«Жить и работать в культурной журналистике — это уже отдельная важная миссия». 5 редакторов о том, зачем писать об искусстве в 2023 году
В рамках темы месяца мы решили рассказать о тех, кто часто остается за кадром, а точнее — за текстом. Писать об искусстве в 2023 году нелегко, однако среди тех, кто продолжает это делать, есть немало талантливых журналистов, которые стремятся поддерживать малоизвестных художников, небольшие институции и самоорганизации в регионах. Какая у этих людей миссия, материал мечты и о чем, по их мнению, пишут неоправданно мало — читайте в нашем материале.
Анастасия Каменская
Шеф-редактор объединенной редакции «РБК Стиль», креативный директор, колумнист «Объединения» и один из авторов книги «24 слова». Читает лекции в Британской высшей школе дизайна и ведет крошечный личный телеграм-канал (о котором до настоящего момента знали только друзья) под названием My daily dose of drama
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОЯ МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ И КАК ВЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ?
Искать и находить новые углы и точки зрения в текстах, проектах, обложках и видео, рассказывать о тех, о ком все мы должны знать не когда-нибудь, а прямо сейчас. А еще формулировать все это не на словах, а в делах, прежде всего.
КАКИМ ТЕМАМ РОССИЙСКИЕ СМИ ОКАЗЫВАЮТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОПРАВДАННО МАЛО ВНИМАНИЯ?
Думаю, это тема благотворительности, потому что внимания для нее никогда не будет много. Чем больше мы говорим о социальном, выбирая самые разные (кстати, не только серьезные, но и развлекательные тоже) форматы и формы, тем больше заботимся друг о друге и о том, что нас окружает. Промолчать или сказать о важном, на самом деле, — тот выбор, который постоянно делает каждый из нас.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС МАТЕРИАЛ МЕЧТЫ, К КОТОРОМУ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПОДСТУПИТЬСЯ В БЛИЖАЙШЕМ ГОДУ?
Новые обстоятельства задают и новые контексты планирования. И, конечно, все мы ищем новый язык не только, да и не столько для выражения мыслей, сколько для поддержки. Хочется, чтобы она была не просто словом. Как правильно поддерживать делами, как говорить о культурных проектах и делать их здесь и сейчас — вопрос, на который все мы продолжаем искать ответ. Наверное, главная мечта — то, чтобы эти поиски привели к новым делам.
Маша Бессмертная
Почти два года как редактор отдела культуры The Blueprint, училась в Литературном институте, работала в КоммерсантЪ-Weekend, писала для Сеанса, The Village, и других
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОЯ МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ И КАК ВЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ?
Слова «миссия», конечно, хотелось бы избежать, но если серьезно, мне кажется, культурная журналистика должна давать контекст, а не оценку — расширять, так сказать, словарный запас читателя. Жду не дождусь, когда жанр безответственной и бессмысленной «рецензии» уже наконец нас покинет.
КАКИМ ТЕМАМ РОССИЙСКИЕ СМИ ОКАЗЫВАЮТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОПРАВДАННО МАЛО ВНИМАНИЯ?
Хочется, чтобы кто-нибудь системно писал про весь ужас, который происходит в так называемой консервативной части нашего культурного процесса — все эти выставки «про Русь» и «про НАТО», фильмы про Бабу Ягу и панфиловцев, концерты «патриотов» — но для этого, конечно, нужны пишущие люди с очень хорошим вкусом, таким же чувством юмора, совестливые и бесстрашные — учитывая наши исторические обстоятельства. Я сама все никак не займусь продюсированием чего-то подобного.
Игорь Гребельников
Обозреватель искусства в газете «Коммерсантъ» — в ней же в самом начале «нулевых» начинал свой путь в арт-журналистике. Позже писал об искусстве, редактировал разделы культуры в различных газетах и «глянце», был шеф-редактором журналов Harper’s Bazaar Art и «Диалог искусств»
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОЯ МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ И КАК ВЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ?
Я пишу о современном искусстве, о музейных выставках. Это сложные материи, ведь, скажем, большие выставки готовятся долго — месяцы, годы, над ними работают много людей, — а ты должен написать быстро, коротко и ясно. Мне важно соблюсти баланс: чтобы статья была понятна широкой аудитории, даже тем, кому нет никакого дела до искусства, а с другой стороны, чтобы спустя годы ее содержание не устарело и по ней можно было понять, что это было и как воспринималось в контексте своего времени. По работе я часто читаю старые обзоры выставок — в архивах «Коммерсанта», "New York Times", "The Guardian" — это дико интересно.
КАКИМ ТЕМАМ РОССИЙСКИЕ СМИ ОКАЗЫВАЮТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОПРАВДАННО МАЛО ВНИМАНИЯ?
У нас не анализируют культурную политику, как и механизмы культуры. Этим, наверное, сложно увлечь читателя, но надо пытаться. Скажем, отставки и назначения музейных директоров кажутся событиями огромной важности, их долго муссируют, но культурная политика этим не ограничивается. Взять хотя бы цензуру в искусстве: есть она или нет? какие ее последствия? — было бы интересно об этом почитать. Из-за оголтелого пиара есть перекосы в освещении событий: музеи и институции, у которых нет лишних денег на продвижение проектов, оказываются в «слепой зоне» — от этого все теряют. Сейчас в Литературном музее идет выставка «О разных Маяковских» к 130-летию поэта, ярчайшей фигуре нашего искусства, — вот уж кто был инфлюэнсером! Там много ценных, уникальных экспонатов, отличная концепция и драматургия, но об этой выставке почти не пишут.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС МАТЕРИАЛ МЕЧТЫ, К КОТОРОМУ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПОДСТУПИТЬСЯ В БЛИЖАЙШЕМ ГОДУ?
Хотелось бы написать лонгрид в духе «Нью-Йоркера» о каком-нибудь малоизвестном художнике — живом или уже умершем, или о каком-нибудь забавном явлении на границе искусства и жизни. Так, чтобы длинная статья читалась запоем, а телеграм-каналы — коль там теперь уйма читателей — пересказали ее вкратце.
Алиса Дудакова-Кашуро
Корреспондент и редактор The Art Newspaper Russia
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОЯ МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ И КАК ВЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ?
Не просто информировать, но и проблематизировать.
КАКИМ ТЕМАМ РОССИЙСКИЕ СМИ ОКАЗЫВАЮТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОПРАВДАННО МАЛО ВНИМАНИЯ?
Недостает текстов, где доступно раскрывались бы теоретические аспекты искусства. Также недостает честной, раскованной критики: о культурных событиях, будто о покойниках, пишут либо хорошо, либо никак (а ведь от качества критики во многом зависит витальность художественных процессов).
ЕСТЬ ЛИ У ВАС МАТЕРИАЛ МЕЧТЫ, К КОТОРОМУ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПОДСТУПИТЬСЯ В БЛИЖАЙШЕМ ГОДУ?
В нынешних условиях «материал мечты» – тот, который ты можешь написать, не считаясь с конъюнктурой и идеологическим курсом.
Ксения Ламшина
Руководитель Радио «Культура», ведущая, автор телеграм-канала «Культурные люди»
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОЯ МИССИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ И КАК ВЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ?
Мне кажется, жить и работать в культурной журналистике — это уже отдельная важная миссия. Профессиональных журналистов в этой области все равно недостаточно, чтобы освещать весь культурный контекст в масштабах страны. И существует еще проблема разрозненности и практически полностью отсутствующего внимания со стороны столичных СМИ и блогеров к тому, что происходит дальше, чем Москва.
Если смотреть уже и именно с точки зрения того, чем именно я занимаюсь, то моя миссия — это показать, что культура не заканчивается, как и не начинается в Москве, что все, что происходит в масштабах страны, связано между собой, и, на самом деле, влияет на все. Я считаю важным рассказывать о событиях, инициативах, отдельных деятелях из регионов. Когда ты планомерно занимаешься региональной повесткой на протяжении уже многих лет, то начинаешь понимать, что Москва — не является законодателем тенденций, особенно сейчас, не центр культуры, что, например, далеко за Уралом есть свой неповторимый культурный слой, с удивительными людьми и произведениями, с другой стратегией развития культуры, с другими смыслами.
Мне кажется важным учить людей, а я много преподаю культурную журналистику, связывать вообще все события между собой, собирать все в единую картину. У меня есть свой метод, который базируется исключительно на логике, на анализе событий в масштабах всей страны. Нет никакого разрыва, все едино, важно уметь это видеть. Находить же связи — это мой журналистский адреналин. Но таким образом я вижу и векторы развития тех или иных культурных явлений. Еще важнее показывать, что за каждым культурным явлением стоят люди, а люди — это всегда важнее всего.
КАКИМ ТЕМАМ РОССИЙСКИЕ СМИ ОКАЗЫВАЮТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОПРАВДАННО МАЛО ВНИМАНИЯ?
Центральные СМИ уделяют непростительно мало внимания событиям за пределами Центральной части России. Сегодня, когда многие вынужденно развернулись в сторону страны, картина немного меняется, но все равно в фокус внимания прежде всего попадают опять же столичные события, которые инициированы из центра (гастроли, проекты наших крупных музеев, привычные для нас всех события, инициированные привычным пулом творцов), региональные самостоятельные события в Федеральные СМИ попадают опять же в меньшей степени. И так же мы все не рассказываем о людях на местах, повторюсь — люди — это наше самое большое достояние, а в России огромное количество талантливых, деятельных людей.
Мне кажется, современной хореографии тоже не хватает внимания, а она есть, развивается, она нуждается в нашей поддержке.
На самом деле проще сказать, о чем чаще всего пишут, чем обозначить проблемные зоны. Культурные журналисты и блогеры как жили в очень ограниченном кругу институций и творцов, так и продолжают жить. Понятно, что, скажем, жителям Москвы не слишком интересно, что там происходит в Магадане или Иркутске, но именно журналисты и блогеры могут постепенно сформировать запрос и на это знание. Медленный процесс, но он необходим. Тем более, что сейчас внутренний туризм развивается стремительно и интерес может возникнуть совершенно естественным путем. Но стимулировать любопытство необходимо.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС МАТЕРИАЛ МЕЧТЫ, К КОТОРОМУ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПОДСТУПИТЬСЯ В БЛИЖАЙШЕМ ГОДУ?
У меня 5 эфиров в неделю и телеграм-канал, все что меня интересует, так или иначе я изучаю и транслирую людям. Но, пожалуй, моя мечта — снять цикл документальных фильмов о культурных инициативах, которые идут от людей (самоорганизации, частные арт-резиденции, социокультурные проекты, лаборатории и многое другое). И тем самым связать всех, показать, что у нас единый культурный контекст, есть смыслы, с которыми работают художники, композиторы, музыканты, исследователи, кстати, эти смыслы в большинстве случаев отличаются от того, что производит Москва, и точно они прозрачнее для самих творцов.