Computer Love: четыре художницы и художника, любящих компьютерную эстетику
Автор: Дмитрий Белкин
Фото: предоставлены героями материала
Обложка: Саша Язов
19 December, 2022
Поколения компьютеров меняются с такой же скоростью как поколения вдохновляющихся их эстетикой художников. Для молодых авторов доступен целый ряд визуальных ориентиров — пост-интернет, искусственный интеллект, ностальгия по нулевым, big data. Четыре художника и художницы, для которых компьютер уже не только место, но и тема работы, рассказали Объединению о своем пути в искусстве, любимых видеоиграх и творческих неудачах.
Аня Фельдман
Художница. Работает в придуманной ею стилистике MMORPG-art. Выпускница художественного училища им. Шадра в Екатеринбурге. Живет и работает между Москвой и Екатеринбургом.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?
Я много лет посвятила фломастерам и выработала свою технику, по которой меня узнают. К сожалению, такую графику тяжело хранить и экспонировать. Из-за этих трудностей я решила начать свой путь заново и теперь использую масло. Уверена, что выработаю уникальный стиль еще раз.
КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?
Когда в реальной жизни мне становится грустно, я могу быстро скрыться, сев за компьютер. За ним я исследую вымышленные миры, их разновидности и людей внутри них. Мои картинки, музыка, игры — из них я создаю свою прекрасную вселенную, и она отражается в творчестве.
РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.
Когда мне было восемь лет, дома уже точно был компьютер. Я играла в ролевые игры наподобие «Гарри Поттер и узник Азкабана», где надо много бродить по локациям. Помню, меня чрезвычайно завораживала идея, что за текстурами скрывается продолжение, какой-то иной неразгаданный мир, который недоступен, а я могу лишь за ним подглядывать. Мне до сих пор кажется, что я могу заглянуть за то, что показывает экран компьютера, узнать какую-то тайну.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Мне не нравится такая постановка вопроса, потому что она предполагает определенных авторов. В моем случае с конкретными художниками я прохожу лишь часть своего творческого пути. В какой-то момент они рядом со мной, потом начинают нравиться меньше.
Больше всего я теряю голову от случайно найденных в сети объектов или изображений, иногда без авторства. И вот эти вещи коллективного безымянного творца в интернете вечны, всегда со мной.
РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.
Мой путь начался с негативного опыта обучения академическому ремеслу в художественном училище. Я считаю, академизм тогда покалечил мою индивидуальность, но я уверена, что перерасту тот опыт и обращу в свое преимущество.
Хаcсан Мустафин
Художник, музыкант. Участник панк-джаз группы «Сольвычегодск». Создает живописные коллажи из образов промышленного дизайна, научной иллюстрации, мемов и музыкальных постеров. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?
Мой основной материал — простыни «Каждый День» из «Ашана», пишу по ним строительными красками для стен. Это самый удобный и дешевый способ. Материалы сопротивляются и всегда получается немного не то, что ты хочешь. Люблю, когда так происходит.
КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?
Образы из видеоигр, наклейки от жвачки и прочая поп-культура, которую я использую, — это впечатления из детства. Они до сих пор самые яркие. Ничего нового в моей голове с тех пор и не появилось.
РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.
Компьютер у меня появился в десятом классе, и на нем я только и делал, что играл целыми днями. А сейчас компьютер я воспринимаю как телевизор и ворую из него образы. Он довольно старый и еле работает.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Мои любимчики — это акционист Psof и группа «Синие Носы». Люблю сочетание красивого, грубого и веселого.
РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.
Как-то пролил краску на брюки и тапочек.
Саша Язов
Художник. Иронически переосмысляет компьютерную эстетику 2000-х, используя найденные в Интернете скриншоты из видеоигр. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?
В основном, это синтез аэрографии и внутриигровой фотографии. Первое раскрывает второе. Но я на этом не останавливаюсь и стараюсь изощряться дальше.
КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?
Первый раз она появилась в моем творчестве, когда в детском саду я пытался рисовать по воспоминаниям из игр. Потом более осознанно начал к этому подходить уже около 16 лет. Помню, сидел дома, синтезировал фракталы в голове, и вдруг стало скучно. Тогда и решил, что пора становиться true artist. Я тогда часто подмечал, что все мои сверстники будто заколдованы. Все одержимы и перенасыщены виртуальным и игровым опытом. Поэтому решил отстраниться и взглянуть на игровой мир при помощи искусства, которым занимался всегда.
РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.
С ранних лет мы со старшим братом ходили в компьютерный клуб. А когда мне было около шести лет, у меня появился свой персональный компьютер с большим монитором.
Но в клуб я продолжал ходить еще почти всю школу. Делал в нем то же самое, что делаю сейчас у себя дома перед монитором — откисаю.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Мои топ-3 в живописи: Алекс Колвилл, Ханс Руди Гигер, Мауриц Эшер. Из современных художников на меня очень повлияла ранняя Рута Мерк.
РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.
Хочется сказать смешную общую фразу, что все творчество состоит из неудач, но был особый случай, когда я передышал аэрозольной краской в закрытом помещении. После этого у меня началась странная аллергия, лицо очень сильно опухло. Я выглядел так, словно мне 65 лет, и все эти годы я пил без остановки. Дошло до отека горла, из-за которого стало тяжело дышать. Повезло, что меня вовремя откачали! Не беречь здоровье было самым большим творческим fail-ом.
Саша Якутина
Художница. Осмысляет проблематику медийного перепроизводства изображений, создавая многофигурные цифровые коллажи из стоковых фотографий. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?
Обычно мои работы — это цифровые коллажи из фото- и видеофрагментов, взятых из Интернета. Я накладываю на них видеоэффекты и делаю большие серийные композиции.
КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?
Мне нравится создавать нереалистичные обстоятельства и образы, которые вызывают чувство зловещей долины. И компьютер этому запросу отлично отвечает.
РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.
Компьютер у меня появился примерно в 12 лет, и в то время я только развлекалась: сидела в ВКонтакте и качала вирусы. Но потом, когда в художественной школе стало уж совсем скучно, я полностью ушла в компьютер. В основном делала рисованные анимации, мультфильмы и гифки. Позже было немного кривое 3D, и меня тогда даже успели показать на «2x2». В какой-то момент я заинтересовалась нейросетями, и именно они подсказали мой сегодняшний визуальный язык и технику.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Я люблю Джона Рафмана и его нейросетевые работы, как он включает в них видео-мемы, скриншоты из Google Maps. Обожаю AES+F, это гениальные русские художники, которые, используя эстетику модной и рекламной фотографии, покорили весь мир. Еще не могу не упомянуть любимых постановочных фотографов — это Бернар Фокон и Райан Шуде.
РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.
Главная неудача — это незаконченная коллаборация с Томми Кэшем. Те силы и энергия, направленные в будущее, так ни к чему и не привели.
Автор: Дмитрий Белкин
Фото: предоставлены героями материала
Обложка: Саша Язов
19 December, 2022