Computer Love: четыре художницы и художника, любящих компьютерную эстетику

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Саша Язов

19 December, 2022

Поколения компьютеров меняются с такой же скоростью как поколения вдохновляющихся их эстетикой художников. Для молодых авторов доступен целый ряд визуальных ориентиров — пост-интернет, искусственный интеллект, ностальгия по нулевым, big data. Четыре художника и художницы, для которых компьютер уже не только место, но и тема работы, рассказали Объединению о своем пути в искусстве, любимых видеоиграх и творческих неудачах.

Аня Фельдман

Художница. Работает в придуманной ею стилистике MMORPG-art. Выпускница художественного училища им. Шадра в Екатеринбурге. Живет и работает между Москвой и Екатеринбургом.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Я много лет посвятила фломастерам и выработала свою технику, по которой меня узнают. К сожалению, такую графику тяжело хранить и экспонировать. Из-за этих трудностей я решила начать свой путь заново и теперь использую масло. Уверена, что выработаю уникальный стиль еще раз.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Когда в реальной жизни мне становится грустно, я могу быстро скрыться, сев за компьютер. За ним я исследую вымышленные миры, их разновидности и людей внутри них. Мои картинки, музыка, игры — из них я создаю свою прекрасную вселенную, и она отражается в творчестве.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

Когда мне было восемь лет, дома уже точно был компьютер. Я играла в ролевые игры наподобие «Гарри Поттер и узник Азкабана», где надо много бродить по локациям. Помню, меня чрезвычайно завораживала идея, что за текстурами скрывается продолжение, какой-то иной неразгаданный мир, который недоступен, а я могу лишь за ним подглядывать. Мне до сих пор кажется, что я могу заглянуть за то, что показывает экран компьютера, узнать какую-то тайну.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Мне не нравится такая постановка вопроса, потому что она предполагает определенных авторов. В моем случае с конкретными художниками я прохожу лишь часть своего творческого пути. В какой-то момент они рядом со мной, потом начинают нравиться меньше.
Больше всего я теряю голову от случайно найденных в сети объектов или изображений, иногда без авторства. И вот эти вещи коллективного безымянного творца в интернете вечны, всегда со мной.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Мой путь начался с негативного опыта обучения академическому ремеслу в художественном училище. Я считаю, академизм тогда покалечил мою индивидуальность, но я уверена, что перерасту тот опыт и обращу в свое преимущество.

  • Аня Фельдман,
    Аня Фельдман, "Dream about the lunar node". 2022. Холст, масло. 55×55. Работа написана для благотворительного аукциона «Веха».
  • Аня Фельдман, «Плененный амфиптерий». 2021. Керамика, ангоб. Фото: Аня Марченкова
    Аня Фельдман, «Плененный амфиптерий». 2021. Керамика, ангоб. Фото: Аня Марченкова
  • Аня Фельдман, «СМЕРТЬ». 2020. Бумага, фломастер, смешанная техника
    Аня Фельдман, «СМЕРТЬ». 2020. Бумага, фломастер, смешанная техника
  • Аня Фельдман, «Сожжение Мирового древа». 2022. Холст, масло. 100×170
    Аня Фельдман, «Сожжение Мирового древа». 2022. Холст, масло. 100×170

Хаcсан Мустафин

Художник, музыкант. Участник панк-джаз группы «Сольвычегодск». Создает живописные коллажи из образов промышленного дизайна, научной иллюстрации, мемов и музыкальных постеров. Живет и работает в Москве.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Мой основной материал — простыни «Каждый День» из «Ашана», пишу по ним строительными красками для стен. Это самый удобный и дешевый способ. Материалы сопротивляются и всегда получается немного не то, что ты хочешь. Люблю, когда так происходит.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Образы из видеоигр, наклейки от жвачки и прочая поп-культура, которую я использую, — это впечатления из детства. Они до сих пор самые яркие. Ничего нового в моей голове с тех пор и не появилось.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

Компьютер у меня появился в десятом классе, и на нем я только и делал, что играл целыми днями. А сейчас компьютер я воспринимаю как телевизор и ворую из него образы. Он довольно старый и еле работает.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Мои любимчики — это акционист Psof и группа «Синие Носы». Люблю сочетание красивого, грубого и веселого.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Как-то пролил краску на брюки и тапочек.

  • Хасcан Мустафин, «Без названия». 2022. Бязь, акрил
    Хасcан Мустафин, «Без названия». 2022. Бязь, акрил
  • Хасcан Мустафин, «Без названия». 2021. Бязь, акрил
    Хасcан Мустафин, «Без названия». 2021. Бязь, акрил
  • Хаcсан Мустафин, «Без названия». 2020. Бязь, акрил
    Хаcсан Мустафин, «Без названия». 2020. Бязь, акрил

Саша Язов

Художник. Иронически переосмысляет компьютерную эстетику 2000-х, используя найденные в Интернете скриншоты из видеоигр. Живет и работает в Москве.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

В основном, это синтез аэрографии и внутриигровой фотографии. Первое раскрывает второе. Но я на этом не останавливаюсь и стараюсь изощряться дальше.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Первый раз она появилась в моем творчестве, когда в детском саду я пытался рисовать по воспоминаниям из игр. Потом более осознанно начал к этому подходить уже около 16 лет. Помню, сидел дома, синтезировал фракталы в голове, и вдруг стало скучно. Тогда и решил, что пора становиться true artist. Я тогда часто подмечал, что все мои сверстники будто заколдованы. Все одержимы и перенасыщены виртуальным и игровым опытом. Поэтому решил отстраниться и взглянуть на игровой мир при помощи искусства, которым занимался всегда.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

С ранних лет мы со старшим братом ходили в компьютерный клуб. А когда мне было около шести лет, у меня появился свой персональный компьютер с большим монитором.
Но в клуб я продолжал ходить еще почти всю школу. Делал в нем то же самое, что делаю сейчас у себя дома перед монитором — откисаю.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Мои топ-3 в живописи: Алекс Колвилл, Ханс Руди Гигер, Мауриц Эшер. Из современных художников на меня очень повлияла ранняя Рута Мерк.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Хочется сказать смешную общую фразу, что все творчество состоит из неудач, но был особый случай, когда я передышал аэрозольной краской в закрытом помещении. После этого у меня началась странная аллергия, лицо очень сильно опухло. Я выглядел так, словно мне 65 лет, и все эти годы я пил без остановки. Дошло до отека горла, из-за которого стало тяжело дышать. Повезло, что меня вовремя откачали! Не беречь здоровье было самым большим творческим fail-ом.

  • Саша Язов,
    Саша Язов, "puppy and duck". 2022. Холст, акрил. 40×50
  • Саша Язов,
    Саша Язов, "puppy". 2021. Холст, акрил. 40×60
  • Саша Язов,
    Саша Язов, "Street view 3". Холст, акрил. 50×70
  • Саша Язов,
    Саша Язов, "de_rats3". 2022. Холст, акрил. 120×140

Саша Якутина

Художница. Осмысляет проблематику медийного перепроизводства изображений, создавая многофигурные цифровые коллажи из стоковых фотографий. Живет и работает в Москве.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Обычно мои работы — это цифровые коллажи из фото- и видеофрагментов, взятых из Интернета. Я накладываю на них видеоэффекты и делаю большие серийные композиции.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Мне нравится создавать нереалистичные обстоятельства и образы, которые вызывают чувство зловещей долины. И компьютер этому запросу отлично отвечает.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

Компьютер у меня появился примерно в 12 лет, и в то время я только развлекалась: сидела в ВКонтакте и качала вирусы. Но потом, когда в художественной школе стало уж совсем скучно, я полностью ушла в компьютер. В основном делала рисованные анимации, мультфильмы и гифки. Позже было немного кривое 3D, и меня тогда даже успели показать на «2x2». В какой-то момент я заинтересовалась нейросетями, и именно они подсказали мой сегодняшний визуальный язык и технику.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Я люблю Джона Рафмана и его нейросетевые работы, как он включает в них видео-мемы, скриншоты из Google Maps. Обожаю AES+F, это гениальные русские художники, которые, используя эстетику модной и рекламной фотографии, покорили весь мир. Еще не могу не упомянуть любимых постановочных фотографов — это Бернар Фокон и Райан Шуде.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Главная неудача — это незаконченная коллаборация с Томми Кэшем. Те силы и энергия, направленные в будущее, так ни к чему и не привели.

  • Саша Якутина,
    Саша Якутина, "Aqua". 2022. Цифровой коллаж
  • Саша Якутина,
    Саша Якутина, "Dinner". 2022. Цифровой коллаж
  • Саша Якутина,
    Саша Якутина, "Breakfast". 2022. Цифровой коллаж
ИНТЕРВЬЮ

Автор: Дмитрий Белкин

Фото: предоставлены героями материала

Обложка: Саша Язов

19 December, 2022