V–A–C SREDA

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: НАДЯ ЛЫГИНА

29 January, 2021

Sreda – это новое медиа, которое появилось в прошлом году на платформе V–A–C. Одна из главных особенностей – новые материалы появляются каждую среду, а все прошлые материалы каждую среду исчезают. Таким образом, в любой момент времени возможно изучить всего три записи (еще одна особенность журнала) – прочитать текст, посмотреть художественную работу (например, сейчас это видео Андрея Шенталя – 'Нисхождение в грибное') и послушать подкаст.
Мы поговорили с редакцией журнала о перегруженности цифровым контентом, экспериментах в рамках Среды и развитии платформы.

Григорий Чередов, Анна Ильченко, Катерина Чучалина, Карен Саркисов

КАК ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ СДЕЛАТЬ ЖУРНАЛ, И КАК НА ЭТУ ИДЕЮ ПОВЛИЯЛА ПАНДЕМИЯ?
Фонд V–A–C довольно продолжительное время вынашивал идею обзавестись своим присутствием онлайн, но поначалу было не вполне ясно, как наиболее грамотно и осмысленно к этому подойти. Также существовал запрос наших иностранных коллег, которые постоянно спрашивали, чего бы такого почитать о современной российской культуре вне привычных инфоповодов. Наконец, финальным толчком оказалась пандемия, но к моменту ее наступления все уже и так было готово для запуска, поэтому она скорее сыграла роль спускового механизма. Название отсылает не только ко дню недели, когда появляются новые материалы и пропадают старые, но и к идее, что это гибридная платформа, среда, в которой разные вещи сосуществуют, так сказать, 'поверх барьеров', вне рамок формата, заранее сформулированной повестки или абстрактно понятой актуальности.

В ПЕРВОМ ВЫПУСКЕ СРЕДЫ В РАЗДЕЛЕ 'ЧИТАТЬ' ПРЕДЛАГАЛИ ЛЬВА ТОЛСТОГО – ПОЧЕМУ?
Нужно сказать, что сначала мы планировали запустить 'Среду' не раньше осени 2020 года – было много разных технических сложностей и концептуальных вопросов, которые, казалось, не удастся разрешить раньше. Но в марте весь мир ушел на самоизоляцию, и мы с коллегами поняли, что нужно стартовать как можно скорее – если не сейчас, то когда?

С самого начала одна из главных идей, определяющих идентичность 'Среды', заключалась в том, что тот самый 'нюанс' в наш взгляд на культуру и современность может привнести искусство. То есть мы всегда говорили о том, что хотим смотреть на самые разные аспекты культурного контекста именно через призму искусства. Поэтому трактат Льва Николаевича 'Что такое искусство?' показался нам логичной отправной точкой для путешествия 'Среды': хотя текст был написан почти 100 лет назад, в 2020 году он ничуть не утратил актуальности. В одной из глав Толстой говорит, что художник через произведения искусства способен 'заражать' людей своими эмоциями. В условиях разгорающейся пандемии эта мысль показалась удивительно релевантной – в том смысле, что искусство в очередной раз должно спасти мир и помочь людям пережить эти непростые времена.

ПОЧЕМУ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ СУЩЕСТВУЮТ РОВНО НЕДЕЛЮ, А ПОТОМ ПРОСТО ПРОПАДАЮТ?
В эпоху перегруженности цифровым контентом, когда все мы бесконечно что-то читаем, скроллим, шерим и скриним, не хотелось создавать очередной цифровой архив, который бесконечно пополняется все новой информацией.

Кроме того, мы подумали, что такое временное ограничение – если угодно, 'срок годности' материалов – плюс невозможность сохранить или скопировать их для ознакомления 'когда-нибудь потом' побудят читателей быстрее и охотнее реагировать на материалы. То есть на 'Среде' все максимально просто и лаконично: у тебя есть три типа материалов, которые доступны до определенного момента. И ты сразу понимаешь, что из этого хотел бы посмотреть, прочитать или послушать, и тебя не так пугает огромный вал информации, который обычно есть во всех современных медиа.

Ну и наконец, мы всегда хотели, чтобы 'Среда' была максимально гибкой и могла оперативно реагировать на актуальную культурную повестку. То есть сегодня мы можем вместе с Толстым размышлять о заражении искусством, а через неделю устроить фестиваль современной русской фемпоэзии в переводах на английский, приуроченный к выходу антологии в одном западном издательстве.

КАК ПРОИСХОДИТ ОТБОР ХУДОЖНИКОВ ДЛЯ РАЗДЕЛА 'СМОТРЕТЬ'?
Изначально существовали предзаданные формальные ограничения, связанные с просмотром художественной работы на экране. По этой причине мы публиковали преимущественно двухмерные форматы – видео и графика. Кроме того, что касается последнего, мы во многом вдохновлялись опытом графических изображений как сатирического, так и злободневного характера, которые можно встретить в таких изданиях, как The New Yorker. В нашем же случае мы хотели подчеркнуть самостоятельную ценность визуальной образности, которая бы реагировала на неоднозначность и противоречивость современности. Существовало несколько вариантов художественных работ – показ существующих работ и работ из коллекции фонда V–A–C, а также производство новых. Не было принципиальной разницы между художественным высказыванием состоявшегося художника или малоизвестного. Для нас обе эти точки зрения равноценны.

Были случаи, когда художники были инспирированы содержанием текстов, как, например, это было в случае с рисунком Влада Кручинского, который соотнес рассказ Кучинова о нутрициальной утопии академика Несмеянова с новостью о беспрецедентном падении цены на нефть марки WTI до отрицательной отметки весной 2020 года.
Таким образом некоторые работы реагировали на содержание текстов, другие – представляли собой самостоятельные высказывания. Запуск журнала пришелся на начало пандемии и многие новые художественные работы становились реакцией на режим самоизоляции и часто рефлексией на сложившуюся ситуацию.
С юридической точки зрения получается, что мы берем работу в аренду. И в случае производства новых работ все права остаются у художников.

КАК ПРОИСХОДИТ ПОИСК ТЕМ И СКОЛЬКО ВЫПУСКОВ ВПЕРЕД УЖЕ ПРОПИСАНО?
В прошлом году, первом для 'Среды' – мы, что называется, 'пустились во все тяжкие' – разброс тем был огромным, много экспериментов и много излишеств. Сетка тем была спланирована на год вперед, она составлялась редакцией с привлечением внешних участников и задавалась лонгридами. Остальные два элемента 'Среды' – подкасты и художественные работы – подбирались постепенно. Они всегда намеренно находятся от лонгрида на порядочном расстоянии, скорее контурно очерчивая центробежную орбиту, чем приближаясь центростремительно к лонгриду.
В этом году попробуем слегка зафиксировать основные интересы и направления, чтобы эти орбиты становились более явными и устойчивыми. Будем увеличивать количество материалов, изначально написанных на английском языке, чтобы довести их до половины. Открытие ГЭС-2 ('Дом Культуры ГЭС-2' на Болотной набережной – прим.ред.) даст много дополнительных причин и поводов для новых материалов, конечно, но 'Среда' все-таки была создана, чтобы максимально широко и пространно говорить о современной культуре, описывая ее за пределами как профессиональных художественных дисциплин, так и институциональной программы.

Даня Бельцов

ЗЕЛЬФИРА ТРЕГУЛОВА, ДАНИИЛ ТРАБУН, МАРИЯ КУВШИНОВА, НИКОЛАЙ РЕДЬКИН, АНДРЕЙ МАЛАХОВ – ВСЕ ЭТО ГОСТИ ВАШИХ ПОДКАСТОВ. КАК ПОЛУЧАЕТСЯ ИХ ВСЕХ ОБЪЕДИНЯТЬ?
Первый год жизни был у 'Среды' скорее лабораторным, экспериментальным, мы пытались задать себе некие пороговые значения и намеренно обращались к таким сюжетам и приглашали таких гостей, которых сложно представить в одном контексте. Это было немного похоже на встречу зонтика и швейной машинки на операционном столе, но зато нам удалось выяснить, какие материалы резонируют, какие оставляют равнодушным, а какие и вовсе вызывают недоумение. В дальнейшем разброса будет меньше, и идентичность журнала начнет четче прорисовываться. При этом надо сказать, что раздел с подкастами изначально мыслился как самый 'распущенный' из всех трех и более реактивный и отзывчивый к текущей обстановке. Отсюда сюрпризы никуда не денутся: например, в скором времени мы планируем испытать жанр нарративного подкаста и посмотреть, насколько это рабочий вариант в нашем случае.

КАК ЖУРНАЛ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?
Основные форматы, думаю, останутся теми же: художественные работы, тексты и подкасты. Но внутри них возможны некоторые изменения, трансформации и нововведения. Например, мы хотели подумать об определенных жанровых границах для художественных работ и определить список магистральных тем, вокруг которых будут выстраиваться тексты. Но все равно мы обязательно сохраним пространство для эксперимента и не исключено, что придумаем что-то совсем новое.

ЗАЧЕМ МЕДИА СЕГОДНЯ?
Вопрос 'зачем медиа сегодня' звучит совсем риторически, примерно как 'зачем электричество' – для циркуляции идей, образов и мнений, наверное. Нас скорее занимает вопрос, каким должно быть медиа культурной институции – есть несколько гипотез, надо их проверить, что мы и делаем.

Катерина Чучалина, Григорий Чередов

КОМАНДА 'СРЕДЫ'?
ДАНЯ БЕЛЬЦОВ
В 'Среде': Участвую в редколлегии, выбираю темы подкастов, обеспечиваю работу платформы.
В V–A–C: Младший редактор.
Любимый материал в 'Среде': Sreda Mix: Denis Riabov
Интересный сейчас проект: ruby yacht

АННА ИЛЬЧЕНКО
В 'Среде': Занимаюсь подборкой художественных работ.
В V–A–C: Куратор выставочных проектов и программы художественных резиденций.
Любимый материал в 'Среде': Нефть и желудок: нутрициальная утопия академика Несмеянова.
Интересная сейчас художница: Patricia Dominguez

КАРЕН САРКИСОВ
В 'Среде': Участвую в редколлегии, в основном отбираю темы подкастов и текстов.
В V–A–C: Куратор выставочных проектов и редактор книжных серий.
Любимый материал в 'Среде': Поэзия: Анна Макдональд
Интересная сейчас книга: Torrey Peters / Detransition, Baby

Карен Саркисов, Анна Ильченко

ГРИГОРИЙ ЧЕРЕДОВ
В 'Среде': Участвую в редколлегии, выбираю темы текстов и возможных авторов и переводчиков.
В V–A–C: Руковожу издательским отделом.
Любимый материал в 'Среде': Евгений Кучинов / Узлы Квесалида: путеводитель по эзотерическим НИИ Советского Союза
Интересная сейчас книга: Пидоренко В.П. / Стихотворения. Пидоренко В.П. / Гора трупов.

КАТЕРИНА ЧУЧАЛИНА
В 'Среде': Участвую в редколлегии.
В V–A–C: Куратор, руководитель кураторской группы.

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОГРАФИИ: НАДЯ ЛЫГИНА

29 January, 2021