность.

КАК ПРОИСХОДИЛ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ?
Делали-делали, и сделали! Без такой сильной команды, нейросети от Вадима Эпштейна и аудио от Александра Василенко ничего бы не вышло, так как я лично не осилил бы такой объем производства.

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ СЕЙЧАС ЦИФРОВОЙ ХУДОЖНИК?
В основном слежу за мультимедийными художниками, нравятся Олег Сороко, Владимир Абих, Миша Гудвин.

НЕСКОЛЬКО ХУДОЖНИКОВ, КТО ПОВЛИЯЛ НА ТВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ?
Владимир Абих, Тимофей Радя, Эрик Булатов и тд.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ТЕБЯ СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
Kraftwerk — Tour de France (2009 - Remaster).

Слева — Аня Леонова, справа — Саша Пучкова

DIGITAL OBJECT ALLIANCE

Проект 'Невыносимая бесконечность быть подключенным к сети' при помощи цифровой поэзии создает маркер внимания не только для меняющегося ландшафта, но и для вопроса об экономической и культурной стабильности внутри отдельно взятого места. Участницы коллектива D.O.A.: Аня Леонова и Саша Пучкова.

РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ?
АНЯ: Меня зовут Аня Леонова, и я люблю собак больше, чем кошек.
САША: Мы с Аней решили рассказать о себе по-отдельности. Обычно я отвечаю, что я художница, изредка куратор, иду к возможности создавать культурные проекты. Я работаю с явлениями, возникающими на пересечении on/offlie процессов: когнитивными искажениями, изменениями этических норм. Мне нравится наблюдать, как социальная ситуация, философские концепции и массовая культура могут находить себя в форме игр и языке. Важным фокусом для меня являются исторические парадоксы и белые пятна, практики солидаризации.

КАК ВЫ ПРИШЛИ К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?
АНЯ: Все началось с перформанса и современного танца, сейчас оно трансформировалось в телесно-дигитальные исследования. Мне нравится наблюдать, как тело реагирует на новые обстоятельства, меняется из-за возможности расширенного функционала в диджитале. Сам же медиум перформанса приобрел очень широкое понимание, например, в тексте и звуке. Эти инструменты я тоже люблю и постоянно использую.
САША: Когда мне было 19, мы с друзьями начали собирать выставки, инсталляции в музеях и культурных центрах. Потом уже в Школе Родченко, учась в мастерской 'Интерактивные коммуникационные и смешанные медиа', я начала работать со звуком, видео, цифровыми объектами. Позже подключились перформативные методы и методы медиации, стало интересно создавать как реальные образовательные курсы в рамках художественной парадигмы, так и фиктивные.

ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО ИНТЕРЕС К ЦИФРОВОЙ ИСТОРИИ?
САША: Цифра на данный момент — это полноценная сфера общественной и личной жизни. В какой-то момент меня безумно заинтересовали когнитивные искажения, которые рождаются в нашем восприятии при попадании человека в среду виртуальной реальности. Технологии отнюдь не совершенны технологически. Ты застреваешь в текстурах, видишь, что твой персонаж — это только полигоны, поверхности, проходишь предметы насквозь, это вызывает смешанные ощущения, вплоть до изменения веса тела и чувства искажения пространства.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?
АНЯ: Обнажение аффектов массовой культуры и андеграундных направлений, исследование телесности звука и его скульптурных форм.
САША: Работа для Future Cities, которую мы с Аней сделали совместно в рамках нашей группировки Digital Object Alliance — метоморфный экспериментальный альянс вокруг расширенного понятия о цифровом объекте — не возникает, как абстрактный образ, а работает как объект, впаянный в городскую среду и изменяющий ее. Нам с Аней было интересно подумать о том, что нас объединяет, делает децентрализацию возможной, предлагает возможность понимать друг друга, какие бы расстояния нас ни разделяли. Фокусом внимания и источником поэтического высказывания нашего альянса стали столбы электрификации. Создавая точки доступа к ресурсам там, где их еще нет, мы одновременно подключаемся к общей сети и в тоже время создаем альтернативную систему коммуникации, обусловленную цифровой инфраструктурой.

ЧТО ВАМ ВАЖНО ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?
АНЯ: Обратить внимание на привычку городского жителя смотреть на ландшафт и как бы автоматически исключать из него системы коммуникаций, не замечать их.
САША: Мы хотели, чтобы наша работа создавала новый маркер внимания не только к изменившемуся в современных условиях ландшафту, но и к вопросу об экономической и культурной стабильности внутри отдельно взятого места.

КАК ПРОИСХОДИЛ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ?
АНЯ: Нам рассказали о проекте и его целях, и мы начали активно обсуждать с Сашей, что может являться соединительным звеном для всех городов. Что есть такого универсального и важного, и при этом представляющего для нас интерес. Вариантов было несколько до тех пор, пока мы не вспомнили, что несмотря на стремление к беспроводным технологиям, мы все еще завязаны на проводах и системах подключения. Квирная стуктура нашего столба встраивается в любое место и смотрится там органично, а вот что именно он будет соединять — вопрос открытый.

НЕСКОЛЬКО ХУДОЖНИКОВ, КТО ПОВЛИЯЛ НА ВАШЕ СТАНОВЛЕНИЕ?
АНЯ: Полина Канис, Hito Steyerl, Anne Imhof, Laure Prouvost.
САША: Могу сказать, что Кирилл Савченков дал мне возможность реализовать перформативную работу, будучи еще студенткой Родченко. Этот факт во многом определил дальнейший путь. Мне нравится погружаться в историю искусства (работы Франсиса Алюса, Андреа Фрейзер), я очень люблю хорошо собранные ретроспективные проекты: например в MACBA в Барселоне проходят замечательные выставки, основанные на архивах.

ИНТЕРЕСНЫЙ ПРОЕКТ?
АНЯ: Korakrit Arunanondchai 'No history in a room filled with people with funny names 5'.

КНИГА И ФИЛЬМ НА ЭТО ЛЕТО?
АНЯ: Каджиллионер.
САША: Этим летом я готовлюсь к участию в публичной программе 6-й Уральской индустриальной биеннале и читаю программные тексты, в основном художественные.
Первые антиутопии (Евгения Замятина 'Мы' вот перечитала, Олафа Стэплдона 'Создатель звезд'), Шехнера 'Теория перформанса', надеюсь успеть (уже для другого проекта) Наоми Митчесон 'Воспоминания женщины-космонавта'.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ВАС СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
АНЯ: '65-45' by Slum Sociable
САША: Europe Traces Women — Croatian Amor.

КИРИЛЛ МАКАРОВ

В своей работе 'Доверие' Кирилл указывает на тип взаимоотношений, основообразующий для социального поля, но недостающий — схлопнутый и исключенный через слой цифровых платформ и недоступность языка больших данных. Мост, как одновременно объединяющий и контролирующий инфраструктурный объект, выбран типом локации для его работы.

КАК ТЫ ПРИШЕЛ К ЦИФРОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ?
Не было какого-то переломного момента. Интерес к цифровому изображению зародился, когда в детстве я видел инженерные проекты отца, отрисованные в AutoCAD на первом компьютере, который у нас появился. Вследствие этого использование и исследование цифровых инструментов и практик органично присутствовало в работе и позже, наравне с более традиционными техниками, например, с живописью. Не было никакого противоречия между направлениями, они просто сосуществовали рядом в одном пространстве и дополняли друг друга.

ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО ИНТЕРЕС К ЦИФРОВОЙ ИСТОРИИ?
Затрудняюсь ответить, в детстве мне нравилась игра Transport Tycoon — экономическая стратегия, где игрок выступает в роли транспортного магната, в ней, помимо прочего, было некоторое последовательное историческое измерение технологического развития, которое меня и увлекало. По сути эта игра — попытка цифровыми инструментами дать очень примитивное представление об эволюции технологий, отдаленно это напоминает историческую обусловленность развития техники Ф. Киттлера, о которой я узнал сильно позже. Цифровые инструменты привносят свою специфику в изучение самых разных сторон жизни, в том числе и истории. Особый интерес вызывает то, как с помощью цифровых медиа пишется персональная история использующего их человека, в том числе и та, о которой он может ничего не знать.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОЕЙ РАБОТЕ?
Отношения между человеком, образами, машинами.

ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО ДОНЕСТИ ДО ЗРИТЕЛЯ СВОЕЙ РАБОТОЙ?
Какое место в межличностных отношениях и отношениях с институтами, в том числе политическими, занимает доверие.

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ СЕЙЧАС ЦИФРОВОЙ ХУДОЖНИК?
Forensic Architecture.

НЕСКОЛЬКО ХУДОЖНИКОВ, КТО ПОВЛИЯЛ НА ТВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ?
Много разных и в разное время, пускай Пьер Боннар, Павел Федотов, Пьер Юиг, Харун Фароки.

ИНТЕРЕСНЫЙ ПРОЕКТ?
Лаборатория Окна.

КНИГА И ФИЛЬМ НА ЭТО ЛЕТО?
Фильмы: 'Синонимы' Надава Лапида, 'Сувенир' Джоанны Хогг, 'Синекдоха Нью-Йорк' Чарли Кауфмана.
Книги: 'Красный смех' Леонида Андреева, 'Между собакой и волком' Саши Соколова, 'Кровь Электрическая' Кэндзи Сиратори.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ТЕБЯ СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
Тополь за окном шумит.

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: ДАРИНА БЕЛОНОГОВА

ФОТОГРАФИИ: ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

26 July, 2021