SAGA / АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО

мастерская

29 June, 2020

В этот раз сходили в гости к архитектурному бюро SAGA (еще зимой, поэтому в окнах снег не кажется). Ребята, ровно как и их проекты, очень про все мифическое и красивое. Поэтому про мастерскую узнать подробностей и тайных историй не удалось, но мы подумали: кто может задать лучшие вопросы кроме них самих? И предложили ребятам взять друг у друга интервью.

слева направо партнеры бюро: Алина Квирквелия, Юлия Ардабьевская, Артем Стаборовский

АЛИНА, У ТЕБЯ САМЫЙ БОЛЬШОЙ И КРУТОЙ ОПЫТ ОБРАЗОВАНИЯ (МАРХИ-ETH-STRELKA), РАССКАЖИ, ПРО ШИФТ МЕЖДУ НИМИ, КАК ПОМОГАЕТ, ЧТО ДАЛО В РАБОТЕ, А ТЕПЕРЬ ЕЩЕ И В ПРЕПОДАВАНИИ?
Я очень рада, что мне повезло поучиться в школах с таким разноплановым подходом – это очень расширило мое представление о том, какой бывает архитектурное образование, архитектура и архитекторы. В МАРХИ учишься красиво рисовать, в ETH сталкиваешься с очень высоким уровнем погружения в профессию, просто видишь лучших из лучших и от них учишься. Я не раз сравнивала ETH с Хогвартсом для архитекторов. А Стрелка реально учит критически мыслить – наоборот, выдернула меня из архитектурного контекста и показала, что мир не ограничивается автокадом, что есть политика, экономика, экология, и все это, так или иначе, на архитектурную практику оказывает существенное влияние.
Я обожаю учиться, а в этом году впервые попробовала учить – это оказалось намного сложнее, чем я предполагала, но невероятно увлекательно. От МАРХИ мне в преподавании помогло развитое чувство графической культуры. От ETH общая архитектурная эрудиция плюс понимание, как учат в институте мирового уровня. А от Стрелки не зацикленность только на архитектуре. Поиск тем и вдохновения вне архитектуры.

АРТЕМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСНОВАТЬ С НАМИ САГУ, ТЫ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ РАБОТАЛ В МЕГАНОМЕ. РАССКАЖИ ПРО ОТКРЫТИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ДРУГОЙ МАСШТАБ – ОБЪЕКТОВ И КОМАНД?
Масштаб – это очень интересная тема, он всегда связан с разными механиками жизни. На первый взгляд, между устройством города и чашкой мало общего. Но у них схожие экономические законы появления, сомасштабность человеческому телу, и даже порой их объединяет материал, из которого они созданы.
Наблюдение за этими механиками, наверное, и есть суть архитектуры.
В моей практике коллекция масштабов выстаивалась от большого к малому, если огрубить – от изучения города к чашке, и думаю, что если бы последовательность была обратной, я стал бы совершенно иным архитектором.

ЮЛЯ, ТЫ ВСЕГДА МНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАЛА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ОГРАНИЧИВАЯСЬ, КАК ЭТО ЧАСТО БЫВАЕТ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АРХИТЕКТУРОЙ. ЧТО ЭТО ДАЛО ТЕБЕ В РАБОТЕ? ЧТО ХОЧЕТСЯ ПОПРОБОВАТЬ ЕЩЕ В БУДУЩЕМ?
Я называю это 'синдромом самозванца'. Он может быть страшным энергопоглотителем, а может, наоборот, давать невероятный драйв на авантюры. 'Все возможно'. Неожиданно снимать документальный фильм, задавая его героям вопросы, на которые они не могут не ответить, фотографировать кинозвезду, говоря ему как именно позировать, оказаться в закрытом книгохранилище Ленинской Библиотеки в одиночестве, пока снимаешь серию репортажных снимков – мне кажется, в старости я буду пытаться рассказать все эти истории внукам, и может быть они поймут, что значит для меня эта магия. Границ не существует.

АЛИНА, ДО МОЕГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ, У ВАС С ЮЛЕЙ БЫЛА СВОЯ ПРАКТИКА. ЕЩЕ РАНЕЕ ТЫ РАБОТАЛА С ЮЛЕЙ МАЛЫШЕВОЙ. В ЧЕМ ТЫ ВИДИШЬ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ, В ЧЕМ МИНУСЫ, А В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА?
Мне кажется, для современной архитектурной практики особенно верно выражение 'один в поле не воин'. Убеждена, что по-настоящему классный продукт – это всегда результат слаженной работы команды, но команда команде рознь и от грамотного 'дизайна' команды зависит и процесс, и результат. Главный смысл любой работы – это классная энергия, которая генерится в процессе – энергия созидания (простигосподи). То есть, мне кажется, это именно про процесс – про обмен идеями, знаниями, когда каждый участник чувствует себя включенным, чувствует свою нужность, уникальность и причастность. Каждый из нас ограничен своей точкой зрения и рано или поздно достигает своего потолка. И только в команде можно продолжать каждый раз придумывать что-то совсем иное и уникальное. В команде можно делить не только победы, но и поражения, и чувствовать поддержку от людей в тот момент, когда это нужно, а такие моменты бывают у всех. Из минусов, наверное – хорошую команду очень сложно собрать, удержать и развивать, это большая ответственность, так как по пути можно кого-то сильно обидеть.

ЮЛЯ, МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ НАЗВАТЬ ТРИ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ОБЛАСТЕЙ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ ТЕБЯ И НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ КОТОРЫХ МОЖЕТ РОЖДАТЬСЯ КАКОЙ-ТО УНИКАЛЬНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ ТЕБЕ ПРОДУКТ? И ЧТО ЭТО ЗА ПРОДУКТ МОГ БЫ БЫТЬ?
Я бы сказала, что мечта – достигнуть 'цельности мифа'. Хотя нет, не мифа. Это скорее мир – с соответствующей плотностью повествования. И вот чтобы создать цельный мир, как свои 'звездные войны', все инструменты хороши: архитектура, политика, образование, мечты, медиа, книги, кино. У нас еще нет перед глазами цельной финальной картины, но я верю, что все, что создается уже сейчас – часть этого пазла.

АРТЕМ, ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА. БАНАЛЬНОСТИ, НО – ПРОЕКТ МЕЧТЫ?
Проект мечты это, конечно, скользящая позиция. Когда-то я мечтал о том, чтобы спроектировать летний павильон, потом мечтал о маленьком баре, потом мечтал спроектировать стул. Сейчас мечтаю спроектировать маленький город, состоящий из маленьких домов, баров и стульев. Наверное, мечта в архитектуре – это не масштаб или типология, а глубина ее насыщения придуманными предметами и детальками.

мастерская

29 June, 2020