«Через искусство мы пытаемся донести до нашего зрителя, что заводы — это красиво». Организаторы «Ночи заводов» о том, как был придуман фестиваль

ИНТЕРВЬЮ

Фото: предоставлены PR «Ночи заводов»

11 August, 2023

12 августа пройдет Всероссийский фестиваль «Ночь заводов», объединяющий искусство и индустриальные объекты, на котором будут представлены 18 индустриальных объектов из 16 регионов России — от Калининграда до Дербента. На заводах по всей стране пройдут спектакли-променады, выставки, концерты, перформансы, будут размещены мультимедийные инсталляции и арт-объекты.

Мы спросили организаторов фестиваля, как подходила его подготовка, как выбирали его участников и что стоит ждать от них.

Арт-пространство Часового завода «Ракета», Петергоф, Санкт-Петербург, фото предоставлено участником

Мария Туркина

главный продюсер фестиваля «Ночь заводов»

КАК ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ «НОЧИ ЗАВОДОВ»?

Во-первых, у фестиваля есть предыстория: фактически он вырос из онлайн-акции, проведенной в 2020 году членами команды Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Три года назад команда работала с территориями Урала, сейчас же мы вышли на территорию всей страны.

Второе — это сама команда: Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» — организатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства, а значит практически вся команда фестиваля давно и нежно любит тему индустриальности. Разумеется, каждый по-своему, но для всех нас заводы — это нечто живое и трепетное.

И третье — это сам формат. Захотелось поговорить со зрителем через понятный инструмент. Обычно я говорю, что это единственная (волшебная!) ночь в году, когда зрителю открываются индустриальные пространства: от работающего предприятия до руинированного объекта или же креативного кластера. Через искусство мы пытаемся донести до нашего зрителя, что заводы — это красиво, это история, это важно помнить и сохранять.

КАК ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ С ОПЕН-КОЛЛОМ?

В таком масштабе (даже можно сказать объеме) мы выходим первый раз, а опен-колл — это хорошая возможность прощупать нашу аудиторию. Какая она, на что откликается?

Результаты опен-колла того стоили. Показательнее всего статистика заявок на фестиваль — 90 промышленных объектов, их география покрывает 38 регионов страны — от Петрозаводска до Дербента и от Калининграда до Владивостока. Свои двери для зрителей готовы открыть 59 действующих предприятия, остальные объекты прекратили свою работу и могут стать памятниками разного типа производств.

Рекордсменом по отправленным заявкам стала Свердловская область — 12 вариантов объединения искусства и индустриальности предложил родной для команды Уральской индустриальной биеннале регион. Неслучайно один из трех уровней участия был предназначен только для заявок с Большого Урала. Суммарно команды из Республики Башкортостан, Пермского края, Челябинской, Тюменской и Свердловской областей составляют треть от всех заявителей.
Самая любимая часть работы с заявками — это визуализация разнообразия промышленных объектов! Угадаете, сколько винодельческих и пивных компаний могут стать участниками фестиваля? А сколько подалось солнечных электростанций? Какие объекты транспортной инфраструктуры могут принять зрителей Ночи?

Принять участие в фестивале «Ночь заводов» мечтают:
— 13 химических производств;
— 9 металлургических производств;
— 6 текстильных производств;
— 6 винодельческих и пивных компаний;
— 2 солнечные электростанции;
— 1 производство на основе продуктов пчеловодства;
— 1 водонапорная башня и 1 теплоэлектроцентраль;
— 1 железная дорога и 1 трамвай;
— 1 кинотеатр и 1 фильмобаза;
— 1 крепость и 1 замок;
— 1 ювелирное производство и 1 тепличный комплекс.

КАКАЯ ПЛОЩАДКА ИЗ ТЕХ, ЧТО ОТОЗВАЛИСЬ, ДЛЯ ВАС БЫЛА НЕОЖИДАННОСТЬЮ?

Неожиданностью стало превалирование в заявках именно действующих предприятий — например, к нам очень активно хотело попасть производство бетона во Владивостоке. Но такое расстояние и отсутствие опыта работы со сферой культуры — слишком большие риски, хотя вся команда мечтала попасть в этот город.

НАСКОЛЬКО СЛОЖНО РАБОТАТЬ С ТАКОЙ ПАЛИТРОЙ ЗАВОДОВ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ – КАК Я ПОНИМАЮ, ОНИ ВСЕ НАХОДЯТСЯ В РАЗНОМ СОСТОЯНИИ?

В этом вся «соль» — у фестиваля задуман интересный пост-эффект. Дело в том, что сайт по мере отбора участников, получения от них информации трансформируется — на нем появляется информация не только про непосредственно мероприятия в рамках фестиваля, но об истории объекта (завода, кластера, руины), что из себя представляет команда, работающая с ним. Это каталог. Только представьте, это дает вам понимание той самой палитры заводских пространств, но и еще их территориальной принадлежности, состояния, опыта работы со сферой культуры и искусства. Где самые красивые ГЭС? А где больше всего креативных кластеров на базе фабрик семьи Демидовых?

Мы хотим, чтобы проект был ежегодным, а значит наш индустриальный каталог будет множиться и дополняться, давая зрителю широкое понимание темы по всей стране.

Большая ивановская мануфактура, Иваново. Фото: Александр Бормотин

КАКАЯ ГЛАВНАЯ АМБИЦИЯ СОБЫТИЯ? КТО ЕГО ОСНОВНАЯ АУДИТОРИЯ?

Главная амбиция — создание тематического сообщества и возможности видимости игроков сферы. У нас по всей стране большое количество объектов и команд, которые любят, пестуют и сохраняют заводское наследие, но нет точки сборки, ресурса, где можно узнать, а кто работает с той же темой в моей регионе, у кого можно учиться или с кем создавать партнерские программы. Мы хотим стать этой точкой сборки!

Если говорить про целевую аудиторию, то это представители промышленных предприятий; узкопрофильные специалисты, связанные темой индустриального наследия; АНО и НКО из сферы креативных индустрий; художественное сообщество.

КАК ВЫБИРАЛИ ХУДОЖНИКОВ И КУРАТОРОВ?

Изначально мы планировали стандартную историю: один куратор, отбирающий авторов для конкретных площадок. Уже в процессе опен-колла стало понятно, что один человек, какой бы он профессионал ни был, с таким объемом не справится. Кроме того, наши участники слишком разные — к ним нет и не может быть универсального подхода, а все-таки у кураторов есть свой «рабочий чемоданчик» — любимый медиум или подход.

Масштабность можно было решить работой с институцией, которая способна потянуть большой объем.

Важным моментом отбора стало внутреннее желание, чтобы фестиваль «приходил» только туда, где есть запрос, а команда участника могла пользоваться результатами фестиваля и после волшебной ночи.

После опен-колла мы проанализировали основные запросы и выделили два основных: для первого уровня участников важно было вхождение в художественное сообщество. У них есть артикулированный запрос на привлечение кураторов, художников и создание совместного продукта. Но это новый опыт, а значит медиум через который происходит эта связка должен быть понятен и эффектен. Так родилась идея работы со светом. В фирменном стиле фестиваля фигурирует образ многогранника — мы его называем световой портал, вход в мир влюбленных в индустриальность.

После света все было легко - я давно следила за командой нижегородской студии Dreamlaser — во-первых, они одни из лучших в России в сфере мультимедийных технологий, а потом коллеги любят архитектуру, уже имеют опыт работы с ней в формате собственного локального фестиваля Intervals.

Во втором уровне у нас самое больше количество действующих предприятий, для которых актуальна повестка промышленного туризма, — это точка возможности прокачать команды производства и сделать классный продукт, который они смогут показывать самостоятельно. Говорить о заводе с учетом его истории, звуков, запахов и «упаковывать» все это в променад — здесь нужен театральный опыт.

Я живу в Петербурге и обожаю Новую сцену Александринского театра — в один из дней я просто нашла контакт руководителя Лаборатории новых медиа Александринского театра, пришла и сказала: «Анастасия, хочу с вами поработать!»

3 ЗАВОДА, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ В ЭТУ НОЧЬ

16 регионов страны и всего лишь 3 завода? Они все потрясающие! Но давайте выберем из разных уровней:

Чеховский завод энергетического машиностроения (ЧЗЭМ-Энергомаш). По формату это промежуточный вариант завода, превращающегося в креативный кластер.

Сибур-Химпром в Перми, действующее предприятия. Для этого проекта музыкальное сопровождение пишет Олег Гудачев, а исполнять будут настоящие музыканты вживую на заводе!

Фабрика «Красный Перекоп», бывшая Ярославская большая мануфактура в Ярославле. Это уже полноценное культурное пространство с историей более 10 лет на бывшей производственной территории. Руководитель культурного центра Textile, Юля Кривцова, очарует вас неповторимыми рассказами об истории места — эта история сохранялась с жителями и для них.

  • Запсибнефтехим, Тобольск
    Запсибнефтехим, Тобольск
  • Здания СЖД, Тюмень
    Здания СЖД, Тюмень
  • Калининградский вагоностроительный завод, Калининград. Фото предоставлено участником
    Калининградский вагоностроительный завод, Калининград. Фото предоставлено участником

Чеховский завод энергетического машиностроения (ЧЗЭМ-Энергомаш), Чехов. Фото предоставлено участником

Вероника Смирнова

концерт-дизайнер и куратор проекта «Ночь Заводов» от студии dreamlaser

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО ЗАВОДУ И НАОБОРОТ: ЧТО ДАЕТ ХУДОЖНИКАМ И ТВОРЧЕСКИМ ГРУППАМ РАБОТА С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ?

Мы думаем, для заводов это прежде всего эксперимент, попытка открыть для себя новые пути развития. А для нас — это возможность поработать в уникальном контексте.

Всегда завораживает возможность первыми исследовать пространство, изначально не предназначенное для демонстрации искусства, раскрыть потенциал, который может быть неочевиден для широкого круга зрителей.

Так сложилось естественным образом, что мультимедийное искусство работает на индустриальных территориях, потому что они могут дать нам достаточный масштаб помещений и технические мощности для инсталляций.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ? ПОДЕЛИТЕСЬ УДАЧНЫМИ ПРИМЕРАМИ ИЗ ВАШЕГО ОПЫТА ИЛИ ВАШИХ КОЛЛЕГ.

У нас сложилась традиция освоения новых индустриальных пространств, в первую очередь, в рамках фестиваля INTERVALS, который мы, студия Dreamlaser и куратор Ксюша Чеховская, проводим каждый год в Нижнем Новгороде. Участники создавали инсталляции на Мукомольном заводе Башкирова, внутри фабрики «Маяк», в пакгаузах на Стрелке. В тот момент судьба этих объектов была под вопросом, и одной из задач фестиваля было привлечение внимания к локациям через искусство. Сейчас почти все эти объекты восстановлены и включены в культурную жизнь города.

Важным стало освоение здания Нижполиграфа и создание мультимедиа-арт-пространства ЦЕХ * в огромном корпусе бывшей типографии, где мы регулярно демонстрируем медиаискусство жителям города.

КАКИЕ ЗАДАЧИ ВЫ СТАВИЛИ СЕБЕ ПРИ РАБОТЕ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПЛОЩАДКАМИ-УЧАСТНИКАМИ ФЕСТИВАЛЯ?

Все три площадки, на которых мы работаем, очень отличаются друг от друга. Мы с интересом изучили их и хотим подчеркнуть особенности каждой, рассказать их историю через мультимедийное искусство, используя свой метафоричный язык, чтобы позволить зрителям взглянуть на эти территории по-новому.

Челябинский трубопрокатный завод, Челябинск

Анастасия Брюханова

руководитель отдела медиаразработок Новой сцены Александринского театра (В фестивале она продюсер проектов со стороны Лаборатории новых медиа)

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО ЗАВОДУ И НАОБОРОТ: ЧТО ДАЕТ ХУДОЖНИКАМ И ТВОРЧЕСКИМ ГРУППАМ РАБОТА С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ?

Мне достаточно часто в последнее время задавали этот вопрос друзья и коллеги. Искусство может быть очень эффективным инструментом для развития промышленных территорий: оно может сделать пространство завода привлекательным и интересным для жителей, а также обратить внимание на сохранение индустриального наследия. Художникам же промышленные территории могут предоставить новые возможности для экспериментов. Так, например, мы с командой вдохновились нашими площадками-участниками фестиваля на создание музыкальных симфоний из звуков индустриальных объектов.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ? ПОДЕЛИТЕСЬ УДАЧНЫМИ ПРИМЕРАМИ ИЗ ВАШЕГО ОПЫТА ИЛИ ВАШИХ КОЛЛЕГ.

Культурные проекты на промышленных территориях имеют множество положительных эффектов. Например, они могут привести к созданию новых пространств для выставок и выступлений, что увеличит вариативность культурных событий в городе, а эти культурные мероприятия уже дальше привлекут внимание жителей к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов. Удачными примерами я могу выделить например «Музей стрит-арта» на территории действующего завода слоистых пластиков и завод «Степан Разин», где базировался театральный проект Fulcro и регулярно проходит фестиваль Gamma, которые сильно преобразили бывшие территории завода.

КАКИЕ ЗАДАЧИ ВЫ СТАВИЛИ СЕБЕ ПРИ РАБОТЕ С ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПЛОЩАДКАМИ-УЧАСТНИКАМИ ФЕСТИВАЛЯ?

Мы стремились активно использовать промышленные пространства заводов и превратить их в территорию искусства. Нам хотелось показать зрителям уникальную атмосферу индустриальных территорий и новые возможности для театральных проектов. Современные зрители часто не задумываются о том, что они окружены объектами искусства, родившимися от образов, вдохновленных промышленностью. Выбирая тему проектов, мы решили обратиться к истории музыки: как академические композиторы, восхищенные эпохой индустриализации, вдохновлялись на создание произведений. В итоге, наши заводы станут огромными музыкальными инструментами, а наши зрители смогут сами услышать и представить, как будет звучать будущее.

Цеха Александровского (Онежского тракторного) завода, Петрозаводск. Фото предоставлено участником

Александр Малич

генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра

ЗАЧЕМ ИСКУССТВО ЗАВОДУ И НАОБОРОТ: ЧТО ДАЕТ ХУДОЖНИКАМ И ТВОРЧЕСКИМ ГРУППАМ РАБОТА С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ?

Искусство, в широком смысле этого понятия, все чаще и чаще становится частью бизнес культуры. В конечном счете, вдохновение нужно везде: и в художественной мастерской, и в офисе, и на производстве. Для художника новое место действия, необычная площадка — это вызов, который часто заставляет сменить оптику, выйти из привычного ритма работы, взбодриться и поиграть по другим правилам. В каком-то смысле все эти эпитеты применимы и для завода: разбавить рутину, увидеть красоту там, где ее не замечал, посмотреть на привычное свежим взглядом. Вполне, мне кажется, повод для хорошего настроения, а с ним, как известно, и работа спорится.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ? ПОДЕЛИТЕСЬ УДАЧНЫМИ ПРИМЕРАМИ ИЗ ВАШЕГО ОПЫТА ИЛИ ВАШИХ КОЛЛЕГ.

Таких примеров, к счастью, все больше и больше. Особенно это радостно, когда речь идет о зданиях, из которых производство уже выехало. Первое, что приходит на ум, это, конечно, ГЭС-2, открытая в здании электростанции, или Севкабель Порт в Петербурге, организованный на территории завода по производству кабеля. Впрочем, это, скажем так, постоянные площадки, но есть и временные. Например, территория бывшей электростанции Сувилахти, в центре Хельсинки, которая каждый год становится декорацией для проведения крупнейшего в северной Европе музыкального фестиваля FLOW, а пивзавод Степан Разин — местом проведения фестиваля Gamma в Санкт-Петербурге. И, конечно, часть популярности приносит именно место действия, хоть и строилось оно для совершенно других задач.

ИНТЕРВЬЮ

Фото: предоставлены PR «Ночи заводов»

11 August, 2023