Гардероб: чем вдохновляется художница по костюмам Венера Казарова
Автор: Анастасия Лобачёва
Фото и видео: Светлана Макарова, Анет Аристова, Анастасия Лисицина, Лена Холкина, Наталья Березина
15 May, 2023
Венера Казарова — художница, дизайнер одежды. Ее костюмы можно увидеть в различных театральных постановках и перформансах.
А еще у нее есть достаточно заметный Инстаграм, в котором Венера через костюмы рассказывает о своих переживаниях, создавая целые отдельные миры. Мы поговорили о том, что ее вдохновляет, кем из художников и художниц интересуется она сама, и как Венера выглядит в обычной жизни.
ТЫ ДИЗАЙНЕР И ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ. РАССКАЖИ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ КАРЬЕРА?
С самого детства я всегда хотела заниматься именно этим. Я отучилась по своей специальности, но уже на последнем курсе университета начала «сходить с ума», — я всегда это так называю в шутку — стала понимать, что не буду работать дизайнером на производстве и что повседневная одежда меня мало интересует. Это был непростой период, поскольку то, что мне действительно хотелось делать, не получало тогда практического применения. Но я познакомилась с фотографом Ирой Бордо, и ей было интересно снять мои костюмы — этот ее интерес подбодрил и воодушевил меня на создание следующей серии, это был 2009 год.
В итоге, я создавала образы на один раз, исключительно для фотосъемок, и отсюда происходит моя любовь к бумаге и работе с подручными материалами. Тогда меня интересовала исключительно форма костюма, но сейчас это трансформировалось во что-то большее: со временем они стали выражением моих «посланий», каждый несет в себе определенный месседж, как если бы они были рассказом или песней. Но при этом это все еще костюм — то, чему я училась, что я хорошо знаю, чувствую и люблю. Многие мои образы со всех сил стараются быть нормальными, возвращая к изначальной идее того, что это одежда — у нее есть воротники, пуговицы и прочие детали, но при этом в ней разворачиваются целые миры.
Так я начала работать с костюмом как с концепцией. Мне стало мало работы над формой и визуалом, так как хотелось при этом сказать что-то более сложное. Эти концепции максимально раскрывались в моих перформансах, когда я одевала людей в свои костюмы, давала им кодовые слова, и далее художники сами импровизировали и раскрывали их, интегрируясь настолько, что уже сама одежда становилась перформером и медиатором моих месседжей.
ТЫ ВСЕ СОЗДАЕШЬ САМА ИЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ ПОМОЩНИКИ? РАССКАЖИ О ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ.
У меня нет помощников, я все создаю сама, за исключением костюмов для городских мероприятий и спектаклей, когда их шьют на производстве. Но даже в этих случаях я сама создаю маски и головные уборы.
Можно сказать, что я придумываю свои образы из всего, но при этом доминантным материалом является бумага. Процесс длится недолго: я не люблю ковыряться с технологией, поскольку нужно не передержать момент, когда вдохновляет идея, над которой я работаю.
В СОЗДАВАЕМЫХ ТОБОЙ ОБРАЗАХ ОЧЕНЬ ТОНКО И КРАСИВО ПЕРЕДАЕТСЯ И ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В МИРЕ, И ТВОИ ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. ЧЕМ ТЫ ВДОХНОВЛЯЕШЬСЯ?
Я не знаю, насколько понятно это прозвучит, но я не придумываю свои образы — они просто появляются в моей голове как отклик какого-то острого переживания или эмоции. Видимо так устроен мой мозг — любая сильная эмоция, которую я испытываю, визуализируется во мне этими образами. Например, мне было страшно, но нельзя было показать это, и в эту же секунду, как только я это испытала, я увидела, как развязывается розовый бант на моем животе и внутри орет мой рот. Как я это придумала? Не знаю, просто сильное эмоциональное потрясение простимулировало образ.
Еще меня очень вдохновляет природа, особенно цветы и рыбы. Так что, отвечая односложно на этот вопрос, могу сказать, что меня вдохновляют цветы, рыбы и мои личные переживания — это основное топливо для образов.
А КОГДА ПОЯВИЛСЯ ОТДЕЛЬНЫЙ ИНСТАГРАМ?
Инстаграм я завела намного позже, когда он был уже практически у всех, в 2014 году. Я решила вести страничку, потому что это одно из основных средств продвижения своего искусства.
У ТЕБЯ ДОВОЛЬНО МНОГО ПОДПИСЧИКОВ. КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ? СПЕЦИАЛЬНО ЛИ ТЫ РАСКРУЧИВАЛА СВОЮ СТРАНИЦУ?
Я никогда не раскручивала свою страницу, просто вела ее и регулярно дополняла новыми работами. Подписчики — это результат перепоста нескольких более раскрученных аккаунтов, благодаря чему обо мне узнало больше людей. Моя аудитория — это самые разные люди, и, кстати, среди них есть те, кто со мной с самого начала, это особенно ценно.
А КТО-ТО ПОМОГАЕТ ТЕБЕ ДЕЛАТЬ СЪЕМКИ ДЛЯ ИНСТАГРАМА?
Мне помогает моя подруга, Светлана Макарова, она профессиональный оператор и именно благодаря ей я начала снимать stop-motion видео. Возможно, если бы не Света, это и не пришло бы мне в голову.
ТЫ ГДЕ-ТО ХРАНИШЬ СВОИ РАБОТЫ? ИЛИ, МОЖЕТ БЫТЬ, ИХ КТО-ТО ПОКУПАЕТ?
Работы я не продаю. Когда жила в Москве, до марта 2022 года, они все хранились на складе, который я арендовала и оборудовала специально для этого.
Сейчас, когда я пытаюсь развивать свое творчество в другой стране и пока не совсем разобралась как именно это сделать, мои работы нигде не хранятся, за исключением некоторых деталей, которые я дарю своим новым друзьям и знакомым.
ПОДЕЛИШЬСЯ ТЕМ, В КАКОЙ СТРАНЕ ТЫ СЕЙЧАС НАХОДИШЬСЯ?
Я нахожусь в Германии, в марте был ровно год, как я тут оказалась. Процесс интеграции происходит очень мягко, это другая страна, но мне повезло: я познакомилась тут с прекрасными людьми, которые очень поддерживают, и я не чувствую себя гостем.
В КАКИХ ТЕАТРАХ СЕЙЧАС МОЖНО УВИДЕТЬ ТВОИ РАБОТЫ КАК ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ?
Ближайшее мероприятие, где можно будет увидеть мои работы, пройдет со 2 по 4 июня в Дюссельдорфе, это фестиваль Strike a Pose. Фестиваль будет проходить в пространстве K21 Kunstsammlung NRW, это музей искусства XXI века. Идея фестиваля состоит в том, чтобы представить проекты на стыке искусства и моды, и наладить сотрудничество между художниками и дизайнерами или модными брендами.
ТЫ ЛЮБИШЬ НАРЯЖАТЬСЯ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ?
В обычной жизни я хожу, в основном, во всем черном, но модой, конечно, очень интересуюсь.
А КТО ТВОИ ЛЮБИМЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ ИЛИ БРЕНДЫ?
Commes des Garçons, Victor&Rolf, Junya Watanabe, Martin Margela, Simone Rocha, любимые дизайнеры — Диор, Шанель, Баленсиага.
ЕСТЬ ЛИ КТО-ТО ИЗ ХУДОЖНИКОВ ИЛИ ХУДОЖНИЦ, КТО ТОЖЕ РАБОТАЕТ В ТАКОМ ЖЕ СТИЛЕ И ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?
Это, конечно же, художница Рей Кавакубо (прим.ред — японский модельер и дизайнер, основательница бренда «Comme des garcons» и «Dover Street Market») — никто так не мыслит форму, как она, и иногда мне даже кажется, что она уже все придумала и ничего уже не может возникнуть после. В любом случае, если говорить о художниках, которыми я восхищаюсь, это прежде всего она.
НА КОГО, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ СЕЙЧАС ПОДПИСАТЬСЯ В ИНСТАГРАМЕ?
Ибрагим Камара — это аккаунт стилиста и главного редактора журнала Dazed. Он просто невероятный художник, который может надеть на человека все, что угодно, нет никаких ограничений ни в материалах, ни в объектах, которые он может вмонтировать в свои образы, которые могут быть стильными и абсурдными одновременно.
Алиса Горшенина — российская художница, о которой многие уже и так знают, и все же объясню, почему она в тройке моих любимых. Это имя для меня настоящее явление в современном российском искусстве. Я думаю, она одна из самых талантливых художниц на данный момент и, кроме своего творчества, Алиса поражает своими личными качествами, о которых я могу судить только как многолетняя подписчица. И все же — она очень строга к окружающим и, в том числе, к самой себе. Для меня искусство всегда было критерием добра, зла, этических ценностей, и Алиса это доказывает каждым текстом под своими публикациями.
Доан Ли — тут я не буду многословна, просто посмотрите, пожалуйста, как это красиво. Художница работает в направлении био-арт. Это чистая красота, не отягощенная ни концепциями, ни смыслом.
Автор: Анастасия Лобачёва
Фото и видео: Светлана Макарова, Анет Аристова, Анастасия Лисицина, Лена Холкина, Наталья Березина
15 May, 2023