КУРС ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ 'СОБЕРИ ИХ ВСЕ'

ИНТЕРВЬЮ

23 August, 2021

Завтра, 24 августа, Марина Анциперова и Ася Аникеева, авторы двух телеграм-каналов: про покупку доступного искусства и визиты в студии художников запускают курс для начинающих коллекционеров 'Собери их все'. На лекциях можно будет узнать, как выбирать и где покупать молодое искусство. Для 'Объединения' Ася и Марина рассказали, как началась их дружба, стоит ли молодому коллекционеру показывать свои выставки, и где искать заветные жемчужины.

Марина Анциперова

КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ СОЗДАНИЯ СОВМЕСТНОГО КУРСА? КАК ВЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ? ПОЧЕМУ ВАМ ИНТЕРЕСНО СДЕЛАТЬ ЭТУ ИСТОРИЮ ВДВОЕМ?
Марина: С Асей мы были знакомы давно, еще когда я была арт-обозревателем 'Ъ': именно она устраивала мое интервью с Биллом Виолой, страшно вспомнить, шесть лет назад. Потом мы на какое-то время потерялись, и я даже не знала, что Ася работает дилером, а потом увидела и ее телеграм-канал, и инстаграм и поняла, что мы идем разными путями к одному и тому же. Сразу захотелось сделать что-то вместе, мы созвонились и встретились, и решили, как только закончится ретроградный меркурий, запустить свой курс. Мне кажется, мы отлично дополняем друг друга: Ася больше любит современных русских классиков и заслуженных галеристов, а я обожаю молодежь, стараюсь следить как рождаются новые модные художники. В остальном мы на одной волне: и чувство прекрасного, и чувство юмора у нас волшебным образом совпали.

Ася Аникеева

Ася: Интересное совпадение — как раз в день, когда мы созвонились и договорились, что будем делать курс, в моем фейсбуке всплыло фото-напоминание о том интервью с Виолой. Хороший знак, подумала я. Мы действительно дополняем друг друга: у меня, наверное, больше практического опыта в подборе искусства, а у Марины — больше новых свежих идей. Нам вместе интересно.

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕН КУРС? КАКАЯ ЕГО ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ?
М: В моем телеграм-канале 'Kill them all' подписчики часто спрашивали, не хочу ли я устроить такой курс — где искать художников, на что обращать внимание, как потом обращаться с коллекцией. И я подумала, действительно, его стоит создать: вернисажи в галереях остаются местом встречи одних и тех же лиц, а людей, интересующихся современным искусством, стало намного больше. Мы не ориентируемся только на новичков: да, для них хочется сделать покупку искусства доступнее, сейчас хорошие работы можно купить и за 5000 рублей, а те, что стоят 15 000 — через пять лет могут стоить раз в пять дороже. С другой стороны, многие наши друзья, особенно во время пандемии, накупили десятки работ, и хочется им помочь эту коллекцию структурировать: правильно выставить, описать, определить жемчужины и сформулировать цели на будущее.
А: Дизайнеры, архитекторы, менеджеры, журналисты, наконец, сами художники, — кто-то уже начал что-то собирать, кто-то регулярно сталкивается с выбором искусства в работе. Но всем любопытно послушать главного куратора медиа-арта в стране Ольгу Шишко и прогуляться по квартире Ксении Чилингаровой, у которой уже нет свободных стен — все занято первоклассными вещами наших современников.

Lazy Mike

КАК ВЫ ОТБИРАЛИ СПИКЕРОВ?
М: Нам было интересно охватить все главные темы и сферы, связанные с коллекционированием: где искать молодых авторов, как работать с галереями, как устроены новые форматы для коллекционирования — включая NFT и медиа-арт. И по каждому разделу мы выбирали спикеров мечты: мне, например, очень нравится, что делает Миша Овчаренко — за полгода он очень здорово сработал с нижегородскими уличными художниками Максимом Труловым и Ксенией Ласточкой, которые продавали свои скульптурки за 5000-8000 рублей, а теперь вышли на большой рынок, и их масштабные объекты стоят минимум в 25 раз дороже, а работы можно было увидеть в музее 'Гараж' и 'Новом пространстве' в Питере. Оля Шишко, которая читает у нас лекции про медиа-арт, дружит и Гэри Хиллом, и Биллом Виолой. И остальные спикеры той же величины. Так что мы просто решили собрать краткий курс счастливого коллекционирования, которые хотели бы услышать сами.

Открытые студии

А: Мне сразу пришло в голову, что нужно напомнить нашим слушателям про Открытые студии Винзавода — поэтому позвали Иру Саминскую и Андрея Паршикова. На первой же встрече в разговоре возникла Ксения Чилингарова. Марина права, курс — мечта. Где еще ты полчаса сможешь послушать ту же Олю или поймать Мишу Овчаренко.

ЧЕГО ВЫ САМИ ОЖИДАЕТЕ ОТ КУРСА ПРЕЖДЕ ВСЕГО? ЕСТЬ ЛИ ПЛАНЫ НА ДАЛЬНЕЙШИЕ ИСТОРИИ?
М: Прежде всего, наших спикеров — очень рада, что их удалось собрать вместе. А сама я не так много знаю про коллекционирование медиа-арта и NFT, поэтому особенно жду этой лекции. Есть планы как минимум еще на два выпуска, и там мы амбициозно мечтаем заполучить музейных директоров.
А: Мне бы хотелось, чтобы в общем чате-комьюнити через месяц-другой наши слушатели начали делиться своими покупками. Собственно, для этого все это и затевается. 'Искусство должно принадлежать' — название выставки, проходившей в одной из старых московских галерей — хорошо характеризует мои ожидания.

СЕЙЧАС ДОВОЛЬНО МНОГО ГОВОРЯТ О КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ. ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ ВАЖНЫМ НАЧИНАТЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОКУПАТЬ СРАЗУ РИХТЕРА И КУНСА?
М: Рихтер и Кунс тоже когда-то были молодыми и начинающими, и я очень люблю историю венского музея Leopold: студент-офтальмолог Рудольф Леопольд начал собирать Климта и Шиле после войны, хотя последний считался низкопробным художником, работавшим на грани с порнографией. Вена вообще очень романтичный в этом смысле город: на ярмарку Vienna Contemporary приходят молодые семьи с колясками, которые год могут откладывать сумму в 1000-2000 евро, чтобы купить небольшую работу в честь рождения первого ребенка. Хочется, чтобы эти традиции коллекционирования укрепились и в России.
А: Скажу больше, возможности покупать Рихтера или Кунса может и не появиться, но это, конечно, не повод опускать руки (шучу). Есть три повода начать коллекционировать. Во-первых, это интересно и азартно. Во-вторых, искусство в жилом пространстве однозначно повышает качество жизни. В-третьих, художники — настоящая богема, без них попросту скучно жить, но чтобы они продолжали творить, их нужно поддерживать. Коллекционирование искусства — это что-то по-настоящему новое. Попробуйте, начните.

Работа Данини

КАК ХРАНИТЬ СВОЮ КОЛЛЕКЦИЮ? ВАЖНО ЛИ ХРАНИТЬ СЕРТИФИКАТЫ ПОДЛИННОСТИ? ВАЖНО ЛИ ВЕСТИ УЧЕТ РАБОТ?
М: Про это мы расскажем подробнее, если коротко — следить, чтобы не было влажности и прямого солнечного света, от которого могут сильно выцветать и рисунки, и живопись, и фотография и даже коллажи, для медиа подобрать прохладное место. Про учет работ есть тоже разные подходы, но главное приступить, пока коллекция маленькая: мой музейный друг четко ведет инвентаризацию каждой покупки и записывает важные выставки каждого художника, которого он приобрел, а другая подруга в быстрый срок купила 80 работ и теперь в ужасе думает о том, как их описать.
А: Хранить разные медиа нужно в соответствии с требованиями к их хранению, и влага и свет здесь чаще всего им не друзья. А еще дети и животные. Сертификат подлинности — один из основных документов, подтверждающий провенанс работы. Это как чек на покупку чего-то стоящего, только обмен и возврат в перспективе бессрочен. Учет работ, красивая съемка в интерьере, возможно, даже издание небольшого каталога — все это про ту самую 'мою прелесть'. Это не только важно, но и очень приятно.

НАСКОЛЬКО ВАЖНО МОЛОДОМУ КОЛЛЕКЦИОНЕРУ ПОКАЗЫВАТЬ СВОИ РАБОТЫ? В КАКОЙ МОМЕНТ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВЫСТАВКУ И СТОИТ ЛИ?
М: Важно определиться с целями — ради чего вы собираете современное искусство? Для себя или мечтаете потом передать в музей, а сначала получить общественное признание? Иногда тайна способствует большему вниманию: коллекцию Романа Абрамовича никто не видел, и если он вдруг захочет ее показать, то успех, я думаю, будет огромный. Для молодого коллекционера со скромными аппетитами как будто четких правил в этом отношении нет, это потом, если вдруг вы будете метить в самых известных современных художников и сотрудничать с крупнейшими галереями, вам придется показать и описание коллекции и выставки, в которых она участвовала, а пока действуйте на свой вкус.
А: Если молодой коллекционер — еще немного куратор (во всяком случае, находится в некотором внутреннем диалоге с работами из своего собрания), и есть приятное пространство, где можно показать то, что удалось собрать — почему нет. А еще можно, общаясь с музейными кураторами и поддерживая отношения с художниками, предоставлять отдельные работы из своей коллекции на выставки. Так вы повышаете стоимость всего собрания.

Квартира театрального критика Антона Хитрова в Казани

КТО ЭТИ НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ПОКУПАЮТ МОЛОДОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?
М: Они очень разные, могу сказать про тех, кто интересны мне — мои друзья с примерно тем же доходом, что и у меня, которые считают важным поддерживать современное искусство. Театральный критик Антон Хитров, который старается понемногу собирать молодых художников, доверяя прежде всего своему вкусу, у него среди работ есть Зина Исупова, Маша Сомик и Максим Трулов с Ксюшей Ласточкой. Фоторедактор Т-Ж Максим Копосов, который преподавал в Школе Родченко и вовсю поддерживает молодых фотографов. И многие другие. Здорово, что мои друзья стали мечтать об искусстве и его собирать.
А: Абсолютно разного уровня достатка и с самым разнообразным бэкграундом люди. И я хочу заметить, что совершенно необязательно быть молодым, чтобы понимать молодых художников, быть с ними на одной волне, хотеть покупать их работы. Чутье, азарт, хороший вкус — это не про возраст, а больше про опыт и вкус к жизни. Это то, что определяет большую часть коллекционеров искусства.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ КУЛЬТУРА КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА В РОССИИ? ЕСТЬ ЛИ КАКОЕ-ТО КОММЬЮНИТИ?
М: Я думаю, что нет одного, есть много разных. Вокруг вашего же проекта 'Объединение' есть твердый костяк аудитории, которая поддерживает выставки платформы. У Sample есть своя аудитория. У группы 'Шар и Крест' куда шире, но своя. И я бы не стала их усреднять под общие социально-демографические показатели, скорее это общие вкусы и места притяжения. По моему ощущению, например, те, кто любят 'Объединение', тусят в 'Рихтере', а те, кто Sample – на 'Стрелке'.
А: Согласна про разные коммьюнити. Я, в силу того, что мой отец также занимается продажей искусства, вхожа в круг коллекционеров старого русского искусства, и это очень интересный мир. И в том мире есть люди, которые понимают молодое, стремятся к новому. Культуру коллекционирования делают разные площадки, в том числе онлайн платформы. Вокруг них собираются комьюнити. И мы запуском курса также вносим свою лепту в развитие этой культуры.

Максим Трулов

ПОЧЕМУ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ЧАСТО НОСИТ ЛОКАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? КАК ВЫХОДИТЬ НА МОЛОДЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ИМЕНА? ЗА КАКИМИ РЕСУРСАМИ/САЙТАМИ/ШКОЛАМИ НУЖНО СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ УСПЕВАТЬ СОВЕРШАТЬ ВЫГОДНЫЕ ПОКУПКИ?
М: Я думаю, что рынок искусства в России в целом очень локален. Не все наши художники говорят по-английски, редкие галереи после обвала рубля участвуют в международных ярмарках. Моя любимая галеристка в Грузии, у которой есть собственное пространство в Нью-Йорке, знает о существовании галереи Триумф и Аслан Гайсума с Таус Махачевой. А украинских художников, например, она знает намного больше. А отвечая на ваш вопрос, я не думаю, что локальное коллекционирование это плохо: здорово гордиться своим и поддерживать локальных художников, тем более, что им приходится сложно — в Тюмени начинающему художнику трудно продать холст А2 даже за 6000 рублей.

Что касается международных имен, тут важно определить и стратегию, и бюджеты коллекционирования: если мы говорим о начинающих коллекционерах и небольших бюджетах, я бы советовала не отказываться от покупки тиражных работ — их делает даже великая галерея Konig. Плюс весьма доступными могут оказаться работы начинающих художников стран соседних республик: в той же Грузии есть много симпатичных мне художников, работы хорошего формата которых стоят от 400-500 евро. Мне очень нравится, что делает галерея 4710, а дизайнер Риа Кебурия недавно запустила большую платформу для художников и галерей, где работы начинаются от 100 евро. А еще, конечно, стоит внимательно следить за благотворительными сборами: в пандемию художник Вольфганг Тильманс позвал больших художников в рамках программы солидарности пожертвовать на благотворительные сборы постеры, которые потом продавались за 50 футов или евро. А я до сих пор корю себя за то, что не купила во время сбора Игоря Поносова на планете.ру графику Кирилла Кто.

А: Коллекционируя, ты как бы дособираешь часть своей жизни. Естественно составлять ее из чего-то, что находится под рукой, обращая внимание на местную арт-сцену. Здесь, конечно, нужно учитывать и финансовый фактор — зарабатывая в рублях, тратишь в основном в них. Хороший немаленький холст российского автора в Москве можно купить даже за 100 тысяч рублей. На Западе за 1000 евро можно выбрать что-то графическое, гораздо более скромное.
Говоря о западном искусстве и попытке искать что-то там, я бы советовала тщательное исследование приложения Artforum, — заходите на сайты галерей Берлина, Лондона, Нью-Йорка, упомянутых там, смотрите, какие авторы вам нравятся, начинайте следить за ними. Artforum, основанный в 1962 году, — мощный, опытный, и при этом очень динамичный — плохого не посоветует. Сейчас я бы еще рекомендовала обратить снимание на Португальскую арт-сцену. Туда переезжают кураторы, галеристы и художники из Нью-Йорка и Лондона, открываются новые пространства.
Выгода — дело, безусловно, важное, но все-таки я бы посоветовала отодвинуть мысли о ней хотя бы на второй план. Коллекционер, наряду с галеристом, куратором, музейщиком, поддерживает карьеру художника. Будучи преданным этой сфере именно сердцем, своей выгоды не упустишь.

ИНТЕРВЬЮ

23 August, 2021