Кто это придумал и как это работает: команда музея современного искусства АРТ4

ИНТЕРВЬЮ

Фото: Варвара Топленникова

Автор: Ирина Герасимова

14 May, 2024

Этой весной в АРТ4 — первом частном музее современного искусства в России — происходят перемены. В марте директорами музея стали Лена Фадеева и Алина Чичикова, со-основательницы галереи fābula. Уже в апреле АРТ4 поделился планами на ближайшее будущее — перезапуск в формате арт-хаба «ТУПИК».

Мы поговорили с командой об объединяющих ценностях, работе на стыке музея и галереи, арт-хабе «ТУПИК» и его резидентах.

Игорь Маркин и Лиза Бобкова

Игорь Маркин

основатель музея АРТ4

КАКАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЯЕТ КОМАНДУ АРТ4?

Делать людям красиво.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ ЧАСТНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ?

Получить публику.

ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ АРТ4?

Я бы по цене это определил. «Моцарт» Эрика Булатова.

КАК МОЛОДЫЕ ХУДОЖНИКИ, НАЧИНАЮЩИЕ КАРЬЕРУ, МОГУТ ПОПАСТЬ В КОЛЛЕКЦИЮ МУЗЕЯ?

Я мало покупаю молодых в связи с политическим кризисом.

КТО ПРИДУМЫВАЕТ ИДЕИ ДЛЯ ВЫСТАВОК?

Чаще всего художники, если речь идет о персональных проектах.

Лиза Бобкова

художница, куратор ярмарки ТУПИК, проходящей в АРТ4

КАКАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЯЕТ КОМАНДУ АРТ4?

Быть лучшими и делать в искусстве то, что другим неудобно, страшно, терзают сомнения.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ ЧАСТНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ?

Быть частным музеем современного искусства. Но вообще ничего сложного, когда у тебя есть идея, и ты за ней идешь вместе со своей командой.

ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ АРТ4?

Согнутая испорченная латунная работа Лизы Бобковой.

ДЛЯ КОГО И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЯРМАРКА ТУПИК?

Она нужна для нас всех, чтобы вносить разнообразие в клишированные образы взаимодействия внутри современного искусства в России. Она прежде всего нужна для художников, которые могут продавать свои работы, минуя галереи. Это площадка для свободного взаимодействия.

Лена Фадеева

Лена Фадеева

директор АРТ4

КАКАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЯЕТ КОМАНДУ АРТ4?

У нас относительно небольшая, я бы сказала, компактная команда, в которой у каждого «игрока» своя роль и четко очерченный пул задач. Мне нравится такая горизонтальная система, еще работая с командой fābula мы с Алиной пришли к выводу, что очень важно учитывать специфику и личные таланты каждого: четкое разделение зон ответственности мотивирует, а когда человек делает то, что любит, результат тоже получается вдохновляющим.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ ЧАСТНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ?

В России, в отличие от Европы, практически нет понимания такой типологии в сфере искусства как «частная коллекция». Они присутствуют, но не выделяются в общем поле. Само название «музей» ассоциируется с государственными музеями, а это тоже создает путаницу. В работе с частной коллекцией самое сложное, думаю, сохранять баланс. Мы открыты для посетителей и проводим экскурсии как музей, при этом мы участвуем в ярмарках и ведем коммерческую деятельность как галерея. Так как мы не государственная, а независимая площадка, то у нас нет внешних источников финансирования. Это дает нам свободу в планировании выставочной программы, но и диктует определенные обязательства по долгосрочному планированию финансов.

ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ АРТ4?

Мне сложно выделить «любимчиков», точнее, они периодически меняются, как и экспозиция в зеленом кабинете. Сейчас, например, я засматриваюсь на шикарного Булатова (Моцарт, 1991). Еще я нежно отношусь к ультра-современным работам в коллекции Игоря Маркина. Например, меня каждый раз радует работа Саши Лемиша из серии Surfing (2023), а на ярмарке |catalog| моим личным хитом стала работа Артема Филатова Life is Over (2022).

ВЫ НЕДАВНО ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К КОМАНДЕ, ЖДАТЬ ЛИ ПЕРЕМЕН В СТРУКТУРЕ И РАБОТЕ МУЗЕЯ?

Да, мы с Алиной недавно встали за штурвал музея и действительно готовим ряд нововведений. Визуальный код музея, как и его внешний вид, очень стабильны. Наиболее корректным в данной ситуации нам кажется «дозировать» перемены, вводить новые визуальные и смысловые элементы постепенно, а не устраивать глобальную революцию. Так получилось, что с нашим приходом сильно обновилась команда музея — к нам присоединились Ира и Илья. Ира — филолог по образованию, будет заниматься задачами, связанными с PR и SMM. Илья — художник, а также довольно долгое время работал в сфере продакшна в искусстве, он будет отвечать за технические задачи и работу с резидентами.

КАКИЕ ПЛАНЫ ПО РАЗВИТИЮ АРТ ХАБ, ПОЧЕМУ РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ ТАКУЮ СТРУКТУРУ?

Пространство музея теперь будет функционировать как арт-хаб «ТУПИК». Каждый месяц мы будем показывать новые проекты резидентов хаба, а музей АРТ4 станет полноправным участником хаба. В программе АРТ4, которой мы также занимаемся, появится много новых проектов и имен. Stay Tuned!

Алина Чичикова

Алина Чичикова

директор АРТ4

КАКАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЯЕТ КОМАНДУ АРТ4?

Влюбленность в искусство.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ ЧАСТНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ?

Мы стараемся сохранять баланс между работой с коллекцией и поиском новых ярких самобытных художников, которые выступали бы на уровне с большими именами. У основателя музея, Игоря Маркина, очень легкий и свежий взгляд на искусство и хорошая интуиция при выборе новых художников. Поэтому наш музей не боится экспериментировать и показывать новые имена, до этого не институционализированные.

ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ АРТ4?

На последней выставке «Горком графиков» меня поразили работы Олега Васильева из цикла «На черной бумаге» (1994-1997 годы) удивительно тонкие, нежные и проницательные. Еще мне очень запомнилась графическая серия Эдуарда Гороховского из серии «Портреты художников» (1995-2000 годы) с изображением всех основных акторов художественной сцены того периода. В работах многих художников прослеживается портретирование своих коллег. Очевидно, что связь и взаимодействие друг с другом в их сообществе были очень важны, мне это показалось очень трогательным.

ЧЕМ АРТ4 ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ГАЛЕРЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ?

АРТ4 — это, в первую очередь, музей, причем первый в России музей современного искусства, организованный частным образом, во многом приходилось изобретать свои правила. У музея большая коллекция, с которой можно ознакомиться онлайн на нашем сайте, довольно часто происходят выставки с работами из коллекции. При этом у нас есть что-то от галерейной структуры — мы участвуем в ярмарках, занимаемся своим пулом художников. Для меня АРТ4 — это гибридный проект. Я всегда мечтала работать в музее, но при этом мне ближе галерейный темп работы. Получается, что в музее АРТ4, пусть и для многих непривычный, но очень интересный формат. Теперь мы еще ведем проект Арт-хаба «ТУПИК», а это отдельный набор задач, который радует большим объемом коммуникации внутри среды современного искусства.

ЧТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБ АРТ4, ЧТОБЫ ЗАХОТЕТЬ ПРИЙТИ?

Думаю, что стоит один раз прийти на наши проекты, после этого наверняка захочется вернуться.

Ира Соколова

Ира Соколова

smm-специалист и менеджер

КАКАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЯЕТ КОМАНДУ АРТ4?

Красота это важно.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ ЧАСТНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ?

Наверное, как и в любом бизнесе – маркетинг.

ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ АРТ4?

Обожаю Арину Франк и Matiush First! И фотографа Полину Рукавичкину – недавно в коллекции появилась ее работа.

СОЦСЕТИ ЭТО ЦЕНТР КОММУНИКАЦИИ МУЗЕЯ. ЧТО ДЛЯ ВАС ВАЖНО В ЭТОЙ КОММУНИКАЦИИ?

Перед тем, как прийти работать в АРТ4, я давно была подписана на соц.сети музея и всегда любила его человечный и живой tone-of-voice. Здесь никогда не выстраивали холодный фасад, как это часто бывает в соц.сетях институций. Мне кажется, что дух АРТ4 это бунтарство, свобода, бесстрашие — я вижу своей главной задачей сейчас сохранить это ощущение. На предыдущих местах работы часто приходилось укрощать в себе живое (corporate girls поймут!), а здесь снова привыкаю говорить о том, что правда люблю.

МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ВОКРУГ АРТ4 СФОРМИРОВАНО СВОЕ СООБЩЕСТВО И ЕСЛИ ДА, ТО ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИХ ЛЮДЕЙ?

Точно да. Наши посетители это живые и умные люди с хорошим вкусом.

Илья Аболемов

Илья Аболемов

продюсер выставок

КАКАЯ ИДЕЯ ОБЪЕДИНЯЕТ КОМАНДУ АРТ4?

Это хороший вопрос. Наша команда собралась совсем недавно, и в суете открытий мы не успели сформулировать общее кредо. Однако, мне видится, что для каждого из нас работа в сфере искусства это что-то больше, чем просто работа. Для меня современное искусство это та сфера, в которой экзистенциальные вопросы перестали беспокоить. Кто я такой, на что трачу свою молодость, в чем смысл жизни? Искусство позволило обсудить эти вопросы. Я работаю в музее потому что считаю это социально значимым.

ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ ЧАСТНОГО МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ?

Пожалуй, все культурные институции сейчас испытывают внутреннюю цензуру. Сложно говорить о важном, с ощущением, что ты стоишь на минном поле.

ЕСТЬ ЛИ ЛЮБИМАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКЦИИ АРТ4?

В коллекции собраны потрясающие работы авторов разных лет. Нравится очень многое, выделю по авторам: Юрий Злотников, Олег Целков, Алладин Гарунов, Франциско Инфанте; из поколения 90-х — Лиза Бобкова, Артем Филатов, Дима Филиппов. Ох... как остановиться в перечислении… С коллекцией можно ознакомиться на сайте АРТ4.

ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ ПРОДЮСЕР ВЫСТАВОК?

Продюсер отвечает за коммуникацию со всеми участниками, а также организует техническое обеспечение проекта. Задачи разнообразные, зачастую требующие креативного подхода.

ЕСТЬ ЛИ ПРИНЦИП, СОГЛАСНО КОТОРОМУ БУДУТ СОЕДИНЯТЬСЯ УЧАСТНИКИ ВЫСТАВОК АРТ-ХАБА?

В первую очередь участников арт-хаба должен отличать профессиональный подход. Это базовое требование, позволяющее собирать на площадке качественный контент. Для нас важно показывать современное искусство в своем многообразии, однако, профессионализм — это то, чего мы ждем от потенциальных резидентов.

ИНТЕРВЬЮ

Фото: Варвара Топленникова

Автор: Ирина Герасимова

14 May, 2024