New faces: meet the residents of “Vyksa”
The art residency format is an extremely important and subtle mechanism for supporting artists. Formally, until 2019, the history of art residencies in Russia was rather scattered, and the residencies themselves appeared sporadically — through private initiatives, charitable foundations, or self-organizations. In 2019, the Association of Art Residences emerged, which united the professional community. Since then, residences in Russia have continued to unite — in the summer of 2023, the 800 Center and the government of Nizhny Novgorod initiated an entire ecosystem consisting of 5 institutions in the Nizhny Novgorod region: the Tikhaya studio, the 9B gallery, the Futuro contemporary art gallery, Center for Contemporary Art “Terminal” and art residence in Vyksa, where a new open call is taking place until January 15.
In the article below, we dive into the history of art residences: talking about pitfalls, requirements from artists and opportunities ourselves and asking Vyksa resident artists Nastya Zhegal and Masha Obukhova.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
История
Арт-резиденции — европейское наследие. Специфичные аналоги мобильности художников можно было встретить еще в эпоху Возрождения. В Германии, например, странствующие или бродячие ремесленники перемещались по Европе в поисках новых доходов. В XIX же веке начали разрастаться целые колонии художников-единомышленников. Их философией стала необходимость личного пространства и времени для реализации художественных затей — право на автономность художественных затей.
Колонии и послужили прототипом для похожих инициатив в России. Так, главные фавориты художественной сцены начала ХХ века — Серов, Коровин и Репин уединялись на несколько месяцев со своими практиками в усадьбе Абрамцево, которая встречала их отдельными и довольно функциональными мастерскими: гончарная, текстильная и столярная. В окружении природных ландшафтов вдали от города работалось легче.
Эта долгоиграющая формула успеха проигрывается и в нынешних резиденциях. Иногда вполне традиционно: POLENOVO A-I-R в Тульской области находится, как раз, в усадьбе и предлагает одному участнику провести уединенные дни в своих мастерских с бесплатным питанием и персональной квартирой. Но для достижения одиночества во благо концентрации есть и более радикальные пути. Полярная арт-резиденция PolArt находится в Норильске и проводит открытый конкурс один раз в самое суровое время года — зиму. Признаемся честно, это отличная проверка художественной мотивации.
Требования от художников обычно стандартны. Институции просят участие в публичной программе (артист-толк — самый популярный формат) и финальную выставку или любое участие в ней.
Бывает, что резидентам тяжело сориентироваться на новом месте и подготовить качественное художественное знание за пару месяцев. А иногда художники вообще никогда не имели опыта создания проекта за такой короткий срок. И это момент истины, когда кураторы могут показать всю свою гибкость и профессиональную стойкость. Например, в 2018 году Уральская резиденция в Доме Метенкова принимала художницу из Амстердама Анику Шварцлозе — свои прошлые выставки Аника готовила минимум 2 года, и честно призналась, что за несколько месяцев итогового проекта показать не сможет. Тогда в Доме Метенкова показали процесс подготовки художественного знания. Вместо готового продукта посетителям демонстрировали изнанку выставки: чтение, исследование и поиск фактуры. Художник — это не только хулиган и экспериментатор, но еще и ученый.
Конечно, формат резидентства справедливо подвергается критике. Какие-то резиденции предлагают короткое двухнедельное проживание на территории, а кто-то отказывается подстраиваться под человека, приехавшего в резиденцию, ожидая от него лишь результата пребывания (желательно поскорее). Но, в сухом остатке, резиденции учат сообщество тому, что художественная практика, вообще-то, полноценная работа. И для нее точно также важно личное пространство, дисциплина и даже финансирование.
Настя Жегал
художница-резидентка «Выксы»
ОПИШИ СЕБЯ 5 СЛОВАМИ.
Фактура, мхи, лень, алкогольное опьянение и свет.
ОЧЕНЬ ПОЭТИЧНО. МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ?
Основная особенность заключается в том, что мне нравится работать с хрупким и недолговечным материалом. То есть, часть работ созданы из хлеба, а он имеет свойство сильно трансформироваться и разрушаться, к нему подселяются какие-то новые сущности в виде жучков. В рамках этой резиденции я начала работать с поролоном и гипсом, которые тоже имеют хрупкую и пористую структуру.
А СКОЛЬКО ТЫ УЖЕ В РЕЗИДЕНЦИИ?
Без четырех дней будет два месяца. Я задержалась из-за выставочного проекта, были некоторые обстоятельства с бассейном, который я сейчас здесь выставляю. Получается, что у меня такой плавный выход из резиденции. Сложно расставаться. Мое сердечко осталось в Выксе.
НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ТЫ УКАЗЫВАЛА В ЗАЯВКЕ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО ТЕПЕРЬ ПОКАЗЫВАЮТ В ВЫКСЕ?
Они отличаются по форме, но по тематике сохраняют какую-то общую структуру. Конечно, прошло очень много времени, больше полугода, с момента подачи заявки до моего приезда.
А ТЕБЯ СВЯЗЫВАЛО ЧТО-ТО С ВЫКСОЙ ДО ТОГО, КАК ТЫ СЮДА ПРИЕХАЛА? НЕ БЫЛО СТРАХА САЙТ-СПЕЦИФИЧНОСТИ РЕЗИДЕНЦИИ?
Меня с Выксой ничего не связывало. Перед тем, как подать заявку, я думала съездить сюда, чтобы все было по-честному. Но поездка сорвалась, и я просто попыталась воспроизвести что-то искреннее в заявке. И, безусловно, ожидание и реальность во многом могут не совпадать. Когда ты находишься в новом месте, то начинаешь жить заново. Один поход в продуктовый магазин, а ты уже прокладываешь новый маршрут. Влияет само место. Сайт-специфичность точно возникнет в художественной практике, если ты уже здесь.
И ТОЧНО ФОРМИРУЮТСЯ НОВЫЕ НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ. А КАК ТЫ ВИДИШЬ ВЫСТАВКУ СВОЕЙ МЕЧТЫ КАК ХУДОЖНИЦА?
Надеюсь, что это будет через несколько десятков лет, что-то масштабное. Как будто это какой-то путь, где нет конкретной цели. Ты просто движешься. Например, до выксунской резиденции я не работала с большим размером и объемом, а благодаря кураторской поддержке попробовала и теперь не знаю, как я все это буду проворачивать в Москве, где мастерская сильно меньше. Что касается выставки мечты, то мне нравится вписывать пространство в свою работу, создавать условие для зрителя, где он может разыскивать что-то.. Поиск вообще очень интересный процесс, схожий с детским освоением мира. Надеюсь, выставка мечты будет не скоро, но она будет классной.
КАКИЕ ЗАДАЧИ У ТЕБЯ БЫЛИ ПО ПРИЕЗДЕ В РЕЗИДЕНЦИЮ?
Во-первых, не сойти с ума. Шучу. Важным было получить удовольствие, потому что формат work life balance сильно влияет на работу. Сейчас у меня в голове: «Я сделаю, но я еще и получу какие-то позитивные аффирмации». А Выкса очень располагает к ним. Ты ходишь по городу, а тут дедушки гоняют на великах по набережной, бабушки любуются видами. Смотришь и думаешь: «Чтоб я так жил». Здесь огромное укрытие для интровертов, потому что ты выходишь в будний день, а на улицах никого. Какие-то бесконечные сосны, водные просторы и белки. Здесь даже железнодорожного сообщения нет. Оазис.
Маша Обухова
художница-резидентка «Выксы»
ОПИШИ СЕБЯ 5 СЛОВАМИ.
Небо, слезы, музыка, выдох и монолог.
МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ?
По большей части я занимаюсь текстилем, хотя мне нравится использовать и видео, и звук. Хочу сейчас углубляться как раз в него. Но вообще все зависит от проекта. Я занимаюсь историей про персонажа — супергероиню, поэтому все довольно фигуративно. Мне интересен орнамент, и в резиденции я осознала это более четко. Травматичный опыт, который связан с детством, с материнством и с идентичностью в целом.
НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ТЫ УКАЗЫВАЛА В ЗАЯВКЕ, ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО ТЕПЕРЬ ПОКАЗЫВАЮТ В ВЫКСЕ?
Проект, который я описала в заявке, был максимально абстрактным. Я до этого никогда не была в Выксе, из-за этого было очень сложно сориентироваться. И когда я уже начала обсуждать свой проект про супергероинь с Кристиной, то подумала, что этот героический образ может быть универсален. Условно, можно найти и исследовать супергероинь в Выксе или сконструировать миф об этой супергероине. Уже здесь я нашла какое-то подспорье: ходила в краеведческий музей и зацепилась за письмо девушки, затем начала раскрывать невидимость женщин, рассказывать о бытовых героинях, которые занимаются значимым делом, справляются с трудностями, воспитывают детей или действуют вопреки жизненным обстоятельствам. Это же тоже героизм. И вся моя работа строится на рождении и проявлении героини, то есть не нарративной линий героических поступков, а на формировании силы для этих поступков.
А КАК ТЫ ВИДИШЬ СЕБЯ ИДЕАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ КАК ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА?
Мне кажется, визуальная составляющая важна. Впервые попав на выставку, мой глаз ищет визуальной зацепки — будь то интересная живописная находка, свет или дизайн этикетки. Красота — это, конечно, понятие очень относительное, поэтому хочется какой-то интриги, интереса, благодаря которому я не ухожу с выставки, а иду изучать ее дальше. Следующая составляющая хорошей выставки для меня — это ясный кураторский текст, мысль без витиеватых предложений. В целом, если выставка — это единый организм, а не просто перечисление работ, то она для меня интересна и идеальна в какой-то степени.
А КАК ХУДОЖНИЦА?
Что-то глобальное, большое. Мне хотелось бы сделать выставку, состоящую из нескольких частей. Чтобы все соединилось в одну цельную историю. Очень хочется чтобы моя история про супергероиню была такой. Я, во многом, мыслю в своей художественной практике главами. Допустим, сейчас, в Выксе, это будет первая глава — формирование и зарождение, затем будет механика действия супергероини, потом какое-то переосмысление, смерть и перерождение. Обычно так всегда и бывает по всем канонам.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ?
Я считаю резиденции важной поддержкой для художников. Помимо очевидной смены локации и мощной концентрации на рабочих процессах, важным кажется гонорар и своя мастерская. Так как не у всех художников есть возможность снимать студию и посвящать большую часть жизни работе в ней. То есть резиденция — это, можно сказать, легальный способ превратить занятия искусством в полноценную работу. Также погружение в местный контекст стимулирует к новым идеям или к пересмотру старых идей и концепций. Это как один из недостающих кусочков большого пазла для проекта. По крайней мере, так было у меня.