«Cовременный танец — это среда, где есть место живому и непредсказуемому телу». Интервью с хореографами студии «Сдвиг»
Совместно с брендом Blizhe мы сделали съемку и интервью с танцовщицами и хореографами студии «Сдвиг». Поговорили о том, какие ритуалы им помогают поддерживать свое тело, как зрителям стоит относиться к современному танцу и что чувствовали сами танцовщицы во время съемки в купальниках.
С 28 июля по 13 августа пройдет фестиваль современного танца в Санкт-Петербурге «Танец без ума от себя и от любви», в ходе которого можно будет познакомиться с разными современными танцевальными практиками.
Маша Шешукова
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С ТЕЛОМ? КАК ИХ ИЗМЕНИЛ СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ?
Тело — это понятный инструмент. Обычно я точно знаю, что с ним происходит и что нужно сделать. Танец лишь подчеркнул то, что тело — это непросто картинка или визуальный образ. Это и есть движение, и оно происходит постоянно.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС КАКИЕ-ТО РИТУАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕМ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕЛО В ФОРМЕ, ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ, ЛУЧШЕ СЕБЯ СЛЫШАТЬ?
Ежедневная практика танца, йоги, растяжки и цигун. Еще не забывать хорошо питаться и пить воду.
ПОВЛИЯЛ ЛИ ОТКРЫТЫЙ КУПАЛЬНИК НА ВАШ ТАНЕЦ? КАК ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ, ИСПОЛНЯЯ ЕГО, БУДУЧИ БОЛЕЕ ОБНАЖЕННОЙ, ЧЕМ ОБЫЧНО?
У меня есть два танцевальных спектакля, где я танцую в купальнике. С трех лет я занималась художественной гимнастикой, поэтому купальник не новость. В танцевальном хорроре «Юша» мы с напарницей все время в купальнике и в накинутых сверху олимпийках. Это дает чувства «холодка на коже» и странный образ фигуры. В работе мы стремимся к превращению человеческого в ирреальное: мы специально задаем вопрос норме, идем в то, что может показаться мерзким, уродливым или невыносимым.
НА КАКИЕ МОМЕНТЫ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЬ, НАБЛЮДАЯ ВАШ ТАНЕЦ?
Танец — это легально и доступно. Танец доступен каждому, ведь тело каждого постоянно находится в движении — танцовщики лишь подчеркивают чувствительность или чуткость к каким-то моментам этого движения. Наблюдайте за тем, как работает интуиция и как путешествует взгляд, это и есть то самое.
КТО ИЗ МИРА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА ВДОХНОВЛЯЕТ ВАС?
Меня вдохновляют художники, которые работают с танцевальным исследованием, превращают смежные жанры и практики в танец. Например, такие танц-художницы как Ханна Ли Эрдман и Кристина Каприоли, хореограф Джулиен Хамильтон и московская танцевальная компания По.В.С.танцы.
Татьяна Заскалко
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С ТЕЛОМ? КАК ИХ ИЗМЕНИЛ СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ?
Я бы описала свои отношения с телом, как нечто сложное и постоянно изменяющееся — не без влияния социального контекста. И современный танец — это среда, где есть место живому и непредсказуемому телу, которое может иметь и принимать любые формы, не только те, которые соответствуют эстетическому «стандарту». Современный танец учит меня проживать и принимать разнообразие.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС КАКИЕ-ТО РИТУАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕМ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕЛО В ФОРМЕ, ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ, ЛУЧШЕ СЕБЯ СЛЫШАТЬ?
Совершать тонизирующие и восстановительные упражнения по утрам, достаточно спать, танцевать и не игнорировать сигналы организма.
ПОВЛИЯЛ ЛИ ОТКРЫТЫЙ КУПАЛЬНИК НА ВАШ ТАНЕЦ? КАК ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ, ИСПОЛНЯЯ ЕГО, БУДУЧИ БОЛЕЕ ОБНАЖЕННОЙ, ЧЕМ ОБЫЧНО?
Мне кажется, на мой танец влиял не сам купальник и большая степень обнажения, чем обычно, а непривычная для меня ситуация съемки. Потребовалось некоторое время, чтобы мой ум обжился в новых условиях. Когда я углубляюсь вниманием в практику, то тело проявляет работу воображения, и значимыми становятся в итоге образы или изменения в восприятии, которые возникают.
НА КАКИЕ МОМЕНТЫ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЬ, НАБЛЮДАЯ ВАШ ТАНЕЦ?
Когда я наблюдаю чей-то танец, мне всегда любопытно заметить, как этот танец меняет меня, как я переживаю танец другого или других, как между мной и танцующим возникает напряжение или коммуникация, как протекает наше совместное время. И я бы предложила зрителю обратиться вниманием к подобным переживаниям.
КТО ИЗ МИРА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА ВДОХНОВЛЯЕТ ВАС?
Мое большое и непреходящее вдохновение — это Триша Браун. Но вообще меня вдохновляет сам танец, танцующие люди, танцующие разное, все дерзкое, неожиданное, возникающее на стыке жанров и у границ привычных форм.
Анна Кравченко
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С ТЕЛОМ? КАК ИХ ИЗМЕНИЛ СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ?
Современный танец кардинально изменил отношения с телом: появилось больше понимания и принятия внутренней жизни и воли. И своего, и чужого — и этот процесс не останавливается, каждая новая работа, которую я делаю или вижу, проявляет новые аспекты того, как мы воспринимаем свою телесность.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС КАКИЕ-ТО РИТУАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕМ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕЛО В ФОРМЕ, ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ, ЛУЧШЕ СЕБЯ СЛЫШАТЬ?
Это скорее практики, чем ритуалы: зарядки утром, перед сном и в течение дня. Если я чувствую, что возникает лишнее напряжение, не заедаю или не запиваю его, а ищу какое-то положение в пространстве: прогуляюсь, прилягу, сделаю короткую танцевальную практику.
ПОВЛИЯЛ ЛИ ОТКРЫТЫЙ КУПАЛЬНИК НА ВАШ ТАНЕЦ? КАК ВЫ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ, ИСПОЛНЯЯ ЕГО, БУДУЧИ БОЛЕЕ ОБНАЖЕННОЙ, ЧЕМ ОБЫЧНО?
Да, я почувствовала разницу: четкость от прилегающей ткани и большего контакта кожи с воздухом.
НА КАКИЕ МОМЕНТЫ ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЬ, НАБЛЮДАЯ ВАШ ТАНЕЦ?
На себя в первую очередь. И на свои реакции — в том, как мы воспринимаем других, мне кажется, скрывается много откровений и потенциала к изменениям.
КТО ИЗ МИРА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА ВДОХНОВЛЯЕТ ВАС?
О, этих людей очень много! Мои учителя, коллеги, студенты. Если посоветовать конкретные имена, то это программа нашего фестиваля — все одобранные работы и их авторы меня безусловно вдохновляют: Альбина Вахитова, Даша Плохова, Женя Сизмина, Маша Шешукова, Юля Авраменко, Оля Цветкова, Вероника Тихонова, Саша Конникова и Альбертс Албертс, Антон Вдовиченко, Денис Чернышев.