ГЕРБАРИЙ / PENNLAB

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ

18 March, 2021

Совсем недавно в Москве открылась фотогалерея Pennlab. Пространство открылось выставкой работ 16 молодых российских художников, работающих с фотографией и фиксирующих современность здесь и сейчас. Каждый из авторов работает с темой личного, вынося его в публичное поле. Работы авторов объединяет хрупкость, искренность, нежность, интуитивность, сочетающиеся с критическим подходом. Кураторы выставки – тандем Анастасии Цайдер и Петра Антонова, к которым в этот раз присоединилась Елена Аносова.

Вынесенный в название проекта Александра Никольского (работа слева) термин 'рефракция' означает изменение направления движения волны на границе двух сред. Схожее преломление автор ищет в переходном ландшафте между природным и человеческим, советским и постсоветским. Пейзажи Никольского масштабируют геологические текстуры до антропоморфного измерения, соотнося незаметную жизнь неживого с заметной статичностью живого.

'Удушье' Марины Истомины осмысляет коллективную травму сибирских лесных пожаров. Вместо того, чтобы сосредоточиться на прямом изображении пожара, величественных лесных массивов, охваченных огнем, проект заставляет участников по-своему перепрожить коллективную травму в личном опыте, напоминая как о субъективности переживании любой травмы, так и о чьей-то личной ответственности, стоящей за каждым пожаром.

Пандемия наглядно продемонстрировала хрупкость картины мира и самого мироустройства. То, что было навсегда – закончилось, что казалось невероятным – стало нормой. Новое жизнеустройство смешало личное и публичное. Частные пространства квартир оказываются на виду у коллег в бесконечных зум-конференциях, любое скопление людей вызывает тревогу. Переживание эпидемии становится настолько коллективным, что осмысление собственного опыта начинает казаться излишним. У запертых в своих квартирах людей истончается ощущение реальности, что помогает разглядеть примечательное в повседневном – в бликах на воде, цветении яблони, запахе травы.

Искренность и чувственность представленных авторов становится понятной и актуальной.
В эстетической выверенности, точности работы с формой нам слышатся ноты жуткого, надвигающейся катастрофы, еще неведомой в момент создания. Может показаться, что авторы упиваются красотой навсегда уходящей эпохи, а преобладание эстетики и формы вызывает ассоциации с началом ХХ века, Серебряным веком, искусством-предвестником перемены. Коллекция бабочек, собранная Владимиром Набоковым в его беззаботном и счастливом детстве, перестает быть просто собранием засушенных остовов насекомых – их красота приобретает дополнительное измерение непонятого пророчества.

  • Проекты Ольги Воробьевой (по центру) сняты в Крыму, в месте где она родилась. Girl Who Used To Be фокусируется на предельно чувственном восприятии женственности, природы и света. Coast Kids рассматривает современную молодежь полуострова по мере того, как она отстраивает свою новую идентичность. Воробьева не претендует на роль объективного исследователя, пропуская образы через себя и соотнося их со своим личным опытом.
    Проекты Ольги Воробьевой (по центру) сняты в Крыму, в месте где она родилась. Girl Who Used To Be фокусируется на предельно чувственном восприятии женственности, природы и света. Coast Kids рассматривает современную молодежь полуострова по мере того, как она отстраивает свою новую идентичность. Воробьева не претендует на роль объективного исследователя, пропуская образы через себя и соотнося их со своим личным опытом.
  • В серии 'Лимб' Даша Трофимова развивает тему взаимодействия коллективной и личной памяти. В натюрмортах-скульптурах художницы, родившейся и выросшей в Казахстане, а теперь живущей в России в статусе мигранта, объекты из частных и общественных пространств застывают в положении хрупкого равновесия, обретая новую коллективную форму и тем самым подчеркивая, 'остраняя' – свою индивидуальную.
    В серии 'Лимб' Даша Трофимова развивает тему взаимодействия коллективной и личной памяти. В натюрмортах-скульптурах художницы, родившейся и выросшей в Казахстане, а теперь живущей в России в статусе мигранта, объекты из частных и общественных пространств застывают в положении хрупкого равновесия, обретая новую коллективную форму и тем самым подчеркивая, 'остраняя' – свою индивидуальную.
  • Автопортреты Ани Мирошниченко (слева) осмысляют память автора о бабушке, одновременно апеллируя к классической портретной живописи. Лицо – культурно, эволюционно и этимологически воспринимающееся как наивысшее выражение личного – в них заменяется оставшимися от бабушки повседневными предметами. Полностью закрывая лицо автора, все они по-своему проявляют чувство дискомфорта и жуткого (unheimlich), в то же время отсылая к одной из главных черт коронавирусной эпохи – маскам.
    Автопортреты Ани Мирошниченко (слева) осмысляют память автора о бабушке, одновременно апеллируя к классической портретной живописи. Лицо – культурно, эволюционно и этимологически воспринимающееся как наивысшее выражение личного – в них заменяется оставшимися от бабушки повседневными предметами. Полностью закрывая лицо автора, все они по-своему проявляют чувство дискомфорта и жуткого (unheimlich), в то же время отсылая к одной из главных черт коронавирусной эпохи – маскам.
  • Герои фильма Насти Безруковой (слева) оказываются в сюрреалистичных декорациях бывшего советского санатория и вынуждены выполнять странные ритуалы, воспроизводящие опыты пребывания в полу-личном полу-публичном пространстве застывшего времени лечебного учреждения.
    Герои фильма Насти Безруковой (слева) оказываются в сюрреалистичных декорациях бывшего советского санатория и вынуждены выполнять странные ритуалы, воспроизводящие опыты пребывания в полу-личном полу-публичном пространстве застывшего времени лечебного учреждения.
  • Название проекта Игоря Елукова отсылает к Аугсбургской книге чудес, иллюстрированной рукописи XVI века, перечисляющей сверхъестественные явления от Всемирного потопа до времени создания книги. Работы Елукова вносят фантасмогорические трансформации в общедоступный ландшафт с помощью пиротехнических эффектов, световых инсталляций, макетов, и, таким образом, присваивают ландшафт путем изменения.
    Название проекта Игоря Елукова отсылает к Аугсбургской книге чудес, иллюстрированной рукописи XVI века, перечисляющей сверхъестественные явления от Всемирного потопа до времени создания книги. Работы Елукова вносят фантасмогорические трансформации в общедоступный ландшафт с помощью пиротехнических эффектов, световых инсталляций, макетов, и, таким образом, присваивают ландшафт путем изменения.
  • В серии 'Я и Ты' Никиты Пирогова (слева) фигуры людей совмещаются с нежными градиентам витражей. Витражи становятся, с одной стороны, материализацией 'внутреннего света' героев, с другой – проекцией идеализированного представления о сущности 'другого'. Границы градиентов подчеркнуто неточны, что напоминает об эфемерности и условности любой подобной проекции.
    В серии 'Я и Ты' Никиты Пирогова (слева) фигуры людей совмещаются с нежными градиентам витражей. Витражи становятся, с одной стороны, материализацией 'внутреннего света' героев, с другой – проекцией идеализированного представления о сущности 'другого'. Границы градиентов подчеркнуто неточны, что напоминает об эфемерности и условности любой подобной проекции.
  • Портреты молодых людей Александра Веревкина (по центру) предельно документальны, но при этом открытость героев, находящихся между детством и взрослостью, их сугубо личное отношение к автору вступают в не сразу заметный, но чувствуемый конфликт с общественным пространством, в котором они сфотографированы – и в котором затем демонстрируются их портреты.
    Портреты молодых людей Александра Веревкина (по центру) предельно документальны, но при этом открытость героев, находящихся между детством и взрослостью, их сугубо личное отношение к автору вступают в не сразу заметный, но чувствуемый конфликт с общественным пространством, в котором они сфотографированы – и в котором затем демонстрируются их портреты.
  • Федор Конюхов (слева) в проекте 'Пост-Москва' рассматривает ландшафт 'постгорода', сформированный рыночными механизмами, лишенный цельности и отчужденный. Рассматривая его архитектуру, элементы инфраструктуры, его разрывы и пустоты, он ищет в них личное измерение, сценарии взаимодействия человека и пространства.
    Федор Конюхов (слева) в проекте 'Пост-Москва' рассматривает ландшафт 'постгорода', сформированный рыночными механизмами, лишенный цельности и отчужденный. Рассматривая его архитектуру, элементы инфраструктуры, его разрывы и пустоты, он ищет в них личное измерение, сценарии взаимодействия человека и пространства.
  • Герои проекта Дарьи Назаровой создают свое собственное публичное пространство – 'Алоэ', функционирующее по законам пространства личного – 'пейзаж, в котором можно жить повседневной сказкой', 'тайное королевство', частью которого становится художник и тщательно его документирует.
    Герои проекта Дарьи Назаровой создают свое собственное публичное пространство – 'Алоэ', функционирующее по законам пространства личного – 'пейзаж, в котором можно жить повседневной сказкой', 'тайное королевство', частью которого становится художник и тщательно его документирует.
  • В серии 'Лимб' Даша Трофимова развивает тему взаимодействия коллективной и личной памяти. В натюрмортах-скульптурах художницы, родившейся и выросшей в Казахстане, а теперь живущей в России в статусе мигранта, объекты из частных и общественных пространств застывают в положении хрупкого равновесия, обретая новую коллективную форму и тем самым подчеркивая, 'остраняя' – свою индивидуальную.
    В серии 'Лимб' Даша Трофимова развивает тему взаимодействия коллективной и личной памяти. В натюрмортах-скульптурах художницы, родившейся и выросшей в Казахстане, а теперь живущей в России в статусе мигранта, объекты из частных и общественных пространств застывают в положении хрупкого равновесия, обретая новую коллективную форму и тем самым подчеркивая, 'остраняя' – свою индивидуальную.

КУРАТОРЫ
Анастасия Цайдер, Елена Аносова, Петр Антонов
ХУДОЖНИКИ
Илья Батраков, Настя Безрукова, Александр Веревкин, Ольга Воробьева, Игорь Елуков, Марина Истомина, Мария Кожанова, Федор Конюхов, Ольга Матвеева, Аня Мирошниченко, Дарья Назарова, Александр Никольский, Никита Пирогов, Ира Рокка, Макс Романенко, Даша Трофимова

Выставка проходит по адресу: Москва, Бумажный проезд, дом 14, стр. 2.

ВЫСТАВКИ

ФОТОГРАФИИ: НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ

18 March, 2021