Московская школа современного искусства: выпускники о процессе обучения
Московская школа современного искусства выпускает специалистов для локальной и мировой арт-сцены. Там можно стать куратором, художником в сфере новых медиа, галеристом и даже культурным пиарщиком. В школе готовят широкий диапазон профессионалов. Сейчас MSCA открывает набор на программы нового учебного года.
Мы поговорили с выпускниками программы «Современное искусство» и выяснили, что им дала школа, как они изменились за время обучения и какие у них планы на будущее.
Анастасия Литвинова
КАКОЙ ГЛАВНЫЙ УРОК ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ШКОЛЫ?
Художником стать никогда не поздно. У нас в группе было много ребят разного возраста, с несколькими высшими и уже состоявшейся карьерой в других сферах, которые не побоялись буквально все бросить и с головой «окунуться» в искусство. Не бойтесь рисковать, это того стоит.
ТЫ ИЗМЕНИЛАСЬ ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЧЕЛОВЕК И КАК ХУДОЖНИК?
Обучение очень интенсивное, оно не может тебя не поменять. Ты по-другому начинаешь воспринимать окружающую реальность. Как художник я тут не изменилась, а появилась. За что всегда буду благодарна Британке, это очень родное место, настоящая Аlma mater.
КАКИЕ ПРОЕКТЫ У ТЕБЯ БЫЛИ В ШКОЛЕ?
Было много практики, поэтому только за первый год появляется как минимум пять работ в различных медиумах от 2Д до перформанса. Это не считая внешкольной деятельности, участия в опенколлах и первых попыток делать свои выставки с одногруппниками. Одним из самых ярких опытов, пожалуй, был монтаж инсталляции «Ризома» для совместного конкурса Британки и ТЦ «Времена года», когда мы за одну ночь скрутили и спаяли пять тысяч алюминиевых вешалок. Финальный проект «Петрикор» исследовал синтетические практики городских ритуалов на примере «разгона облаков». Там был сложнейший монтаж, нужно было изменить микроклимат части помещения, но в итоге все удалось.
Лидия Жудро
КАК ТЫ РЕШИЛАСЬ ПОЙТИ ИМЕННО НА ЭТУ ПРОГРАММУ?
Когда я пришла на программу «Современное искусство», то уже получила высшее юридическое образование, прошла практику в судебной системе, закончила фотошколу и поучилась в Британской высшей школе дизайна, поэтому выбирала искусство в качестве второго образования осознанно. На этом курсе разносторонняя и насыщенная программа, опытные преподаватели, много практики и возможность для формирования самостоятельного непредвзятого отношения, — а это очень важные ориентиры для художника. Так я решилась на этот путь, чему очень рада!
КАКОЙ ГЛАВНЫЙ УРОК ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ШКОЛЫ?
В художественной практике важно не только то, что делаешь, а также то, чего не делаешь — от чего сознательно отказываешься.
КАКИЕ ПРОЕКТЫ У ТЕБЯ БЫЛИ В ШКОЛЕ?
На первом курсе я печатала фотопроект на заработанных денежных купюрах. Во втором полугодии делала работу из воздушных шаров с собственным дыханием в пространстве вакуума. А уже на дипломной выставке на Винзаводе показывала видео с практикой эвритмии (прим. ред. — древнегреческое искусство художественного движения, получившее развитие в начале XX в. в Европе) и партисипаторную (прим. ред. — предполагающую вовлеченность публики в процесс создания произведения или его представления) инсталляцию из светодиодов, которые дублировали положение звезд на небе в день вернисажа. Для выставки «Эссам» в галерее на Солянке в 2017 году мне пришлось собирать велосипедные рамы со всей Москвы и Подмосковья, но результат того стоил.
Марго Макарова
КАКОЙ ГЛАВНЫЙ УРОК ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ШКОЛЫ?
Не думай — делай. Я всегда чувствовала потребность в собственном художественном высказывании, но всегда было не до этого — когда-нибудь потом, в следующем году или в следующей жизни. Однажды я не смогла ответить на вопрос: «О чем ты мечтаешь?». Начала перебирать все, что приходит в голову. Своя художественная практика и выставочная деятельность тогда попадали в разряд чего-то сверхъестественного. Оказалось, надо не много. Просто делать, а не думать.
ТЫ ИЗМЕНИЛАСЬ ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЧЕЛОВЕК И КАК ХУДОЖНИК?
Конечно! Я меняюсь постоянно и в то же время, кажется, не меняюсь совсем. Нельзя разделять художника и человека: любое решение влияет на меня, как на человека, а художественная практика исходит из моего внутреннего состояния. Не надо ждать лучшего момента, а отражать в своем художнике своего человека. Каждый день.
КАКИЕ ПЛАНЫ ДО НОВОГО ГОДА?
Начало сентября вышло очень насыщенным. 6 сентября состоится аукцион молодого искусства от команды Newnow × Blanar Art. После него мы представим завершающий художественный проект в коллаборации с музыкальной группой Andreground. Параллельно уже начинаем работать над новой интеграцией современного искусства в повседневную жизнь человека.
Также я приступаю к работе над проектом, который сформулировала для себя еще 1,5 года назад, но не прилагала специальных усилий, не ускоряла процесс, а как будто наблюдала со стороны за его естественным формированием. Он сам меня догнал, а значит — самое время. Собираю наработки в чемодан с теплой одеждой и еду с ними в Норильскую резиденцию Polart на несколько недель. А, если честно, год работы в составе Newnow показал, что планировать бессмысленно, что-то обязательно пойдет не так.
Уля Савич
КАК ТЫ РЕШИЛАСЬ ПОЙТИ ИМЕННО НА ЭТУ ПРОГРАММУ?
Все началось с визкома (прим. ред. — курс «Визуальные коммуникации» в Британской высшей школе дизайна) лет 7 назад. Тогда я приехала на интенсив к Леониду Славину и поняла, что хочу делать дизайн, а не думать, что я его делаю. Потом я пошла на совриск — дизайн все же про других, а тут ты говоришь свое своим голосом на своем языке. Сейчас это все соединилось! Я работаю в музее современного искусства «Гараж», рада тому, что нахожусь в культурном контексте, состою в отчаянной банде Newnow.
ТЫ ИЗМЕНИЛАСЬ ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЧЕЛОВЕК И КАК ХУДОЖНИК?
Я просто с собой познакомилась, но это комбо! Москва, школа, люди…
РАССКАЖИ, ЧТО БЫЛО САМОЕ СЛОЖНОЕ И КАК ДОЛГО РАБОТАЛА НАД ПРОЕКТАМИ?
Честность к себе — самое сложное, остальное — детали.
КАКИЕ ПЛАНЫ ДО НОВОГО ГОДА?
Стамбульская биеннале и концерт Земфиры там же.
Таша Дмитриева
КАКОЙ ГЛАВНЫЙ УРОК ТЫ ВЫНЕСЛА ИЗ ШКОЛЫ?
Важная фраза: «Если это убрать, изменится ли смысл?». Очень часто мы увлекаемся в своих художественных высказываниях (да и в обычной жизни) и стараемся сделать их сложнее, но это только отвлекает от самой сути.
ТЫ ИЗМЕНИЛАСЬ ЗА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ЧЕЛОВЕК И КАК ХУДОЖНИК?
Обучение всегда нас меняет. Life-long learning — девиз школы, и я полностью его поддерживаю. До обучения я никогда не занималась современным искусством, так что в моем случае — это дверь.
КАКИЕ ПРОЕКТЫ У ТЕБЯ БЫЛИ В ШКОЛЕ?
"Anno Domini" — скульптурная группа, визуализация военной деятельности человечества от Рождества Христова и до наших дней. Проект "Semiosis sound art" посвящен знакам. Я расположила знаки на нотном стане, в попытке дешифровать послание. Музыкант, владеющий нотной грамотой, может воспроизвести письмо, но каждый из них наполнит своим смыслом. В проекте "Lustration" омовение символизирует ритуал жизни. Капля за каплей вода вымывает основной слой, проявляя разнообразие ее форм. В дипломном проекте "Modus" я исследую время. Можно ли измерить прошлое и будущее? Но время ощущается только через настоящее, только в нем мы существуем. Этот проект был процессуальным — работы исчезали в процессе экспонирования.