Киборги и богини: участники четвертого сезона радиошоу «Станция» о киберфеминизме

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Кристина Майер

Фото : предоставлены участниками материала

25 December, 2023

21 декабря Музей современного искусства «Гараж» выпустил вторую часть четвертого сезона радиошоу «Станция». Новый сезон посвящен петербуржскому Кибер-Фемин-Клубу — организации, определившей начало эры всего с приставкой медиа: медиа-арт, медиа-кураторство, медиа-философия. И это только малая часть деятельности постсоветских киберфеминисток. Мы погрузились в их архивы вместе с электронной исполнительницей IVANA D’ARK, дуэтом LAVBLAST и Piper Spray & Lena Tsibizova. А теперь делимся хайлайтами из истории Кибер-Фемин-Клуба.

Как все начиналось

Создательницы Кибер-Фемин-Клуба, расположенного по адресу Пушкинская, 10, по легенде встретились в 1994 году на «крутой авангардной тусовке». Надо признаться, что для постсоветских 90-х клубная жизнь — важная составляющая культурного ДНК молодежи. А для жителей Питера — колыбели российской электронной музыки, рейвы, кажется, были физической потребностью наравне с кислородом. За год до кибер-встречи в Питере отшумели рейв на льду «Кристалл» и вечеринка «Арсенал» во дворе Артиллерийского музея.

В этом электронном ажиотаже и нашли друг друга легендарные фигуры питерской сцены: Ирина Актуганова и Алла Митрофанова. К моменту их объединения Ирина уже несколько лет заведовала самыми разными выставками в собственной некоммерческой галерее. «Сейчас я не понимаю, как нам это удавалось. Кто только из настоящих звезд самого актуального искусства не приезжал к нам! Потом наступил глобальный кризис этой культуры, всем наскучила бесконечная постмодернисткая игра».

А Алла Митрофанова была искусствоведом, впитавшим вместе с советским высшим образованием любовь к авангарду. Течению, исторически чувствительному к технологиям и новым машинам. Художественное знание позволило ей выступить куратором не только на выставках местных художников-хулиганов, но и посотрудничать с зарубежными институциями. Именно эта встреча теоретика и авангардистки Аллы и практика, уставшего от бездействия современного искусства Ирины, и ознаменовала начало идеологии русского киберфеминизма.

Кибер-революция стартовала сразу с размахом: в 1994 в Санкт-Петербург удалось привезти корабль искусств «Штубниц» с немецкой электронной музыкой и медиа-артом на палубе и в трюме. Расписание было следующим: днем открытые дискуссии и семинары о медиа и Интернете, а ближе к ночи звуки техно до самого утра. Так продолжалось десять дней. Лазеры, компьютеры и перформансы — идеальная атмосфера для объединения.

Дальше нужно было подружить кибер и феминизм. Помимо философского наследия Австралийских киберфеминисток, которые и являются основателями всего течения, здесь пригодился интерес Ирины к женским некоммерческим организациям. «Тут могут все: помочь найти работу, вылечиться, одеться, получить образование, найти юриста и психолога». На тот момент в Питере существовало около шестидесяти некоммерческих организаций. И вся их коммуникация с подопечными или друг с другом начиналась и заканчивалась на одном домашнем телефоне. «Да заведите вы компьютер и модем, у вас в тысячу раз увеличатся возможности. Я поняла, что здесь пригодится наш опыт, и сказала им: мы можем научить вас работать по-новому».

Так социальное нашло художественное: Ирина и Алла стали упрощать жизнь женщинам и НКО лекциями и семинарами по франдрайзингу и программированию. «Мы создаем среду, делаем для них странички в Интернете, выводим на благотворительные международные фонды. Когда все начиналось, я написала двенадцать заявок, шесть из них получили деньги». Киберфеминистки активно дружили, например, с правозащитной организацией «Комитет солдатских матерей». Сон наяву.

120-метровое помещение Кибер-Фемин-Клуба, где половина пола была выкрашена в розовый, а другая в зеленый, пользовалось большой популярностью не только у радикальной молодежи, но у всех, кто хотел иметь доступ к интернет-социализации. Помимо библиотеки и дружелюбного коммьюнити, здесь стояли публичные компьютеры, расписанные по часам. Из летописи мероприятий петербуржского киберфеминизма: лекция «Женские информационные и культурные ресурсы в Интернете», «Первый петербуржский киберматеристкий праздничный утренник для детей», «Двухнедельный воркшоп по созданию проектов для Интернет и мультимедийных работ». Именно из этих активностей и вырос целый курс практической независимости для женщин «Сделай сама».

«Четыре преподавателя учили женщин чинить компы, обжимать провода, пилить, строгать, пользоваться дрелью, паять и тому подобное. Курсы были очень популярны. Курсантов мы набирали через объявления в газете «Мой район». Задача была снять у женщин табу на мужскую работу, дать почувствовать, что границы гендера размыты. Важным было то, что преподавали у нас девушки. Все было очень стильно». Несмотря на намеченные планы, курсы пришлось вести больше трех лет: поток желающих был безграничным.

Кибер-Фемин-клуб — «коммьюникейшн тьюб» между традиционными женскими сообществами, западными феминистками и постсоветским наследием. Если сейчас от NFT, цифрового искусства и бесконечных нейросетей можно устать, то в 90-х Интернет был надеждой на свободу от гендера, расы или местоположения пользователей. Этим и вдохновились участницы четвертого сезона нерегулярного радиошоу «Станция».

IVANA D’ARK (H A T A I I I A G A N E L I N A)

работа «Я киборг, а не Богиня»

ЭТО ТВОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОБРАЩЕНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРАКТИКАМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МУЗЫКИ?

Я бы сказала, вся моя жизнь — это бесконечная художественная и исследовательская практика: твори, люби и изучай.

КАКОЙ ЭПИЗОД ИСТОРИИ КИБЕРФЕМИНИЗМА ЗАЦЕПИЛ ТЕБЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Кибер-Фемин-Клуб появился благодаря кораблю-искусств «Штубниц» с европейскими медиа-художниками, пришвартованному в Санкт-Петербурге в 1994 году. Принимавшая сторона — куратор и искусствовед Алла Митрофанова, занимавшаяся вопросами медиаискусства, и искусствовед Ирина Актуганова. Они впоследствии и стали создательницами Кибер-Фемин-Клуба.

Вся эта история с кораблем сейчас звучит как полное безумие и невероятная свобода. К сожалению, сейчас уже потерянные. Днем там работала выставка искусства новых медиа, проходили перформансы и презентации проектов, созданных европейскими и российскими художникам. После завершения дневной программы, корабль превращался в ночной клуб, объединяющий разные направления современной музыки. На палубе и в трюмах «Штубница» экспериментальные саунд-перформансы шли параллельно с сетами техно-диджеев и выступлениями рок-музыкантов.

ЗАГЛАВНЫЙ ТЕЗИС ТВОЕЙ РАБОТЫ: «Я КИБОРГ, А НЕ БОГИНЯ». РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОЧЕМУ ТЫ СРАВНИВАЕШЬ ЭТИ ДВЕ РОЛИ?

За основу я взяла эссе Донны Харауэй — «Манифест киборгов», написанное в середине 1980-х. Это один из первых текстов левого постмодернистского феминизма.

Любое современное общество довольно клишировано, а высшая ступень феминности и золотая медаль поэтичности и целостности женщины, которую мужчины зачастую вешают — это роль музы или богини, существа довольно сексуализированного, перед которым они преклоняются и посвящают стихи, песни, фильмы и тд.

Харауэй предложила представить альтернативную реальность, в которой люди будут отождествлять себя с принципиально новым, безгендерным классом ― киборгами. Киборг — идеальный герой не только фантастических романов, но и новой философии, и новой политики. Если кратко, то мой микс и его название — это как завещание Сергея Есенина в киберпространстве: сердце — Киборгу Райх, кровь — Киборгу Дункан, мозг — Киборгу Толстой.

КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КАКИЕ ПРАКТИКИ КИБЕР-ФЕМИН-КЛУБА МОГУТ ПОСЛУЖИТЬ ВДОХНОВЕНИЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ?

Алла Митрофанова (основательница русского Кибер-Фемин-Клуба) на Documenta Х в своей речи для киберфеминисток всего мира сказала, что киберфеминизм — это шутка. Всецело поддерживаю ее в этом.

Практика шутить — лучшая форма взаимодействия с реальностью и источник вдохновения для современной музыки в любой метавселенной.

Piper Spray & Lena Tsibizova

работа «От нуля до одного»

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ТЕМУ МАТЕРИНСТВА ДЛЯ СВОЕГО ЭПИЗОДА В ПРОЕКТЕ?

Изначально была идея рассказать о «буднях домохозяйки», в итоге было решено сфокусироваться на опыте раннего материнства. Так совпало, что прямо сейчас эта проблема стоит довольно остро и женщинам отменяют право выбора. Невольно мы оказались на стороне пропаганды. Хотя сами питерские кибер-феминистки сравнивают себя со своими австралийскими единомышленницами, которые выросли в жестких католических и патриархальных укладах в отличие от «образованных и социально активных советских матерей и бабушек» кибер-феминисток, которые совсем не отказываются от идеи иметь детей.

Алла Митрофанова, основательница Кибер-Фемин-Клуба говорила: «Материнство нами рассматривалось не в гендерном аспекте, а скорее в психоделическом, как экстремальное расширение опыта телесности: проекты Пифия «Фабрики найденных одежд» (мультимедийное исследование беременности), «Тантраграмм» Бетоны Майер (телесные симбиозы детского и материнского), «Twins» TV Кости Митенева (мир глазами детей), «Тачанка» Андрея Хлобыстина (технологии сосуществования и передвижения с детьми)».

КАК ПРОИСХОДИЛ ПРОЦЕСС ЗАПИСИ ТРЕКА? ПОДЕЛИТЕСЬ, ОТКУДА ВЫ БРАЛИ ЗВУКИ И КАК ПРИМЕНЯЛИ АРХИВ КИБЕР-ФЕМИН-КЛУБА?

Мы использовали свои записи и записи, взятые из интернета, также работали с виртуальными синтезаторами.

КИБЕР-ФЕМИН-КЛУБ БЫЛ СИЛЬНО СВЯЗАН С ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКОЙ И НОВОЙ СЦЕНОЙ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ПРАКТИКИ КИБЕР-ФЕМИН-КЛУБА МОГУТ ПОСЛУЖИТЬ ВДОХНОВЕНИЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ?

Практика кибер-феминисток «Сделай сама» актуально сплетается с «Do it yourself»: мир музыки, где ты сам можешь разобраться в инструментах, используя интернет.

LAVBLAST

работа «Сон киберфеминистки»

РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О СВОЕМ ЗНАКОМСТВЕ С ИДЕЯМИ КИБЕРФЕМИНИЗМА.

После предложения сделать эту аудио-работу мы погрузились в изучение архивов музея «Гараж» и интернет-поиски по тегу «киберфеминизм». Очень увлеклись чтением идей и манифестов киберфеминисток, особенно о флюидности гендера и опыте материнства.

Интересно было узнать о том, что пост-советские феминистки во многом отличались от «западных» тем, что наши имели детей, семьи и мужей и не боролись за освобождение от патриархата, так как советский период уже дал женщинам нашей страны равные права и возможности, в то время как женщины запада боролись с патриархально-католическим укладом в их странах.

ПОЧЕМУ ЗАГЛАВНОЙ ТЕМОЙ РАБОТЫ СТАЛО ИМЕННО КИНО? ДОВОЛЬНО НЕОЧЕВИДНО В КОНТЕКСТЕ КИБЕР-ФЕМИН-КЛУБА.

Мы очень любим кино, как форму искусства, и Наташа мечтает когда-нибудь написать саундтрек к кино, а Полина учится на режиссера.

ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ ВАШЕЙ РАБОТЫ НАЗЫВАЕТСЯ «ПЛАЧ КИБЕРФЕМИНИСТКИ»: ПОЧЕМУ КИБЕРФЕМИНИСТКИ МОГУТ ПЛАКАТЬ?

Киберфеминистка представляется нам женщиной очень сильной и стойкой, способной самостоятельно преодолеть всё на своём пути, но в то же время мы уверены в её чувствительности и тонкости, способности к состраданию, переживанию и любви. По сюжету нашего несуществующего фильма героиня теряет близкого человека и через плач и музыку проживает это горе.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ПРАКТИКИ КИБЕР-ФЕМИН-КЛУБА МОГУТ ПОСЛУЖИТЬ ВДОХНОВЕНИЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ?

Из всех практик нам больше всего понравились мастер-классы, где женщин учили паять. Мы б на такие ходили. И спаяли бы себе кастомный рэк, чтобы синтезировать на нем крутейший звук.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Кристина Майер

Фото : предоставлены участниками материала

25 December, 2023