Repeating the way: how young artists are rethinking video art
Photos and videos: by HSE ART GALLERY
Cover: from the work of Polina Karpova “triad”
04 October, 2023
For the second year, HSE ART GALLERY presents works of current contemporary artists and student projects on its site. The gallery’s exhibition season this year opens with the project “Repetition of the past?”, dedicated to experimental cinema, video art and animation. The exhibition includes works created by students and graduates of the HSE School of Design.
We spoke with six young artists participating in the exhibition about video art, inspiration, and what was important to tell the audience as part of the exhibition “Repetition of the Past?”
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Кирилл Васильев
Художник родом из Ижевска. Работает с видео, перформансом и танц-перформансом. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Как молодой художник, я стараюсь пробовать себя в разных техниках. За последние 2,5 года я работал с видео, перформансом, печатной графикой, тушью и акрилом. Сейчас мой интерес строится вокруг танц-перформанса.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ВИДЕОАРТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА?
Видеоарт для меня это разговор про экранные медиа. На фоне роя цифрового контента появляется желание делиться аномальными в своей простоте сюжетами. Ни одна из моих видеоработ в одиночку не выстояла бы конкуренции рекомендаций YouTube. Возможность показать их в галерее подсвечивает сокрытые за мейнстримом образы.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Мне понравился фанатский эдит, посвященный молодой фигуристке. Ее спросили: «Кто твой любимый фигурист?» — на что она ответила: «Я».
ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
Я работаю с тем, с чем встречаюсь в жизни. Для начального этапа в работах психология и личная терапия становились сюжетом для осмысления. На мой взгляд, в них содержится важная информация, переданная через людей и события. Она говорит о политических и экономических событиях, влияющих на жизни людей и общества, в котором мы живем.
ЧТО ТЕБЕ БЫЛО ВАЖНО РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЯМ В СВОЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫСТАВКИ «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
Мне было важно сказать зрителю и себе: ты важен! Преследуя идеи созависимости, я хотел сделать видимой ситуацию исключенности. В работе «№4» в нее попадают одинокие бабушки, бездомные, школьники — фигуры-призраки, собирающиеся вокруг детской площадки. Возможность активно видеть других людей и чутко к ним относиться становится важной идеей моих работ.
Мария Македонова
Художница работает с видеоартом и прикладным искусством, исследует тему баланса и равновесия. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИЦЫ?
Люблю все, что связано с «деланьем» руками, поэтому из последнего это шитье, ювелирное искусство, интересна работа с гипсом, а также все, что связано с видеоформатом.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ВИДЕОАРТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА?
Видеоарт — вид искусства, в котором, как мне кажется, есть большая свобода именно для художника. Для зрителя — отсутствие возможности увидеть всю работу целиком и судить о ней лишь по одному мимолетному фрагменту, так как чтобы охватить всю работу, ее смысл — нужно ждать. Для меня же это правильная рамка, в которой хочется искать и исследовать старое и новое.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Так вышло, что я не ориентируюсь на каких-либо определенных художников, обычно это могут быть люди даже не из сферы искусства, а просто искренне любящие свое дело, тем самым давая толчок к действию.
ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
Меня вдохновляют эмоции, чувства и жизнь; найти это удается в просмотре танцевальных постановок, прослушивании музыки и проживании собственных состояний.
ЧТО ТЕБЕ БЫЛО ВАЖНО РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЯМ В СВОЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫСТАВКИ «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
Моя работа про поиск стабильности, баланса и равновесия в разное время года, про вечный процесс, который вынужден постоянно повторяться. Видео зациклено, и в нем мне удается удержать это состояние, но в жизни так не бывает.
Полина Карпова
Художница родом из Абакана. Работает с видео, обращается к темам ментального здоровья, социальных отношений, детства, одиночества, поиска себя. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИЦЫ?
Мой главный медиум — видео. Мой интерес как художницы сконцентрирован на познании себя, на поиске способов прожить определенный опыт.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ВИДЕОАРТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА?
Для меня видеоарт — это искусство свободы. И в нем может быть все что угодно. Нет правил, нет сценария, даже наличие экрана только условность. Видеоарт — это динамика, движение, это разнообразие визуальных образов, эффектов, цветов, форм. Воображение может быть единственным ограничением. Видеоарт есть совокупность всего. Каждый человек искусства сможет найти в нем что-то свое.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Так вышло, что мой опыт насмотренности очень скудный, по сравнению с моими товарищами, и я верю, что в этом моя сила. Я предпочитаю делать так, как чувствуется, без ориентиров. Может быть, конечно, подражание все-таки случается неосознанно, но пока что я не ловила себя на таком. По крайней мере, мне бы хотелось как можно дольше придерживаться такой тактики.
ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
Сознание. Это главный источник всего. Меня поражает, как сознание существует, как воспринимает, анализирует информацию. Мне нравится копаться в моем сознании и сознании других, отыскивать необычное, уникальное, яркое. Любое событие проходит через восприятие человека и его мысли, поэтому можно сказать, что голова — источник всего искусства.
ЧТО ТЕБЕ БЫЛО ВАЖНО РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЯМ В СВОЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫСТАВКИ «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
Мне было важно поделиться опытом и сказать: я с вами, я вас понимаю! Хотелось, чтоб зритель подумал о своих «кругах ада». Когда делишься интимным, хочется почувствовать откровенность в ответ. С другой стороны, в процессе создания искусства автор создает отдельную вселенную и подселяет туда частичку себя, вот и мне хотелось оставить ту «меня» в своем отдельном мирке, пусть это и круги ада. Зритель в этом случае выступает свидетелем того, что этот мир существует, что ту «меня» видно и что та «я» имею ценность.
Сабина Байсарова
Художница работает с различными медиа, от инсталляции до перфоманса, и исследует тему малых этнических групп. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИЦЫ?
Через призму собственного опыта, документалистику и позицию «включенного наблюдателя» я исследую память, личное понимание культурного прошлого, корней и того, как события прошлого влияют на настройку визуального восприятия человека. Являясь частью малой этнической группы, я часто обращаюсь к историческому прошлому чеченского народа. Испытывая большой интерес к изучению различных культур, также пытаюсь разобраться, как их наследие влияет на формирование человека в среде. Художественная практика — это способ показать то, о чем трудно рассказать словами. Медиа, которые я использую, варьируются от инсталляции к перформансу и видеоарту, важным элементом которых также является звук.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ВИДЕОАРТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА?
Видеоарт для меня что-то промежуточное, это как способ запечатлеть что-то или попытка уловить, рассказывая через призму собственного видения. Он заставляет задержать внимание на тех вещах, которые обычно остаются не замеченными. С помощью видео получается сохранять определенную степень дистанции и в то же время вовлечения в тему.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Наверное, видеоработы Анри Сала, Франсис Алюс, Арая Расджармреарнсук, ранние работы Ренцо Мартинса. Если же о темах и визуальном языке, то меня привлекают такие художницы как Рэйчел Уайтред, Тереза Марголис, Мона Хатум, Дорис Сальседо. Но во многом я ориентируюсь на азиатский кинематограф, с присущей ему непохожестью на, условно называемый, запад, он помогает развить альтернативную насмотренность. В последнее время я часто пересматриваю фильмы Хон Сан Су, меня очень привлекает состояние подглядывающего за чужой жизнью, в котором ты находишься при просмотре его фильмов, и также визуальная простота. Можно сказать, что при просмотре моих видеоработ зритель испытывал нечто похожее.
ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
Не могу сказать, что есть какие-то конкретные вещи, которые меня вдохновляют. Идея для проекта чаще всего возникает совершенно случайно. Как-то я придумала проект, благодаря которому меня взяли в качестве участника на фестиваль современного искусства Северного Кавказа «Аланика 16», листая ленту в ТикТоке. Но мне нравится наблюдать за людьми: случайный жест или разговор может стать триггером для развития какой-то темы и впоследствии для создания работы.
ЧТО ТЕБЕ БЫЛО ВАЖНО РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЯМ В СВОЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫСТАВКИ «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
«Ни в чем не виновен» концентрируется на темах нестабильности, тоски по дому и отсутствия права решать свою судьбу. Важна она для меня, в первую очередь, потому что моим ближайшим родственникам пришлось пережить всю боль, связанную с оставлением своих родных мест без возможности вернуться. Письма, которые мне удалось прочитать, пропитаны отчаянием и страданиями. То, как чеченцы переживали свою трагедию в 40–50-е годы двадцатого века, ничем не отличается от того, как людям приходится переживать ее и в наше время. Своей работой, повествуя о частном случае, я хотела передать состояние тоски по дому.
Суржана Ширабдоржиева
Художница родом из Улан-Удэ. Работает в различных медиа: перформанс, паблик-арт, печатная графика, фотография, виртуальная реальность, однако главным инструментом пока что остается видеоарт. Учится и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИЦЫ?
Я люблю пробовать разные медиумы, но понятнее всего для меня работа с видео, с фотографией, с чем-то, что может фиксировать момент. К тому же, в последнее время меня тянет к документальности, так как воображать что-то кажется бессмысленным и не особо получается.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ВИДЕОАРТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА?
Мне кажется, что сильно он не отличается, видео — это такой же инструмент, как кисти, как глина, и разные художники могут совершенно по-разному его использовать. Однако, для меня, во многих видах искусства можно деформировать реальность или создавать свою на самом «холсте». А видеоарт может требовать деформации реальности в самой реальности, и это интересно! То есть чтобы что-то снять, нужно чтобы эта вещь была в настоящей жизни. Похоже на эффект наблюдателя, когда направляешь камеру, то происходит магия, объект съемки отрывается от своего контекста. Но, конечно, это про определенный вид видеоарта. А еще движущееся изображение завораживает само по себе.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Катерина Егорова.
ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
Меня очень вдохновляют мои друзья, которые создают прекрасные искренние вещи, несмотря на то, что так сложно что-либо делать в неопределенном тревожном состоянии.
А еще вдохновляет поддержка близких, новые места или занятия, о которых я думала, что не смогу прийти или не получится сделать.
ЧТО ТЕБЕ БЫЛО ВАЖНО РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЯМ В СВОЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫСТАВКИ «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
Мне хочется поделиться мыслью о том, что пытаться преодолеть тревожное состояние и двигаться в темном пространстве можно до бесконечности, по кругу, но эти вещи — темнота, неясность — никуда не уйдут. Это замкнутый круг, в котором если остановиться, то можно совсем заморозиться.
Слава Пак
Художник обращается к видео, игровым кино, в своих работах сплетает сновидения с реальностью, сознательное с бессознательным. Живет и работает в Москве.
В КАКИХ ТЕХНИКАХ ТЫ РАБОТАЕШЬ? НА ЧЕМ СКОНЦЕНТРИРОВАН ТВОЙ ИНТЕРЕС КАК ХУДОЖНИКА?
Я работаю со всем, что связано с движущимся изображением: игровое кино, видеоарт, клипы.
Как художника меня особенно интересуют темы сновидений, грани между реальным и воображаемым, работа памяти и подсознания. Для меня это главные объекты интерпретации, на основе которых я создаю свои работы.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ВИДЕОАРТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА?
Видео — это в целом очень мощный медиум, дающий огромное количество возможностей автору для высказывания (мне кажется, больше сейчас потенциально могут дать только видеоигры). При тех же технических возможностях как в игровом кино, видеоарт, на мой взгляд, предоставляет больше пространства для работы с чистой идеей, препарирования нарратива или вовсе отказа от него. Тут нет ограничений ни по форме, ни по содержанию. Нет четко устоявшейся традиции и жанровой системы.
НА КАКИХ ХУДОЖНИКОВ ТЫ ОРИЕНТИРУЕШЬСЯ?
Сатоси Кон, Дэвид Линч, Билл Виола.
ОТКУДА ТЫ ЧЕРПАЕШЬ ВДОХНОВЕНИЕ?
В процессе написания я постарался максимально вложить в него персональный опыт, поскольку считаю без него авторское высказывание не состоятельным. Проще говоря, фильм — «жиза» для меня самого. Пересобранная, тысячу раз обдуманная, обработанная и доведенная до абсурда, но «жиза».
ЧТО ТЕБЕ БЫЛО ВАЖНО РАССКАЗАТЬ ЗРИТЕЛЯМ В СВОЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ВЫСТАВКИ «ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО?»
Основную идею я вынес прямо в начале фильма цитатой: ”If it’s your job to eat a frog, it’s best to do it first thing in the morning”. Наткнувшись на эту цитату в абсолютно ином контексте (в видео про продуктивную продуктивность и успешный успех), я долго обдумывал, что она бы могла значить лично для меня. В итоге пришел к тому, что лучший способ передать метафору — показать ее буквально. Отсюда в фильме столько сюрреализма. Лягушки в нем — любой страх, мысль, опыт, не дающий покоя. Предлагаемое решение — не пытаться его подавить или игнорировать, а столкнуться с ним напрямую — съесть лягушку.
Photos and videos: by HSE ART GALLERY
Cover: from the work of Polina Karpova “triad”
04 October, 2023