ONERS / ЛИЛИТ АСИРЯН

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: ЕВА РОНДО

ФОТО: ЮЛИЯ ТАТАРЧЕНКО

ФОТО: JOHAN WENNESTRÖM

22 July, 2020

Лилит Асирян – художница, графический дизайнер и создатель онлайн магазина Oners. На платформе представлены предметы искусства, которые можно использовать в повседневной жизни.
Каждый артефакт – результат ручной работы, единственный в своем роде предмет, который соединяет в себе художественную ценность и утилитарность. Это подтверждает и название платформы: в переводе oners – редкие предметы.
На фотографиях можно увидеть, как каждый объект становится частью обычной жизни, гармонично дополняя интерьер, создавая интересные композиции геометрии, света и цвета со связкой ключей, нарезанным сыром, кусочком имбиря.
Словно выросшие сами по себе на месте, на котором они стоят, работы художницы имеют природные мотивы и органическую форму, возвращая нас к мысли, о том, откуда берутся окружающие нас вещи.

Как мне известно, ты родилась в Армении, училась в Москве и в Лондоне, а сейчас живешь в Швеции. Все эти места сами по себе очень контрастные – интересно, как это повлияло на твое творчество, как менялся твой взгляд на искусство в связи с такими большими переменами в жизни?
Да, все верно. Можно сказать, что первые двадцать лет моей жизни развивались более или менее статично, так как Ереван, Москва и Лондон достаточно индустриальные города – с природой у меня было в принципе мало контакта. Через год после того, как я переехала в Стокгольм, я встретила своего мужа, который вырос в глубокой деревне на границе с Норвегией, и тогда в первый раз (смешно, но правда) по-настоящему поняла, каково это – 'отключаться' среди природы. А природа, конечно, конструктор лучше нас, и, если внимательно приглядеться, то она еще и искусный художник! Оттуда и идет все вдохновление, все формы. Глина – одна из самых старых материалов в мире, и мне очень важно запечатлеть в своих формах то, откуда мы пришли и куда идем. Поэтому я также использую самые примитивные способы гончарства: камни и фосилы – мои друзья, и орудую я ими без колеса.

Как на тебя повлияла в частности Швеция, ее природа и уклад жизни?
Швецию я обожаю, но, конечно, иногда скучаю по Армении, по еде в частности. Я жила там всего лишь до трех лет и только летом возвращалась. Но духовно я все же привязана к ней больше, чем к России.

Изначально ты работала графическим дизайнером, как произошел переход к объему, пластике и выбору такого материала, как керамика?
К сожалению, на керамике не проживешь, поэтому я все еще графический дизайнер 80% времени, и мне очень важно держать проект зоной свободного творчества, которое не диктуется только законом спроса и предложения. Oners – мой терапевт.

Расскажи побольше про историю Oners, как все начиналось, как идея развивается сейчас?
Все началось после первого ребенка и пяти лет работы в агенстве. Было ясно, что к этой жизни я возвращаться не хотела – работать на кого-то точно не мое, мне очень плохо дается кого-то слушать..
Я стала больше и больше интересоваться всем, что касается нашей планеты, которую я потом оставлю моему ребенку: перестала есть мясо, стала шить детскую одежду и перестала покупать неизвестно где произведенные вещи.
Если подумать, половина того, что выходит на продажу, производится очень далеко и должно ехать к вам, а это но-но-но для нашей маленькой земли, а люди, которые производят эти вещи – рабы больших корпораций. Как иначе может кружка из ИКЕА стоить 99₽? Я честно не понимаю, что происходит в мире, и как люди могут так продолжать жить. Стоит посмотреть пару фильмом про индустрию одежды или даже всем любимый последний фильм 'Планета Земля' Дэвида Аттенборо, чтобы понять, что мы уже точно поздно спохватились. Но земля э-гэ-гэ живунчик, а про нас я не знаю.
В конце концов, все мои многолетие зарисовки в один день превратились в физические объекты в мастерской моего свекра (он гончар). Это было четыре года назад, и после этого я уже не могла остановиться.

Так как платформа предназначена для продажи твоих работ, тяжело ли тебе расставаться с ними? Отправлять их в новую среду 'обитания'?
Я всегда оставляю себе по одному малышу из каждого батча, а остальных очень рада поселить в домики своих клиентов – они у меня очень отзывчивые и, мне кажется, любят моих ребят столько же, сколько и я.

Сейчас для многих важен вопрос признания своих работ. Классическая характеристика искусства связана с его неутилитарностью, поэтому у многих есть желание максимально отделить свои работы от повседневной жизни. Твои артефакты очень мягко стирают эту грань, образуя синтез искусства и предметов бытового назначения. В тексте на сайте Oners ты даешь новое определение своих объектов и их функций, как ты к этому пришла?
Мне кажется, это идет от того, что я графический дизайнер, а не художник: мне было не только важно, но именно нужно дать моим объектам такую форму существования, чтобы они могли войти в контакт с владельцем и влиться в его жизнь, а не стоять и пылиться красивыми на полочке.

Важна ли для тебя уникальность предметов при покупке вещей тобой?
Самое главное для меня – это знать откуда-кем-как вещь была сделана, если есть секонд-хенд или альтернативы из переработанных материалов, я их всегда приветствую.

Какое значение в твоей жизни имеет дом?
Я очень люблю свое гнездо. Мы много переезжали, и потом я сама с шестнадцати лет уехала из дома и много меняла локации (по-моему, за всю свою жизнь я прожила в 35 квартирах), поэтому иметь свое гнездо – это счастье!

Расскажи о своих ближайших планах, есть ли какие-то намечающиеся проекты?
Да, проектов много, времени мало – все как всегда! Буду делать версию 2.0 моих зеркал, а также работать с классным шведским иллюстратором над созданием паттернов для новой коллекции Oners – думаю, будет круто. Ну, и планирую делать много разных настенных часов. И вот это все осенью..

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ: ЕВА РОНДО

ФОТО: ЮЛИЯ ТАТАРЧЕНКО

ФОТО: JOHAN WENNESTRÖM

22 July, 2020