САША ПОСОХ

ИНТЕРВЬЮ

01 February, 2021

Саша Посох – молодой художник и архитектор. В своих работах совмещает разные форматы: они создаются в цифровом пространстве, печатаются на бумагу, трансформируются, сканируются, переходят снова в онлайн, анимируются, превращаются в объекты. Мы поговорили с Сашей о том, что иногда нужно просто наблюдать и фиксировать моменты, ощущения, состояния в настоящем.

РАССКАЖИ О СЕБЕ – КТО ТАКОЙ САША ПОСОХ?
Официально я Саша Чурганов. Посох – фамилия по отцовской линии, использую ее как псевдоним. Мне очень нравится слово посох и хорошо, что у меня есть на него право. Недавно закончил магистратуру МАРШ, по образованию архитектор. Не могу определенно сказать, чем я занимаюсь: сейчас мы снимаем клип, до этого я делал объекты, параллельно создаю графические работы и коллажи.

ТВОИ РАБОТЫ – НА СТЫКЕ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВА, АРХИТЕКТУРЫ И КОЛЛАЖА – КАК ТЫ САМ ИХ КЛАССИФИЦИРУЕШЬ?
В портфолио я назвал себя architect and multimedia artist – думаю, такое определение пока что меня устраивает. Но мне очень хочется верить, что получится соединить все медиа во что-то одно – пока не знаю, во что. Чтобы медиа были инструментами. Было бы хорошо, если не было бы никакого стыка, чтобы все сложилось, я к этому стремлюсь.

КАКАЯ ОСНОВНАЯ ТЕМА ТВОИХ РАБОТ, МАГИСТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?
Мои работы про меня. Хотелось бы иметь какую-то основную тему, но я так много думаю о своем детстве, что, кажется, эти работы про то, что я люблю. Есть список слов, которые меня волнуют: пустота, заурядность, формальность, подмена. В то же время хочется сказать: ни о чем.

У ТВОИХ РАБОТ КЛАССНЫЕ НАЗВАНИЯ 'МОРЕ ПОПЛАТИТСЯ', 'КОПИЯ ГОДА', 'Я ВЕНЕРА У МЕНЯ РОЖДЕНИЕ', 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА' – КАК ОНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ? ДЛЯ МНОГИХ ХУДОЖНИКОВ НАЗВАНИЕ – ОДИН ИЗ САМЫХ БОЛЬШИХ ВОПРОСОВ.
Самые хорошие из них – это кусочки из записей или что-то спонтанно придуманное. Всегда хочется дать актуальное название, которое добавляло бы работе моментальности. Иногда попадается фраза, которую я только увидел, и она сразу запомнилась – то есть, если слова нравятся в моменте, значит содержат часть сегодняшнего состояния. А бывает, что работа старая и без названия, тогда получается актуализировать ее через слова.

ТВОИ РАБОТЫ – ЭТО ТОЛЬКО ЦИФРОВОЕ? ИЛИ ТАМ ЕСТЬ ФОТОГРАФИИ, БУМАГА, КОЛЛАЖИ?
Бывает по-разному – что-то рисую на бумаге, затем сканирую, печатаю, редактирую и еще раз печатаю; что-то делаю в цифре и потом печатаю и сканирую. Но это не фотографии. Обычно это сканы, на них лучше всего видна бумага. Мне нравится постоянство сканера – это как бы стерильная передача материальности бумаги. Иногда работы на плоскости выходят в объем – я перевожу композиции и смыслы в скульптуры и объекты.
Чаще всего меня вдохновляют словесные сочетания, какие-то странные фразы. Я могу вычитать их из формальных объявлений в подъезде или на улице. Иногда что-то нахожу в книгах, иногда придумываю. Эти фразы становятся названиями работ или даже их темой.

ЧТО ЗА КЛАССНЫЙ САЙТ ПРО ТРОПАРЕВО?
Тропарево трип – мой проект про прогулки по району, я живу там. Люблю фотографировать, а на одной из прогулок пришла мысль сделать проект про свои выходы. Там всегда есть дата, сами фотографии и мои наблюдения или комментарии. Сайт дает возможность структурировать рандомные выходы и осмыслять прогулки, фиксировать в них свои состояния. Получается нерегулярный дневник с определенной геопозицией. Хочется, чтобы вся Москва была охвачена такими трипами – на каждый район по проекту. Есть ощущение, что место, куда мы возвращаемся, всегда обделено вниманием, а на самом деле оно содержит кучу открытий для пространственного переживания.

ТРИ ЛЮБИМЫХ ПРОЕКТА?
Гипсовый телевизор – это объект, который я сделал во время учебы в МАРШ в студии бюро SAGA. Тема моего диплома была связана с затоплением, и во время исследования этой проблемы в России, я наткнулся на затопленное поселение – Хорпинское. Что удивительно, в селе была сделана панорамная гугл-съемка, получается, только она и осталась от села. Мне показалось важным зафиксировать Хорпинское до затопления. И я решил, что гипсовый телевизор – это артефакт, фиксирующий это состояние до. В телевизор помещается айфон и бесконечно проигрывает мою прогулку по селу.

Няндома – маленький населенный пункт на севере России, он существует, потому что там железнодорожная станция. Пробыл один день в Няндоме. Приехал утром, хотя поезд вечером. На видео запечатлен мой день в городе. Я был со старой видеокамерой, никого не смущал. Думаю, такого должно быть больше – просто фиксации, концентрирования на чем-то, документации своих ощущений.

Последняя моя анимация – она про квадратный куст у меня на районе. Сфотографировал его прошлой зимой, а наткнулся на него, когда пересматривал фотографии для Тропарево-трип. Оказывается, он очень важный. Перед этим я экспериментировал с музыкой, сделал анимацию, и все сложилось. Мне очень нравится этот куст.

ИНТЕРВЬЮ

01 February, 2021