ОТКРЫТЫЕ СТУДИИ / СЕЗОН 6

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: КАТЯ ТЮМЕНЬЕВА

17 September, 2021

С 18 по 30 сентября пройдет финальная выставка 6 сезона ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ, одного из самых интересных проектов, открывающих и поддерживающих молодых художников. В новом сезоне приняли участие 9 художниц, его лейтмотивом стало выражение 'Тело — ученик, лаборатория и учитель'.
Алина Гуткина, ментор проекта, рассказала про тему нового сезона и своем подходе к работе с участницами, а сами резидентки поделились мнением о том, что делает художника успешным, и чья оценка для него важна прежде всего.

Алина Гуткина:

Я никогда не думала, что окажусь на позиции ментора, тем более, что прежде в этой роли выступал куратор. Как художник, я просто предложила тему Шестому Сезону, над которой сама работала в тот момент. Я хотела выстроить работу вокруг утверждения 'Тело — ученик, лаборатория и учитель' и очень ждала именно работающих с перформативностью художников, строяющих свою практику вокруг темы процессуальности и междисциплинарности. Телесность, которая стала темой сезона, мной рассматривается как переживание, процесс от рождения до смерти. В перформативной работе мне интересен трансформирующий аспект, терапевтичность или самоисследование.
Все участницы сезона невероятно отзывчивые и открытые к экспериментам художницы. Их стремление пробовать, искать и сомневаться меня, как художника, невероятно заряжает. Работу с ними я предпочла сделать индивидуальной, чтобы каждого услышать, направить и поддержать. Все наши разговоры нужны, чтобы обнаружить слепые зоны, ответить на вопросы 'кто я в этом' и 'зачем', что именно мы прорабатываем, как выстраваем художественное высказывание. Время летит стремительно, и мы только нащупываем. В этом нам помогают приглашенные гости. В основном я зову кураторов, а художников прошу проводить лаборатории, чтобы они через практику могли погрузить нас в свой метод.

Анжелика Гомиашвили

Обучение началось в BHSAD на фотографии, затем я прошлась, как по горному хребту, через ИСИ, а теперь с небольшим перерывом внезапно оказалась в Базе. Технически — шла от инсталляций ради фотографии к инсталляциям как медиуму.

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ?
Интересно устроить челендж по обнаружению своих возможностей в кипучей среде. Увеличить интенсивность внутренней индивидуальной работы с важными для меня темами. Для меня это эксперимент — попробовать находиться всегда в поле зрения случайных прохожих, ментора, коллег. Встретить новых и поработать в содружестве с классными людьми.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
'Колыбель для кошки' — инсталляция, в которой выстраивается модель личных границ с помощью алхимических схем и технологий распознавания эмоций. Также меня интересует фотография как метод коллажирования: сопоставления и связывания неравновесных реалий.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Оно не зачем-то, оно — одна из форм существования человека. В противовес всему прикладному.

ЧЬЯ ОЦЕНКА ВАЖНА ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО?
Оценка ничего не дает художнику, важно сочувствие и участие.

УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК — ЭТО?
Переболевший свое желание стать успешным.

ФИЛЬМ И КНИГА?
Кен Лоуч 'Кес' и Питер Хег 'Условно пригодные'.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ВАС НА РЕПИТЕ?
Chad Van Gaalen 'MOLTEN LIGHT'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Та, которая вот-вот наступит.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Нет универсальности, нет лучших советов.

Алиса Горелова

Веру в себя, как в художника, в меня заложила изо-студия в Челябинске, а потом художественное училище. Тогда было сложно представить, что искусством можно заниматься всерьез. После был графический факультет в Академии Художеств в Питере и Fine Art в Финляндии. Сейчас учусь у художников и художниц, с которыми меня сводит жизнь.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
В Открытых студиях на Винзаводе я представлю свой первый опыт работы с перформансом. Он объединит серию живописи и объектов.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Когда есть искусство и люди, воспринимающие его, общество становится сложнее (в хорошем смысле) и интереснее.

ЧЬЯ ОЦЕНКА ВАЖНА ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО?
Конечно, его самого. Хорошо, если есть люди, которые думают в том же направлении, их оценка тоже важна.

УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК — ЭТО?
Тот, кому удается оставаться честным.

ФИЛЬМ И КНИГА?
Мне вспоминается 'Суспирия' (2018) в контексте того, что сейчас я стала интересоваться танцем сильнее, чем раньше. Я посмотрела и 'Суспирию' 1977 года, тоже очень красивый фильм. По поводу книги — советую перечитать 'Муми-троля'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Эпохи всегда представляют смешение стилей, я люблю эклектику.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Слушать себя.

Ксения Попаренко

Я закончила программу ДПО Современного искусства в BHSAD. После учебы устроилась на работу в музей, параллельно участвовала в выставках как художник и куратор. В какой-то момент стало ясно, что важно сосредоточиться на своей практике — я сделала 2 видеопроекта с командой, один из них снимался в экспедиции к заброшенным деревянным церквям на севере. Это был захватывающий опыт, изменился медиум, с которым я работаю. Сейчас меня интересуют экспериментальное кино, современный танец и театр.

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ?
Мне было интересно поработать с Алиной в этой серой зоне — между перформансом, театром и кино. Важны возможности, которые могут дать 'Открытые студии': ментор, места для показа и репетиций и для исследовательского процесса.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
Работаю над междисциплинарным проектом, целью которого является исследование близости и отчужденности в коммуникации людей.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Искусство — это орган в теле социума, который выполняет функцию переработки и рефлексии всего, что происходит в мире. Язык для невыразимого.

УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК — ЭТО?
Классно, когда можно делать работы не в пустоту, когда кто-то тебя слышит и видит; когда есть деньги и время на проекты.

КНИГА?
Дерек Джармен 'Современная природа'.

ТРЕК, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
Radiohead — 'Fitter happier'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Возможно, Англия 60-80-х годов.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Делай, что должно и будь, что будет.

Катя Мордвинкина

Окончила Школу дизайна НИУ ВШЭ по направлению 'Дизайн и современное искусство'. За 4 года я пробовала разные медиумы: вышивка, гобелен, песенный медиум, видео, но к диплому остановилась на наиболее близком мне — перформансе. Через хореографический перформанс мне нравится исследовать социально-политические пространства, языковые знаки в нем. В качестве диплома я работала над серией спектаклей на основе жестов с властной риторикой, хочется и дальше продолжать работать с политическими и лингвистическими измерениями

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ? ЧЕГО ВЫ ОТ НЕГО ЖДЕТЕ?
Было интересно поработать с Алиной, понять, как можно работать с телесностью через командный и коллективный опыт. Жду сохранения приобретенной дружбы с другими резидентками, большего понимания, в какую сторону двигаться, визуальной насмотренности и наслушанности.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
В 'Открытых студиях' работаю над частью будущего спектакля про то, как тело личное существует в теле общества, насколько политизированное или аполитичное пространство создается на стыке и, скорее, про момент взаимодействия между первым и вторым.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Интересно с позиции зрителя посмотреть на мир через оптику другого, а художнику трансформировать видение во что-то осязаемое в широком смысле.

УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК — ЭТО?
Пока ты доволен собой — ты успешен, пусть и в маленьком масштабе.

ФИЛЬМ И КНИГА?
'Легенда о Каспаре Хаузере' Давида Манули и 'Записки у изголовья' Сэй-Сенагон.

ТРЕК, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
Om ‘Addis’, Mujuce 'Каждый день', Sirotkin 'Планы на это лето'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Начало 40-х в Америке, когда начинали Мерс Каннингем, Джон Кейдж.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Быть уверенным, что то, что ты делаешь, откликается в тебе. Если нет — искать дальше.

Надя Чернова

Училась в Корнелльском университете на два диплома: литературовед-компаративист и художник. Обстоятельства моей конкретной жизни сложились так, что, как лесбиянка, я задыхалась в Москве в 2015 году. Это во многом было связано с ранним выпадением из нормативных сценариев, колониальных иллюзий, дисгармоний с Москвой в то время. В итоге в Корнелле я научилась читать, слушать, стремиться к простому языку — а потом стала задыхаться и там. В моей жизни несколько раз радикально менялся контекст, поэтому я продумываю как практику и текст все, что происходит со мной — и в 'Открытых студиях' этот процесс для меня стал более осознанный. Это время ощущается как фундаментальный опыт.

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ?
Я хотела стать резидентом 'Открытых студий' в первую очередь ради поиска единомышленников и комьюнити, выработки новых форм языка для общения в этой среде. Я много работаю с языком, социальностью и перформативностью — однако последнее время перед студиями это был разговор в пустой комнате с камерой.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
Коллективная колыбельная, радикальное феминное молчание.

УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК — ЭТО?
Надо спросить у нее самой!

ФИЛЬМ И КНИГА?
Текст — David Foster Wallace 'Good old neon'. Фильм — 'Tangerine' (2015).

ТРЕК, КОТОРЫЙ СЕЙЧАС НА РЕПИТЕ?
Gloria Trevi — 'Agarrate'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Сейчас.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Остерегаюсь абстрактных советов больше, чем оценочных суждений.

Диана Капизова

Родилась я в Первоуральске Свердловской области, на границе Европы и Азии. Когда закончила университет и переехала в Москву, мне хотелось поучиться где-то фотографии. Это было хобби, которое я захотела превратить в профессию. Тогда я поступила в BHSAD на мультимедиа-арт. Этот курс меня перевернул, вывернул, переклеил. Я пересмотрела свое желание стать фотографом и стала художником.

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ?
Очень давно хотелось иметь рабочее пространство. Еще хочется попробовать сделать что-то новое для себя, расширить границы своей художественной практики.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
Миграционное агентство Dipnoi. Если есть желание и возможность, вы сможете с ним познакомиться в сентябре.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Для познания мира, и чтобы сказать то, что невозможно выразить формулой или новостями. Но искусство не настаивает и не учит.

ЧЬЯ ОЦЕНКА ВАЖНА ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО?
Своя оценка и того, кого обожаешь и считаешь всегда правым.

УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК — ЭТО?
Тот, который чувствует современный мир.

ФИЛЬМ И КНИГА?
Фильм — Эжен Грин 'Мост искусств', книга — Эдуард Кон 'Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека'.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ВАС НА РЕПИТЕ?
Синекдоха Монток 'Батя' и Sinead O’Connor 'Nothing compares 2u'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Ренессанс и барокко.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Дайте себе отдохнуть, поваляться, поплевать в потолок и съездить на природу.

Лиза Веселова

В 2015 окончила МГУДТ им. Косыгина по специальности 'Графический дизайн и иллюстрация', а потом 'Свободные мастерские'. С 2017 по 2020 была резиденткой галереи 'Электрозавод'. В своей художественной практике я исследую представления о красоте, телесности и сексуальности в современном обществе. Совмещая опыт работы в бьюти-индустрии и инъекционной косметологии и феминистскую оптику, я говорю о патриархальных стереотипах и суевериях.

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ?
Мне очень хотелось поработать с Алиной Гуткиной, поэтому я сразу среагировала на опен-колл. Мне кажется, у нас с участницами и с ментором получилось выстроить доверительный отношения и поработать над своими проектами в полной мере.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
В Открытых студиях я буду делать делегированный перформанс с героем моего проекта про токсичную маскулинность.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Чтобы через работу с острыми моментами современности влиять на формирующееся будущее.

ЧЬЯ ОЦЕНКА ВАЖНА ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО?
Оценка зависит от контекста, в котором создаются и существуют работы.

ПОСОВЕТУЙТЕ ФИЛЬМ И КНИГУ?
Фильм — 'Make me up' Рэйчел Маклин, текст — 'Миф о красоте' Наоми Вульф.

ТРЕК, КОТОРЫЙ СЕЙЧАСНА РЕПИТЕ?
Альбом Наставшес/Лубенников — 'Опять нам будет сладко'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Фем искусство 70-80-х.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Не давать непрошенных советов.

Катя Яценко

Начиналось все с курса по основам живописи и рисунка в Суриковском институте параллельно с бакалавриатом по журналистике в РУДН, а закончилось ИСИ Иосифа Бакштейна. В промежутке были курсы по иллюстрации детской книги (очень люблю детские рисунки!), стажировка в арт-пространстве Mediamatic в Амстердаме и много общения с художниками. В Амстердаме моя соседка, дизайнерка одежды отдала мне пару кусков ткани, которая была ей не нужна, и я сделала из них текстильного червя и маски. После я решила продолжить шить и придумывать проекты.

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ?
Мне было интересно поработать с Алиной Гуткиной и узнать больше про перформативные практики, чтобы делать более продуманные проекты, когда работаю с телом. Наверное, еще я ждала классного опыта пребывания в резиденции с другими художницами, и все сбылось!

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
Сейчас я делаю проект-лабораторию про растения и тактильность. Уже два года хожу и трогаю разные растения на улице, изучаю разные фактуры руками и глазами, поэтому решила совместить прошлый и новый опыт и предложить зрителям тоже посмотреть на растения с другой стороны.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Чтобы подсветить разные темы и помочь посмотреть на вещи под другим углом.

УСПЕШНЫЙ ХУДОЖНИК — ЭТО?
Тот, который продолжает делать искусство и исследовать темы, которые его завораживают, несмотря на то, нравится это другим или нет.

ФИЛЬМ И КНИГА?
'Влюбленные с нового моста' и другие фильмы Леоса Каракса, он классно играет с темой эстетического восприятия. Jane Bennett 'Vibrant Matter: A Political Ecology of Things'.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ВАС НА РЕПИТЕ?
Moby — 'We are all made of stars'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Современное искусство, начиная с 1920-х, и то, что художники и художницы делают сегодня.

ЛУЧШИЙ СОВЕТ СЕБЕ И ДРУГИМ?
Не останавливайся!

Юля Арсен

Я танцую с детства, но во 'взрослой жизни' долгое время надеялась заниматься чем-то другим, потому что родители сказали, что хореографы умирают в канавах от голода — меня мощно это напугало. Но потом я все равно оказалась 'на обочине' с депрессией от того, что живу не свою жизнь, и в 26 лет уехала учиться в Германию: сначала в Мюнхен в Iwanson Contemporary dance school, а потом уже в SOZO vision in motions — небольшую школу в Касселе, где давали очень много свободы, и можно было полюбить движение, а не только научиться технике.

ПОЧЕМУ ВЫ ПОДАЛИ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ?
Чтобы вдохновиться и иметь возможность приходить и делать то, что хотела бы. Любому художнику, чтобы сделать проект, классно иметь место, где ты можешь быть сконцентрированным. Еще в данном проекте интересует наличие лекций и какой-то совместной образовательной тусовки, это супер важно и вдохновляюще.

КАКИЕ ПРОЕКТЫ СЕЙЧАС В РАБОТЕ?
Сейчас у меня в процессе 2 спектакля с лучшими со-авторками (один про ностальгию и лето, другой про миф о материнстве), коллаборация с композитором и художницей (про работу памяти), еще одна коллаборация с художником и фантазии на тему перформанса для нашей финальной выставки в 'Открытых студиях' (тут что-то про повторение, усталость, формальность эмоций и техно).

ЗАЧЕМ НУЖНО ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Затем же, зачем и в несовременном: кому-то до соплей нравится рисовать и танцевать, кому-то нравится потусить на выставке, кому-то интересно все это продавать, а кому-то просто вдруг становится чуть-чуть полегче от того, что все это есть.

ЧЬЯ ОЦЕНКА ВАЖНА ДЛЯ ХУДОЖНИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО?
Было бы здорово, чтобы ничья. Но это долгий путь.

ФИЛЬМ И КНИГА?
Я очень люблю фильм 'Великая красота'. А из книг — 'Невыносимая легкость бытия'.

ТРЕК, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ У ВАС НА РЕПИТЕ?
Последнее время, если все ок, то Boston Boy — 'Missing you', если впереди непростой день, то Hector Oaks — 'No darkest night will shut our light'.

САМАЯ БЛИЗКАЯ ВАМ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ?
Вроде в начале ХХ века неплохо тусовались.

Открытые студии — проект, объединяющий принципы мастерской, резиденции и арт-школы одновременно и предлагающий современное пространство для творчества и работы. Запущен Фондом поддержки современного искусства 'Винзавод' в рамках стратегического направления New Names.

Адрес: 4-й Сыромятнический пер., д. 1/8
Время работы: Ежедневно: 12.00 — 21.00
Вход свободный.

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: КАТЯ ТЮМЕНЬЕВА

17 September, 2021