Computer love: four artists in love of the computer aesthetics

INTERVIEW

Author: Dmitry Belkin

Photos: provided by the heroes of the article

Cover: Sasha Yazov

19 December, 2022

The generations of computers change with the same speed as the generations of the artists inspired by computers change. There’s a variety of visual references for the young authors: the post-internet, artificial intelligence, 2000s nostalgia, big data and more. Four artists, who consider the computer not only a tool, but a theme for their work too, told The Gathering about their paths in the art, favorite video games and some creative failures.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Аня Фельдман

Художница. Работает в придуманной ею стилистике MMORPG-art. Выпускница художественного училища им. Шадра в Екатеринбурге. Живет и работает между Москвой и Екатеринбургом.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Я много лет посвятила фломастерам и выработала свою технику, по которой меня узнают. К сожалению, такую графику тяжело хранить и экспонировать. Из-за этих трудностей я решила начать свой путь заново и теперь использую масло. Уверена, что выработаю уникальный стиль еще раз.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Когда в реальной жизни мне становится грустно, я могу быстро скрыться, сев за компьютер. За ним я исследую вымышленные миры, их разновидности и людей внутри них. Мои картинки, музыка, игры — из них я создаю свою прекрасную вселенную, и она отражается в творчестве.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

Когда мне было восемь лет, дома уже точно был компьютер. Я играла в ролевые игры наподобие «Гарри Поттер и узник Азкабана», где надо много бродить по локациям. Помню, меня чрезвычайно завораживала идея, что за текстурами скрывается продолжение, какой-то иной неразгаданный мир, который недоступен, а я могу лишь за ним подглядывать. Мне до сих пор кажется, что я могу заглянуть за то, что показывает экран компьютера, узнать какую-то тайну.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Мне не нравится такая постановка вопроса, потому что она предполагает определенных авторов. В моем случае с конкретными художниками я прохожу лишь часть своего творческого пути. В какой-то момент они рядом со мной, потом начинают нравиться меньше.
Больше всего я теряю голову от случайно найденных в сети объектов или изображений, иногда без авторства. И вот эти вещи коллективного безымянного творца в интернете вечны, всегда со мной.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Мой путь начался с негативного опыта обучения академическому искусству в художественном училище. Я считаю, академизм тогда покалечил мою индивидуальность, но я уверена, что перерасту тот опыт и обращу в свое преимущество.

  • Аня Фельдман,
    Аня Фельдман, "Dream about the lunar node". 2022. Холст, масло. 55×55. Работа написана для благотворительного аукциона «Веха».
  • Аня Фельдман, «Плененный амфиптерий». 2021. Керамика, ангоб. Фото: Аня Марченкова
    Аня Фельдман, «Плененный амфиптерий». 2021. Керамика, ангоб. Фото: Аня Марченкова
  • Аня Фельдман, «СМЕРТЬ». 2020. Бумага, фломастер, смешанная техника
    Аня Фельдман, «СМЕРТЬ». 2020. Бумага, фломастер, смешанная техника
  • Аня Фельдман, «Сожжение Мирового древа». 2022. Холст, масло. 100×170
    Аня Фельдман, «Сожжение Мирового древа». 2022. Холст, масло. 100×170

Хасан Мустафин

Художник, музыкант. Участник панк-джаз группы «Сольвычегодск». Создает живописные коллажи из образов промышленного дизайна, научной иллюстрации, мемов и музыкальных постеров. Живет и работает в Москве.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Мой основной материал — простыни «Каждый День» из «Ашана», пишу по ним строительными красками для стен. Это самый удобный и дешевый способ. Материалы сопротивляются и всегда получается немного не то, что ты хочешь. Люблю, когда так происходит.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Образы из видеоигр, наклейки от жвачки и прочая поп-культура, которую я использую, — это впечатления из детства. Они до сих пор самые яркие. Ничего нового в моей голове с тех пор и не появилось.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

Компьютер у меня появился в десятом классе, и на нем я только и делал, что играл целыми днями. А сейчас компьютер я воспринимаю как телевизор и ворую из него образы. Он довольно старый и еле работает.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Мои любимчики — это акционист Psof и группа «Синие Носы». Люблю сочетание красивого, грубого и веселого.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Как-то пролил краску на брюки и тапочек.

  • Хасан Мустафин, «Без названия». 2022. Бязь, акрил
    Хасан Мустафин, «Без названия». 2022. Бязь, акрил
  • Хасан Мустафин, «Без названия». 2021. Бязь, акрил
    Хасан Мустафин, «Без названия». 2021. Бязь, акрил
  • Хасан Мустафин, «Без названия». 2020. Бязь, акрил
    Хасан Мустафин, «Без названия». 2020. Бязь, акрил

Саша Язов

Художник. Иронически переосмысляет компьютерную эстетику 2000-х, используя найденные в Интернете скриншоты из видеоигр. Живет и работает в Москве.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

В основном, это синтез аэрографии и внутриигровой фотографии. Первое раскрывает второе. Но я на этом не останавливаюсь и стараюсь изощряться дальше.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Первый раз она появилась в моем творчестве, когда в детском саду я пытался рисовать по воспоминаниям из игр. Потом более осознанно начал к этому подходить уже около 16 лет. Помню, сидел дома, синтезировал фракталы в голове, и вдруг стало скучно. Тогда и решил, что пора становиться true artist. Я тогда часто подмечал, что все мои сверстники будто заколдованы. Все одержимы и перенасыщены виртуальным и игровым опытом. Поэтому решил отстраниться и взглянуть на игровой мир при помощи искусства, которым занимался всегда.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

С ранних лет мы со старшим братом ходили в компьютерный клуб. А когда мне было около шести лет, у меня появился свой персональный компьютер с большим монитором.
Но в клуб я продолжал ходить еще почти всю школу. Делал в нем то же самое, что делаю сейчас у себя дома перед монитором — откисаю.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Мои топ-3 в живописи: Алекс Колвилл, Ханс Руди Гигер, Мауриц Эшер. Из современных художников на меня очень повлияла ранняя Рута Мерк.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Хочется сказать смешную общую фразу, что все творчество состоит из неудач, но был особый случай, когда я передышал аэрозольной краской в закрытом помещении. После этого у меня началась странная аллергия, лицо очень сильно опухло. Я выглядел так, словно мне 65 лет, и все эти годы я пил без остановки. Дошло до отека горла, из-за которого стало тяжело дышать. Повезло, что меня вовремя откачали! Не беречь здоровье было самым большим творческим fail-ом.

  • Саша Язов,
    Саша Язов, "puppy and duck". 2022. Холст, акрил. 40×50
  • Саша Язов,
    Саша Язов, "puppy". 2021. Холст, акрил. 40×60
  • Саша Язов,
    Саша Язов, "Street view 3". Холст, акрил. 50×70
  • Саша Язов,
    Саша Язов, "de_rats3". 2022. Холст, акрил. 120×140

Саша Якутина

Художница. Осмысляет проблематику медийного перепроизводства изображений, создавая многофигурные цифровые коллажи из стоковых фотографий. Живет и работает в Москве.

В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ?

Обычно мои работы — это цифровые коллажи из фото- и видеофрагментов, взятых из Интернета. Я накладываю на них видеоэффекты и делаю большие серийные композиции.

КАК ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ЭСТЕТИКУ В ТВОРЧЕСТВЕ?

Мне нравится создавать нереалистичные обстоятельства и образы, которые вызывают чувство зловещей долины. И компьютер этому запросу отлично отвечает.

РАССКАЖИ ПРО СВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ДЕТСТВО.

Компьютер у меня появился примерно в 12 лет, и в то время я только развлекалась: сидела в ВКонтакте и качала вирусы. Но потом, когда в художественной школе стало уж совсем скучно, я полностью ушла в компьютер. В основном делала рисованные анимации, мультфильмы и гифки. Позже было немного кривое 3D, и меня тогда даже успели показать на «2x2». В какой-то момент я заинтересовалась нейросетями, и именно они подсказали мой сегодняшний визуальный язык и технику.

НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?

Я люблю Джона Рафмана и его нейросетевые работы, как он включает в них видео-мемы, скриншоты из Google Maps. Обожаю AES+F, это гениальные русские художники, которые, используя эстетику модной и рекламной фотографии, покорили весь мир. Еще не могу не упомянуть любимых постановочных фотографов — это Бернар Фокон и Райан Шуде.

РАССКАЖИ О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НЕУДАЧЕ.

Главная неудача — это незаконченная коллаборация с Томми Кэшем. Те силы и энергия, направленные в будущее, так ни к чему и не привели.

  • Саша Якутина,
    Саша Якутина, "Aqua". 2022. Цифровой коллаж
  • Саша Якутина,
    Саша Якутина, "Dinner". 2022. Цифровой коллаж
  • Саша Якутина,
    Саша Якутина, "Breakfast". 2022. Цифровой коллаж
INTERVIEW

Author: Dmitry Belkin

Photos: provided by the heroes of the article

Cover: Sasha Yazov

19 December, 2022