СВОДЫ / 'ГЭС-2'

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: АЛЕКСАНДР МОЗГОВОЙ

ФОТОГРАФ: ГЛЕБ ЛЕОНОВ / V–A–C

ФОТОГРАФ: НАТАЛЬЯ КОГАН

04 May, 2021

'Своды' – современное пространство-производство в самом центре Москвы, которое скоро откроется на территории Дома культуры 'ГЭС-2' фонда V–A–C. Это место даст возможность воспользоваться мощностями проекта: современным оборудованием и поддержкой профессиональных мастеров. По нашей просьбе Александр Мозговой поговорил с руководителем Центра художественного производства 'Своды' Людмилой Фрост о мастерских в эпоху ковида, синтезе технологий и искусства, а также о философии пространства.

Расскажите об архитектуре 'Сводов': что это вообще такое? Как мне известно, это восстановленные складские помещения.
Людмила: Да, вы совершенно правы. 'Своды' — это историческое здание, которое было построено в 1868 году Смирновым (известный производитель водки) для того, чтобы хранить там свою продукцию. Долгое время это были складские помещения, а потом, во время СССР, здание перешло во владение ГЭС-2, и там располагались административные офисы. Причем изменился и внешний облик сооружения: на него настроили своеобразные 'коробки' — стандартное явление советской эпохи — и своды были скрыты. Поэтому первое, что мы увидели, были как раз бетонные административные здания. Мы думали над тем, чтобы снести их, но когда увидели, что внутри сохранилось историческое здание, было принято решение сохранить его. В конечном итоге все лишние надстройки были убраны, а своды вновь открыли свою красоту для окружающих. Когда архитекторами RPBW разрабатывался проект реставрации и восстановления здания, учитывался его исторический контекст, и был сохранен красный кирпич. Единственное, мы заменили фасад окнами, что позволило добиться эффекта сквозного света: то есть вы можете видеть не только то, что происходит внутри, но, к примеру, и березовую рощу, которая окружает ГЭС-2.

Насколько 'Своды' отвечают требованиям современного арт-пространства?
В процессе реставрации мы сначала думали создать в 'Сводах' выставочное пространство, но пришли к тому, что складское производственное помещение должно сохранить в себе свой функционал. Поэтому там будут располагаться мастерские, пространство-производство, в которое не только художники, но и любые профессионалы своего дела смогут прийти и воспользоваться расположенными там станками. Мы решили, что мастерские должны быть максимально разнообразными, поэтому провели несколько круглых столов с художниками, инженерами и архитекторами, чтобы иметь представление о современной повестке: над чем интересно работать людям, какое оборудование сейчас востребовано. Исходя из этих интервью, мы организуем столярную и слесарную мастерские, в которых можно будет заниматься не только деревом или металлом, но и пластиком. Будут керамическая и текстильная мастерские (не только швейные машинки, но и цифровой жаккардовый станок TC2), 3D-принтеры. Мы также оснащаем сейчас студию шелкографии, фотолабораторию, аудио- и видеостудии с комнатой звука, оборудованной hi-end-аппаратурой. Поэтому это вообще не арт-пространство.

Скажите, какие коррективы внесет ковидная эпоха в работу 'Сводов'?
Конечно, ковидные ограничения обязательно будем учитывать — без них никак. Но нам немного легче, так как речь идет о небольших пространствах: в одной мастерской нельзя будет находиться более чем трем людям одновременно — а это уже само по себе означает соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Размер мастерской в среднем 60 м², поэтому 3-4 человека могут совершенно легко поместиться в одной мастерской, не пересекаясь друг с другом.

То, что будет производиться в 'Сводах', мне представляется неким синтезом современного искусства и технологий.
На самом деле мы нацелены на то, чтобы предоставить наши возможности не только людям, которые связаны с искусством, но и более широкому кругу. Мы нацелены на инженеров, которые создают прототипы своих устройств, на архитекторов и дизайнеров, которым нужно проводить свои эксперименты. Нет устремления заниматься именно синтезом искусства и современных технологий — мы смотрим немного шире на все это. У нас будут программы поддержки специалистов, но мы хотим, чтобы и художник, который приходит к нам, смотрел более обширно на ту область, в которой он специализируется. Например, к нам может прийти керамист с потребностью заниматься синтезом керамики и пластика или керамики и звука, и он это сможет сделать у нас. Мы скорее про синтез и про междисциплинарность.

  • Промышленный робот KUKA — современная роботизированная рука средней грузоподъемности — это ядро универсальной слесарно-столярной ячейки 'Сводов'. Благодаря высокотехнологичным насадкам, интегрированным с роботом (шпиндель для фрезеровки, экструдер для 3D-печати пластиком) KUKA может создавать крупногабаритные объекты из дерева, легких металлов, пластика, поролона и др.
    Промышленный робот KUKA — современная роботизированная рука средней грузоподъемности — это ядро универсальной слесарно-столярной ячейки 'Сводов'. Благодаря высокотехнологичным насадкам, интегрированным с роботом (шпиндель для фрезеровки, экструдер для 3D-печати пластиком) KUKA может создавать крупногабаритные объекты из дерева, легких металлов, пластика, поролона и др.

Хотелось бы узнать и об организационных аспектах: как будет устроена работа в 'Сводах', как будет проходить отбор тех, кто сможет воспользоваться вашими мастерскими? Это будет конкурсная основа или свободный доступ для всех?
У нас будет несколько программ, нацеленных на широкую публику, но это будут конкурсные истории. Одна из них называется 'ColLab' — направление на поддержку 10 человек, работающих на наших мощностях в течение полугода. Цель — создание междисциплинарного сообщества. Люди подают заявки, они знают, что хотят сделать, но смотрят шире на возможности 'Сводов' и свои возможности, и готовы к совместной работе и диалогу с другими участниками. Мы хотим, чтобы эти 10 человек, придя поодиночке, в конечном итоге нашли какие-то точки пересечения. Для нас будет счастьем, если конечный результат объединит их всех. То есть мы опять приходим к синтезу. Программа стартует уже в сентябре, и мы надеемся, что это отзовется в людях, а нам позволит найти единомышленников, которые захотят развиваться и коммуницировать в общей среде.
Вторая программа ориентирована на большее количество участников. Она называется 'Клуб друзей Сводов'. Мы рассчитываем, что в год сможем принять от 80 до 100 человек. Это люди, которым не хватает возможностей для создания своего проекта, а мы их можем предоставить. Человек подает заявку, описывает свой проект, и если он проходит отбор, мы пускаем его к нам, даем наши станки, предлагаем помощь мастера.

Есть ли аналоги таких 'Сводов' в мире и в России в частности?
Именно такого подобного пространства — нет. Есть похожие студии, мастерские при вузах, но их специфика в том, что они дают возможность пользоваться своими мощностями только студентам. Мы нацелены скорее на тех, кто уже выпустился, и на данный момент у них нет доступа к подобным мастерским и оборудованию. Мы понимаем, что это наша целевая аудитория: выпускники и молодые специалисты, но очевидно, что список будет расширяться. В Европе такие истории тоже больше нацелены на студентов. В Москве есть мастерские, но они маленькие и дают ограниченные возможности. Мы хотим дать редкое оборудование, доступ к которому трудно найти даже в России. Например, для текстильной мастерской мы привозим жаккардовый станок из Норвегии. Такого станка в нашей стране нет, мы первые его привезли и сертифицировали. Также мы даем возможность использовать роборуку KUKA, которая будет заниматься 3D-печатью больших форматов. В фотолаборатории будет оборудование для широкоформатной печати (формат достигает 1,8 м в длину), оборудование для ручной печати (формат 1 м в ширину) — свободного доступа к такому оборудованию в России практически нет.
Мы старались по всем мастерским сделать выборку оборудования, к которому обычный пользователь если и может получить доступ, то с большим трудом. У нас же все зависит только от уровня способностей и профессионального бэкграунда человека, который решил воспользоваться тем или иным станком.

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: АЛЕКСАНДР МОЗГОВОЙ

ФОТОГРАФ: ГЛЕБ ЛЕОНОВ / V–A–C

ФОТОГРАФ: НАТАЛЬЯ КОГАН

04 May, 2021