Новые лица: знакомьтесь, резиденты «Выксы»

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Кристина Майер

Фото: предоставлены героями материала

20 December, 2023

Формат арт-резиденций — чрезвычайно важный и тонкий механизм по поддержке художников. Формально, до 2019 года история с арт-резиденциями в России была скорее разрозненна, а сами резиденции появлялись спорадически — силами частных инициатив, благотворительных фондов или же самоорганизаций. В 2019 году возникла Ассоциация арт-резиденций, которая объединила профессиональное сообщество. С тех пор резиденции в России продолжают объединяться — летом 2023 года Центром «800» и правительством Нижнего Новгорода была инициирована целая экосистема, состоящая из 5 институций в Нижегородской области: студия «Тихая», галерея «9Б», галерея современного искусства «Futurо», ЦСИ «Терминал» и арт-резиденция в Выксе, где до 15 января проходит опен-колл на новый набор.

А мы разбираемся в истории арт-резиденций: о подводных камнях, требованиях от художников и возможностях рассказываем сами и спрашиваем у художниц-резиденток «Выксы» Насти Жегал и Маши Обуховой.

История

Арт-резиденции — европейское наследие. Специфичные аналоги мобильности художников можно было встретить еще в эпоху Возрождения. В Германии, например, странствующие или бродячие ремесленники перемещались по Европе в поисках новых доходов. В XIX же веке начали разрастаться целые колонии художников-единомышленников. Их философией стала необходимость личного пространства и времени для реализации художественных затей — право на автономность художественных затей.

Колонии и послужили прототипом для похожих инициатив в России. Так, главные фавориты художественной сцены начала ХХ века — Серов, Коровин и Репин уединялись на несколько месяцев со своими практиками в усадьбе Абрамцево, которая встречала их отдельными и довольно функциональными мастерскими: гончарная, текстильная и столярная. В окружении природных ландшафтов вдали от города работалось легче.

Эта долгоиграющая формула успеха проигрывается и в нынешних резиденциях. Иногда вполне традиционно: POLENOVO A-I-R в Тульской области находится, как раз, в усадьбе и предлагает одному участнику провести уединенные дни в своих мастерских с бесплатным питанием и персональной квартирой. Но для достижения одиночества во благо концентрации есть и более радикальные пути. Полярная арт-резиденция PolArt находится в Норильске и проводит открытый конкурс один раз в самое суровое время года — зиму. Признаемся честно, это отличная проверка художественной мотивации.

Требования от художников обычно стандартны. Институции просят участие в публичной программе (артист-толк — самый популярный формат) и финальную выставку или любое участие в ней.

Бывает, что резидентам тяжело сориентироваться на новом месте и подготовить качественное художественное знание за пару месяцев. А иногда художники вообще никогда не имели опыта создания проекта за такой короткий срок. И это момент истины, когда кураторы могут показать всю свою гибкость и профессиональную стойкость. Например, в 2018 году Уральская резиденция в Доме Метенкова принимала художницу из Амстердама Анику Шварцлозе — свои прошлые выставки Аника готовила минимум 2 года, и честно призналась, что за несколько месяцев итогового проекта показать не сможет. Тогда в Доме Метенкова показали процесс подготовки художественного знания. Вместо готового продукта посетителям демонстрировали изнанку выставки: чтение, исследование и поиск фактуры. Художник — это не только хулиган и экспериментатор, но еще и ученый.

Конечно, формат резидентства справедливо подвергается критике. Какие-то резиденции предлагают короткое двухнедельное проживание на территории, а кто-то отказывается подстраиваться под человека, приехавшего в резиденцию, ожидая от него лишь результата пребывания (желательно поскорее). Но, в сухом остатке, резиденции учат сообщество тому, что художественная практика, вообще-то, полноценная работа. И для нее точно также важно личное пространство, дисциплина и даже финансирование.

Настя Жегал

художница-резидентка «Выксы»

ОПИШИ СЕБЯ 5 СЛОВАМИ.

Фактура, мхи, лень, алкогольное опьянение и свет.

ОЧЕНЬ ПОЭТИЧНО. МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ?

Основная особенность заключается в том, что мне нравится работать с хрупким и недолговечным материалом. То есть, часть работ созданы из хлеба, а он имеет свойство сильно трансформироваться и разрушаться, к нему подселяются какие-то новые сущности в виде жучков. В рамках этой резиденции я начала работать с поролоном и гипсом, которые тоже имеют хрупкую и пористую структуру.

А СКОЛЬКО ТЫ УЖЕ В РЕЗИДЕНЦИИ?

Без четырех дней будет два месяца. Я задержалась из-за выставочного проекта, были некоторые обстоятельства с бассейном, который я сейчас здесь выставляю. Получается, что у меня такой плавный выход из резиденции. Сложно расставаться. Мое сердечко осталось в Выксе.

НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ТЫ УКАЗЫВАЛА В ЗАЯВКЕ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО ТЕПЕРЬ ПОКАЗЫВАЮТ В ВЫКСЕ?

Они отличаются по форме, но по тематике сохраняют какую-то общую структуру. Конечно, прошло очень много времени, больше полугода, с момента подачи заявки до моего приезда.

А ТЕБЯ СВЯЗЫВАЛО ЧТО-ТО С ВЫКСОЙ ДО ТОГО, КАК ТЫ СЮДА ПРИЕХАЛА? НЕ БЫЛО СТРАХА САЙТ-СПЕЦИФИЧНОСТИ РЕЗИДЕНЦИИ?

Меня с Выксой ничего не связывало. Перед тем, как подать заявку, я думала съездить сюда, чтобы все было по-честному. Но поездка сорвалась, и я просто попыталась воспроизвести что-то искреннее в заявке. И, безусловно, ожидание и реальность во многом могут не совпадать. Когда ты находишься в новом месте, то начинаешь жить заново. Один поход в продуктовый магазин, а ты уже прокладываешь новый маршрут. Влияет само место. Сайт-специфичность точно возникнет в художественной практике, если ты уже здесь.

И ТОЧНО ФОРМИРУЮТСЯ НОВЫЕ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ. А КАК ТЫ ВИДИШЬ ВЫСТАВКУ СВОЕЙ МЕЧТЫ КАК ХУДОЖНИЦА?

Надеюсь, что это будет через несколько десятков лет, что-то масштабное. Как будто это какой-то путь, где нет конкретной цели. Ты просто движешься. Например, до выксунской резиденции я не работала с большим размером и объемом, а благодаря кураторской поддержке попробовала и теперь не знаю, как я все это буду проворачивать в Москве, где мастерская сильно меньше. Что касается выставки мечты, то мне нравится вписывать пространство в свою работу, создавать условие для зрителя, где он может разыскивать что-то.. Поиск вообще очень интересный процесс, схожий с детским освоением мира. Надеюсь, выставка мечты будет не скоро, но она будет классной.

КАКИЕ ЗАДАЧИ У ТЕБЯ БЫЛИ ПО ПРИЕЗДЕ В РЕЗИДЕНЦИЮ?

Во-первых, не сойти с ума. Шучу. Важным было получить удовольствие, потому что формат work life balance сильно влияет на работу. Сейчас у меня в голове: «Я сделаю, но я еще и получу какие-то позитивные аффирмации». А Выкса очень располагает к ним. Ты ходишь по городу, а тут дедушки гоняют на великах по набережной, бабушки любуются видами. Смотришь и думаешь: «Чтоб я так жил». Здесь огромное укрытие для интровертов, потому что ты выходишь в будний день, а на улицах никого. Какие-то бесконечные сосны, водные просторы и белки. Здесь даже железнодорожного сообщения нет. Оазис.

Маша Обухова

художница-резидентка «Выксы»

ОПИШИ СЕБЯ 5 СЛОВАМИ.

Небо, слезы, музыка, выдох и монолог.

МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ?

По большей части я занимаюсь текстилем, хотя мне нравится использовать и видео, и звук. Хочу сейчас углубляться как раз в него. Но вообще все зависит от проекта. Я занимаюсь историей про персонажа — супергероиню, поэтому все довольно фигуративно. Мне интересен орнамент, и в резиденции я осознала это более четко. Травматичный опыт, который связан с детством, с материнством и с идентичностью в целом.

НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ТЫ УКАЗЫВАЛА В ЗАЯВКЕ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО ТЕПЕРЬ ПОКАЗЫВАЮТ В ВЫКСЕ?

Проект, который я описала в заявке, был максимально абстрактным. Я до этого никогда не была в Выксе, из-за этого было очень сложно сориентироваться. И когда я уже начала обсуждать свой проект про супергероинь с Кристиной, то подумала, что этот героический образ может быть универсален. Условно, можно найти и исследовать супергероинь в Выксе или сконструировать миф об этой супергероине. Уже здесь я нашла какое-то подспорье: ходила в краеведческий музей и зацепилась за письмо девушки, затем начала раскрывать невидимость женщин, рассказывать о бытовых героинях, которые занимаются значимым делом, справляются с трудностями, воспитывают детей или действуют вопреки жизненным обстоятельствам. Это же тоже героизм. И вся моя работа строится на рождении и проявлении героини, то есть не нарративной линий героических поступков, а на формировании силы для этих поступков.

А КАК ТЫ ВИДИШЬ СЕБЯ ИДЕАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ КАК ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА?

Мне кажется, визуальная составляющая важна. Впервые попав на выставку, мой глаз ищет визуальной зацепки — будь то интересная живописная находка, свет или дизайн этикетки. Красота — это, конечно, понятие очень относительное, поэтому хочется какой-то интриги, интереса, благодаря которому я не ухожу с выставки, а иду изучать ее дальше. Следующая составляющая хорошей выставки для меня — это ясный кураторский текст, мысль без витиеватых предложений. В целом, если выставка — это единый организм, а не просто перечисление работ, то она для меня интересна и идеальна в какой-то степени.

А КАК ХУДОЖНИЦА?

Что-то глобальное, большое. Мне хотелось бы сделать выставку, состоящую из нескольких частей. Чтобы все соединилось в одну цельную историю. Очень хочется чтобы моя история про супергероиню была такой. Я, во многом, мыслю в своей художественной практике главами. Допустим, сейчас, в Выксе, это будет первая глава — формирование и зарождение, затем будет механика действия супергероини, потом какое-то переосмысление, смерть и перерождение. Обычно так всегда и бывает по всем канонам.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ?

Я считаю резиденции важной поддержкой для художников. Помимо очевидной смены локации и мощной концентрации на рабочих процессах, важным кажется гонорар и своя мастерская. Так как не у всех художников есть возможность снимать студию и посвящать большую часть жизни работе в ней. То есть резиденция — это, можно сказать, легальный способ превратить занятия искусством в полноценную работу. Также погружение в местный контекст стимулирует к новым идеям или к пересмотру старых идей и концепций. Это как один из недостающих кусочков большого пазла для проекта. По крайней мере, так было у меня.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Кристина Майер

Фото: предоставлены героями материала

20 December, 2023